среда, 21 января 2015 г.

Игры и занятия с детьми от 7-ми месяцев и старше ( по Э.Г. Пилюгиной)


"Пастух предпочитает игру в карты игре в мяч:
 он и без того достаточно набегался за коровами.

 Маленький продавец газет и мальчик на побегушках только в начале своей служебной карьеры бегают охотно, но быстро выучиваются дозировать свои силы, раскладывая их на целый день. Ребенок, вынужденный нянчить младенца, не играет с куклой, напротив, он всячески убегает от ненужной обязанности.
Что же, значит, ребенок не любит работать? Работа ребенка бедных родителей имеет утилитарное, а не воспитательное значение, ни его силы, ни его индивидуальные черты и наклонности при этом во внимание не принимаются. Было бы смешно приводить в качестве положительного примера жизнь детей бедняков: в этой жизни тоже хватает своей скуки, зимняя скука тесной избы сменяется летней скукой двора или придорожной канавы, просто она приобретает другую форму, видоизменяется. Ни бедные родители, ни обеспеченные не в состоянии заполнить день ребенка так, чтобы череда его дней, выстраиваясь в логической взаимосвязи, от вчера через сегодня к завтра, составляла многокрасочное содержание жизни.
Многие детские игры на самом деле есть работа.
Когда они вчетвером строят шалаш, копают куском железа, стекла, гвоздем, вбивают столбики, связывают их, покрывают крышей из веток, выстилают внутри мхом, работая молча, напряженно или лениво, не всегда совершенствуя, развивая дальнейшие планы, делясь результатами наблюдений - это не игра - это работа. Пусть без достаточного навыка, несовершенными орудиями, с недостаточными материалами и потому малоэффективная и невыразительная по результатам, но зато организованная так, что каждый вкладывает в нее столько, сколько может, в зависимости от возраста, силы, умения.
Если детская комната, вопреки категорическим нашим запретам и внушениям, так часто превращается в мастерскую и склад хлама, то есть строительного материала для планируемых работ, то стоит подумать: не в этом ли направлении следует направить свои поиски?
Может, для комнаты маленького ребенка нужен не линолеум, а куча желтого песка, большая вязанка деревяшек и деревянная тачка с камнями?
Может, доска, пила, картон, фунт гвоздей, молоток, токарный инструмент были бы более желанными подарками, чем игрушки, а профессионал, обучающий ремеслу, - полезнее, чем учитель гимнастики?
Но тогда из детской пришлось бы удалить больничную тишину, больничную чистоту, благопристойность, покой и ужас перед царапиной на пальце.
Умные родители с неприязненным чувством велят: "Играй!" - и с болью слышат в ответ: "Все только играй да играй". А чем же им заниматься, раз у них нет своего дела?
Многое изменилось, к играм и развлечениям сейчас не относятся со снисходительной терпимостью, они вошли в школьные программы, все громче требуют для них территории. Изменения ежечасны, за НИМИ НЕ поспевает психика среднего отца семейства и воспитателя".
Януш Корчак "Как любить ребёнка"




Подтягивание игрушек (от 7 месяцев и старше)

В процессе такой игры-занятия у детей формируются практические навыки действия с предметами.
Материалом для занятия автор предлагает использовать уже знакомые неваляшки, резиновая собачка или кошка, погремушка. Ко всем игрушкам привязываются ленты шириной 2 см, длиной 20 см.
Перед ребенком, лежащим на животе, родителям предлагается разместить на расстоянии 25—30 см игрушки, а ленты от них протяните ближе к ребенку. Чтобы привлечь внимание малыша к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Далее нужно дать ребенку возможность действовать самостоятельно. Малыш может схватить любую из лент и потянуть к себе. Естественно, что игрушка при этом приходит в движение. Ребенок может подтянуть ее к себе и манипулировать ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, снова поставьте ее на прежнее место рядом с остальными игрушками и предоставьте малышу свободу действий.
Если малыш не обращает внимания на ленту, взрослый, вложив ее конец в ладонь малыша, отводит его руку в сторону. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал мышечное усилие, вызывающее движение игрушки.
После того как ребенок сам или с помощью взрослого подтянет игрушки и поиграет с ними, их можно оставить в поле досягаемости малыша. В дальнейшем можно понаблюдать, как малыш, лежа на спине, самостоятельно захватывает ленты, подтягивает игрушки, поднимает их, размахивает ими.
Игрушки с лентами остаются интересными для детей довольно долгое время. Периодически ленты можно менять. Новый рисунок и цвет лент очень порадуют детей. Лучше использовать ленты, тесьму, разные по фактуре, но из натуральных тканей (шелк, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты жесткие по фактуре, поэтому они нравятся детям.

