воскресенье, 23 августа 2015 г.

Игры-занятия с детьми 8—10 месяцев (по Э. Пилюгиной)



«Хоровод в саду как практическое упражнение для воспитателя:
 число зафиксированных моментов.

 Общее наблюдение (за всеми детьми, принимающими участие в игре), индивидуальное (за одним, произвольно выбранным ребенком).
Инициатива, начало, расцвет и распад хоровода. Кто подает идею, организует, ведет, а кто выходит из игры по решению общего собрания?

Одни дети выбирают соседей, другие берут за руки двух случайно оказавшихся рядом. Одни охотно разлучаются, чтобы дать место новым участникам. Другие протестуют. Одни часто меняют место, другие все время остаются на одном и том же. Одни в паузах ждут терпеливо, другие теряют терпение, подгоняют: "Ну, начинайте же!" Одни стоят неподвижно, другие переступают с ноги на ногу, жестикулируют, громко смеются. Одни зевают, но не уходят,  другие уходят  - либо потому, что их не интересует игра, либо потому, что их кто-то обидел. Одни настойчиво требуют главной роли, другие довольствуются положением рядовых участников. Мать хочет подключить к игре малыша – один возражает: "Нет, он слишком маленький",- другой отвечает: "Что он тебе, мешает, пускай стоит".

Если бы игрой руководил взрослый, он ввел бы очередность, справедливое - на его взгляд - распределение ролей и, уверенный, что помогает, внес бы в игру принуждение. Двое, почти все время одни и те же, бегают (кошка и мышка), играют (волчок), выбирают (садовник), остальные, верно, скучают? Один глядит, другой слушает, третий поет шепотом, вполголоса, громко, четвертому вроде бы и хочется принять участие в игре, но он как-то все не решается, сердце от волнения как сумасшедшее колотится. А десятилетний лидер-психолог быстро оценивает ситуацию, овладевает ею, верховодит.
В любом коллективном действии, следовательно, и в игре, делая одно и то же, они отличаются хотя бы в самой мелкой детали.

И мы понимаем, каков он в жизни, среди людей, в действии, каков на него "спрос на рынке", что он впитывает, что может, как ценят его окружающие, какова степень его самостоятельности, его стойкость по отношению к массе. Из интимного разговора мы узнаем, чего он хочет, из наблюдения в коллективе - на что способен; там узнаем, каково его отношение к людям, здесь увидим скрытые мотивы его отношения. Если мы видим ребенка только в одиночестве, мы узнаем его лишь с одной стороны.
Если дети его слушаются, то как он долго добился, как пользуется своей властью; если же дети не слушают его, но хочет ли он этого, страдает ли, злится, стремится ли к тому активно или просто бессильно завидует, настаивает или мирится? Часто или редко спорит, капризом или тщеславием руководствуется, тактично или грубо навязывает свою волю? Избегает ли тех, кто руководит им, или же льнет к ним?
Стойте, давайте сделаем так... Подождите, так будет лучше... Я не играю... Ну ладно, говори, чего ты хочешь»...
Януш Корчак «Как любить ребёнка»



  ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 8—10 МЕСЯЦЕВ (по Э. Пилюгиной)

Вынимание и вкладывание игрушек разной формы и цвета
(от 8 месяцев и старше)

Автор отмечает, что взрослый учит ребенка выполнять простейшие действия с предметами, обращая его внимание на цвет и форму, вызывает эмоционально-положительный отклик, формирует двигательную активность рук. Игры-занятия, предлагаемые Пилюгиной, всегда просты и интересны!

В качестве дидактического материала используются ведерко с крышкой и мелкие игрушки разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок прямоугольной формы — кирпичик, грибочек, огурчик, мячик. Сверху в ведерке лежат кубик, кирпичик, пирамидка — предметы, которые могут быть устойчиво размещены на столе. Высота ведерка равна 10—12 см, размер перечисленных игрушек 3—5 см.
Родители показывают малышу ведерко, закрытое крышкой, потряхиваете им и поясняете, что там что-то есть. Сняв крышку, нужно показать малышу предметы, находящиеся в ведерке. Затем предложить опустить руку в ведерко и достать какую-либо игрушку. Вначале ребёнок достанет кубик или брусок. Порадуйтесь этому: «Ах, какая красивая игрушка!» Предоставив малышу возможность рассмотреть кубик, обследовать его, взрослый напоминает, что в ведерке еще есть игрушки, и предлагает достать еще что-нибудь. Таким образом, ребенок достает вначале кубик, затем брусок-кирпичик, пирамидку, грибочек, огурчик и, наконец, мячик.
После рассматривания и манипулирования каждым предметом взрослый просит малыша положить их на стол, затем расположить предметы таким образом: кубик на кирпичик, а сверху поставить пирамидку или грибочек.
Ребенок по собственной инициативе может попытаться положить один кубик на другой, круглый предмет на овальный, постигая на практике, что не все эти предметы ставятся, некоторые хорошо катятся.
После того как малыш рассмотрит все игрушки, ему можно предложить сложить их в ведерко. Вначале родитель складывает игрушки сам, затем просит малыша помочь ему, далее предоставляет возможность ребенку действовать самостоятельно. Если ребенок пассивен на занятии и не проявляет желания складывать игрушки в ведерко, можно мягким движением взять его руку в свою и вместе с ним складывать игрушки. При этом важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении.
Если же, сложив игрушки в ведерко, малыш хочет снова их достать, занятие можно повторить. Общая продолжительность занятия составляет 58 минут.
Занятие должно заканчиваться после складывания всех игрушек на место, т. е. в ведерко. Если ребенок откажется это сделать, взрослый складывает игрушки сам. Особенно понравившуюся игрушку, например мячик, можно дать ребенку для дальнейшей самостоятельной игры.
Занятие может повторяться 3—4 раза с одним и тем же материалом. При частичной или полной смене игрушек оно будет интересным для ребенка длительный период.
Данная игра-занятие проводится с детьми первого года жизни индивидуально, а начиная с годовалого возраста ее можно проводить с двумя-тремя детьми одновременно.


Вынимание и вкладывание больших и маленьких кубиков (от 10 месяцев и старше)

Продолжаем обучение ребенка простейшим действиям с предметами. Игра-занятие обогащает сенсорный опыт малыша в процессе действия с большими и маленькими предметами, способствует развитию координации движений рук.
В качестве дидактического материала Пилюгина предлагает  использовать большое и маленькое ведерко с комплектом больших и маленьких кубиков (четыре больших и четыре маленьких). Высота большого ведерка составляет 16 см, маленького — 10 см. Длина ребра большого кубика равна 4,5 см, маленького — 3 см.
Взрослый показывает ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, потряхивает им, предлагает открыть крышку и достать те предметы, которые находятся в ведерке, хвалит ребенка за выполненные действия. После того как ребенок достанет кубики, рассмотрит их, взрослый предлагает малышу сложить все кубики снова в ведерко, помогает выполнить задание. Когда кубики будут собраны в ведерко, взрослый предлагает закрыть его крышкой.
Похвалив малыша, родитель ставит рядом с большим ведерком маленькое и предлагает посмотреть, что лежит в маленьком ведерке. Помогая малышу открыть крышку, он предлагает вынуть все предметы и рассмотреть их. Затем взрослый раскладывает из большого ведерка большие кубики и объясняет малышу, что у них теперь много игрушек — большие и маленькие.
Далее вы начинаете вместе с малышом складывать большие кубики в большое ведерко. Затем предлагаете малышу сложить оставшиеся кубики в маленькое ведерко.
Если ребенок проявляет интерес к занятию, ему можно предложить выполнить задание еще раз. В этом случае дайте ребенку оба ведерка, понаблюдайте, как малыш открывает крышки, и, если есть необходимость, помогите ему. Важно, чтобы малыш раскладывал кубики на столе в поле своего зрения, не нагромождая их друг на друга. Затем пододвиньте к ребенку маленькое ведерко и предложите сложить в него маленькие кубики. После отбора маленьких кубиков нужно вместе с ребенком закрыть крышкой маленькое ведерко и предложить малышу сложить оставшиеся большие кубики в большое ведерко.
Ребенок охотно играет с предметами маленького размера, так как они удобны для захватывания. Поэтому, взрослый вначале сам складывает большие кубики, а ребенок берет маленькие, более удобные для него предметы. Во втором случае взрослый предлагает малышу отобрать маленькие предметы и сложить их в маленькое ведерко.
Игра-занятие длится 5—8 минут. В конце игры малышу можно предложить поставить оба ведерка с собранными игрушками на место.
Игра-занятие проводится с детьми 3—4 раза. Однако следует внимательно следить за интересом ребенка к ней. Если интерес ослабевает, то игрушки следует обновить. Во время игры-занятия не требуйте от ребенка точного отбора больших и маленьких предметов. Достаточно, чтобы он учился вынимать и вкладывать предметы, открывать и закрывать крышки, а при захватывании игрушек раскрывать ладонь соответственно их величине.
С детьми первого года жизни данная игра-занятие проводится индивидуально, а начиная со второго года одновременно можно заниматься с двумя детьми. Важным при этом оказывается не сам возраст, а уровень развития малыша.



Вынимание и вкладывание предметов разного цвета (от 10 месяцев и старше)

Цель данной игры-занятия — накапливать у ребенка цветовые представления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать зрительную и осязательную активность.
В качестве дидактического материала предложено использовать ведерко с крышкой и комплект мелких предметов, окрашенных в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный или белый цвета. К ведерку подбирается комплект следующих игрушек: помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговик. Как видим, помидор может представлять красный цвет, апельсин — оранжевый, лимон—желтый, огурец — зеленый, слива — синий, цветок — фиолетовый, жук — черный, снеговик — белый.
Высота ведерка 12 см, размер игрушек для вкладывания 3—4,5см, цвет — яркий, чистый, примерно одинаковой насыщенности.
Показывая ребенку ведерко, взрослый предлагает открыть его и посмотреть, что находится внутри. Малыш снимает крышку и достает из ведерка мелкие игрушки. Взрослый помогает малышу раскладывать их на столе так, чтобы они все были в поле зрения ребенка и не закрывали друг друга. Взрослый называет те предметы, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые.
Игрушки размещаются на столе в соответствии с цветовой гаммой: слева от ребенка красный помидор, затем оранжевый апельсин, желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белого снеговика ребенок размещает сам.
Предоставив малышу возможность рассмотреть игрушки, взрослый предлагает собрать их. Придвинув к малышу ведерко, он сначала сам кладет туда одну игрушку и предлагает малышу следовать его примеру. Когда все предметы будут собраны, взрослый просит ребенка закрыть ведерко крышкой. Если ребенок проявляет интерес к игрушкам, то взрослый вместе с ребенком встряхивает ведерко, перемешивая в нем игрушки, и предлагает малышу снова открыть ведерко, достать игрушки и разместить их на столе.
Поведение малыша взрослый регулирует словами: открой, достань, положи, закрой.
Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: «Молодец, правильно, красивая у тебя игрушка!»
В ходе одной игры ребенок может выполнить задание дважды. Общая продолжительность игры-занятия составляет 58 минут. С детьми первого года жизни, примерно с десяти месяцев, игра- занятие может проводиться 3—4 раза в зависимости от интереса ребенка. Ее можно проводить и с ребенком второго года жизни. В этом случае игра-занятие проводится 2 раза, затем с некоторым перерывом ее можно провести еще несколько раз в зависимости от интереса малыша.
Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и вкладывает предметы, открывает и закрывает крышку ведерка, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам различного цвета. У многих детей может наблюдаться избирательное отношение к цвету, что зависит от предшествующего опыта малыша.



ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОТ 9—10 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА

В этот период происходит интенсивное развитие движений руки под контролем зрения. Если раньше дидактическая ценность занятия полностью программировалась игрушкой, то теперь все большее значение приобретает общение взрослого с ребенком.
Немаловажным оказывается и то, что раньше малыш во время игр- занятий лежал на спине или на животе. Теперь, в возрасте от 9 месяцев и старше, здоровый, нормально развивающийся ребенок хорошо сидит. Он имеет возможность по-новому взглянуть на окружающую действительность, по-новому действовать двумя руками.
Малыш с увлечением вкладывает и вынимает небольшие предметы из емкостей, нанизывает кольца на стержень, проталкивает предметы разной формы и величины в соответствующие отверстия. Внимание ребенка привлекает рисование, он эмоционально реагирует на след, оставленный фломастером на бумаге, и т. д.
Итак, движения рук начинают интенсивно совершенствоваться. Раньше они были довольно примитивны. Малыш хватал игрушки, тащил их в рот, размахивал ими, стучал. Основой дидактических игр занятий был случайный результат, полученный за счет непроизвольных движений рук. На данном возрастном этапе результат достигается малышом в том случае, если он самостоятельно сориентируется, как и когда раскрывать или закрывать ладонь, на­бросить кольцо на стержень, в какое отверстие опустить тот или иной предмет.
Умственное развитие малыша достигает такого уровня, когда он может заранее знать, какой результат получит. Именно теперь у него начинают формироваться произвольные, преднамеренные действия с предметами. Бесспорно, что это происходит в чисто практическом плане. Но после нескольких случайных попаданий малыш начинает программировать свои действия.
Особое значение имеет перенос усвоенных действий от одной конкретной ситуации к другой. Так, малыш, наблюдая за пишущим взрослым, может надеть колечко от пирамидки на ручку, карандаш. Он кормит не только куклу по предложению взрослого, но и по собственной инициативе может покормить собачку, белочку и т. д.
В этот период важно регулировать силу движений руки малыша Нередко ребенок с размаха резко опускает, а точнее, бросает игрушки в ведерко, буквально срывает кольца с пирамидки. Задача взрослых — приучать малыша выполнять действия аккуратно. Дело в том, что именно на данном возрастном этапе малышу необходимо научиться, не разбив и не расплескав содержимое, ставить чашку на стол, подносить ее ко рту и т. д.
Короче говоря, для развития движений рук ребенка открывается новый, довольно большой спектр действий. Огромное значение приобретает регуляция действий ребенка словом. Дидактические игры-занятия строятся с учетом использования следующих слов: посмотри, открой, достань, положи, сложи, закрой, поставь на место, аккуратно, дай мне, ведерко, игрушка, пирамидка и т. д.





«Мы  уже  говорили  о  том,  что  всевозможные  народные  песни, сказки,
пословицы,   поговорки,   загадки,   составляющие  любимую  умственную  пищу
дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи.
     В  последнее  время  детские  сады всей страны с удесятеренной энергией
взялись  за  речевое  воспитание  дошкольников.  Ведется  дружная  борьба  с
такими,  например,  диалектизмами  малых  ребят,  принесенными  из  домашней
малокультурной   среды,   как   "вздравствуй",   "транвай",  "пондравилось",
"хочем",  "хотишь",  "ляжь",  "мы  лягем",  "калидор",  "мы  обратно  лепили
снежную бабу" и проч.*.
     ______________
     * "Дошкольное воспитание", 1955, ь 6, стр. 17-40.

     Речь  младшего  дошкольника,  как  мы только что видели, особенно бедна
прилагательными.   В   речи   детей  прилагательные,  по  данным  Вахтерова,
составляют  всего  три-четыре  процента.  Поэтому  задача  "обогащения детей
прилагательными имеет существенное значение"*.
     ______________
     *  Л.А.Пеньевская,  Обучение родному языку. Сборник "Вопросы обучения в
детском  саду",  М.  1952, стр. 123. Ссылку на Вахтерова я заимствую из этой
статьи.

     Но  и  здесь  все  дело  в  педагогической  чуткости. Я, например, знаю
родителей,   которые,   вознамерившись  выполнить  эту  задачу,  так  ретиво
принялись  за  работу,  что  пришлось  обуздывать  их  пыл.  Ибо  нельзя  же
перегружать  детский  мозг  огромными  дозами  таких недетских эпитетов, как
"трогательный",   "меланхолический",  "изысканный",  "томный",  "банальный",
"роковой"  и  т.д.  Для  ребенка  ни один из них не имеет (и не может иметь)
никакого  конкретного  смысла,  так  как  все они - за пределами его личного
опыта,  и те родители, которые торопятся преждевременно навязать их ребенку,
тем  самым  приучают  его  к  пустословию.  Тактичный  педагог,  исполненный
уважения  к  детям,  к  закономерностям  их  нормального языкового развития,
всегда найдет возможность обогащать их речь без такого насилия над ними.
     Задача  воспитателя  не  в  том,  чтобы возможно скорее снабдить малыша
преизбыточным  количеством  недетских  имен  прилагательных, которые ребенку
еще  не  скоро  понадобятся,  а  в  том,  чтобы  раз  навсегда вооружить его
важнейшими   навыками   соотносить  качественные  приметы  вещей  (размер  с
размером,  окраску  с  окраской и т.д.), потому что у ребенка до двухлетнего
возраста  -  даже  несколько  позже - "сфера качества... не получила четкого
расчленения.  Умея  отличать качество от количества или от действия, ребенок
в то же время не в состоянии правильно противопоставить их друг другу.
     Поэтому   он   большому   противопоставляет   красное,   поломанному  -
маленькое..."*
     ______________
     *  Н.X.Швачкин, Психологический анализ ранних суждений ребенка. Вопросы
психологии  речи  и  мышления,  "Известия  Академии педагогических наук", М.
1954, вып. 54, стр. 129.

     - Принеси мне коробочку точно такой величины, но чтоб была побольше.

     Характерный    пример   неумения   детей   дифференцировать   качества:
четырехлетняя  Лида  Григорян,  для  которой  сплели  венок  из одуванчиков,
увидела такой же венок на подружке:
     - У нас венки одинаковые, желтого размера!
     Отмечая  эту  особенность  мышления  младших  дошкольников, Н.X.Швачкин
подробно  рассказывает,  как  под влиянием педагогического эксперимента дети
мало-помалу  овладели  соотношением  качеств  двух  однородных предметов. "В
связи  с  этим, - справедливо замечает ученый, - мышление ребенка становится
все   более  упорядоченным  и  суждения  его  о  качествах  предметов  более
уточненными"*.
     ______________
     *  Н.X.Швачкин, Психологический анализ ранних суждений ребенка. Вопросы
психологии  речи  и  мышления,  "Известия  Академии педагогических наук", М.
1954, вып. 54, стр. 131.

     И вот еще пример такого же своеобразного отношения к логике:
     - У тебя большой шар, а у меня красненький.
     Таким  образом,  воспитание  речи  есть  всегда  воспитание мысли. Одно
неотделимо  от  другого.  Когда  двухлетний ребенок, узнав слово "красный" и
осмыслив  его,  выбирает из груды разноцветных предметов одни только красные
-  красный  грибок, красное ведерко, красный лоскут, красную пуговицу, - это
значит,  что  он,  пользуясь словом, произвел четкий анализ всего этого ряда
вещей и объединил их при помощи синтеза.
     "Такому  методу  умственной  деятельности... научило ребенка слово... -
говорит  ленинградский  психолог  А.А.Люблинская.  -  Без  речи,  без  слова
наглядность  нема.  Она  задерживает  познание детей на уровне конкретного и
особенного,  не  давая  возможности  перейти  к  отвлеченному,  а  значит, и
раскрыть существенное..."*
     ______________
     *  А.А.Люблинская, Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей.
Сборник "Вопросы детской и общей психологии", М. 1954, стр. 18 и 29.»


Корней Чуковский «От двух до пяти»


Комментариев нет:

Отправить комментарий