 Манипулирование бочонком (от 7 месяцев и старше)

В ходе этой игры-занятия ребенок обогащается новыми сенсорными впечатлениями, рассматривая бочонок с хохломской росписью, манипулируя им.
В качестве дидактического материала родители берут бочонок с крышкой высотой 12—15 см.
Показав бочонок с расстояния полуметра, вызовите у малыша желание приблизиться к новому предмету. Если малыш подползет к вам и попытается взять бочонок, то не следует сразу отдавать ему заинтересовавший его предмет. Лучше крепко держать его в руках, чтобы ребенок приложил усилия. Дайте ему возможность взяться за крышку и открыть бочонок. Скорее всего, что это получится со второй или третьей попытки. Но сколько радости принесет младенцу результат его собственных действий!
Получив крышку от бочонка, малыш начинает рассматривать ее, поворачивает то одной, то другой стороной, перекладывая из руки в руку, а возможно, и попробует на зуб. Если ребенок выронит круглую крышку, покатившись, она опять привлечет его внимание, и он будет стремиться снова взять интересующий его предмет.
После непродолжительного манипулирования крышкой взрослый закрывает бочонок и отдает его малышу. Ребенок может катать бочонок, ползти за ним, пытаться открыть крышку. Сделать это ему на первых порах будет трудно, ведь для этого надо правильно поставить бочонок и, придерживая его одной рукой, другой открывать. Может возникнуть и такой вариант, когда малыш одной рукой прижимает к себе бочонок, а другой открывает.
Если малыш не пытается открыть крышку, а увлеченно катает бочонок, то взрослый 2—3 раза отодвигает закрытый бочонок от малыша и держит крепко в своих руках, оставляя малышу только возможность снять крышку.
Игра-занятие считается успешной, если ребенок рассматривал бочонок, катал его и 2—3 раза снял крышку.
Эта игра будет оставаться интересной долгое время, если вы будете вносить небольшие изменения, чтобы её разнообразия.



В процессе данной игры-занятия у ребенка формируется коор­динация движений рук, малыш учится соразмерять действия руки с величиной предметов.
В качестве дидактического материала используются хорошо знакомые ребенку бочонок и вложенные в него игрушки: кольцо от пирамидки, шарик, кубик.
В начале игры родитель показываете ребенку знакомый бочонок, закрытый крышкой, и потряхиваете им, затем предоставляете ему одну только возможность снять крышку и поманипулировать ею. Убираете крышку в сторону и снова привлекаете внимание ребенка, потряхивая бочонок и приговаривая: «Что это гремит? Давай посмотрим!»

Далее малышу предлагаются игрушки, находящиеся внутри бочонка. Если он их не замечает, взрослый вынимает какой-либо предмет и, показав его малышу, снова кладет в бочонок. При по­пытке ребенка достать предмет взрослый помогает ему. Так, если ребенок, чтобы достать из бочонка игрушку, направляет к нему раскрытую ладонь, взрослый помогает ему. Конечно, раздвинув пальцы, ребенок не достанет предмет, а собрать пальцы вместе и опустить в бочонок малыш не догадывается. В этом случае взрослый своей рукой помогает ему собрать пальцы вместе, опускает его руку в бочонок и дает возможность взять какую-либо игрушку.
Может случиться и так, что ребенок с первого раза не достанет игрушку. При повторной попытке дело пойдет более успешно. Если малыш сумеет достать что-либо из бочонка, он радостно показывает взрослому добытую игрушку. На предложение посмотреть, что еще лежит в бочонке, малыш охотно откликается, вынимая поочередно оставшиеся предметы.
Важно, чтобы во время игры взрослый держал бочонок, а малыш опускал в него руку. Если бочонок не держать, то малыш опрокинет его и игрушки сами выкатятся из емкости. В результате дидактическая ценность такой игры снижается.
Сформированное во время игры-занятия умение по-новому манипулировать предметами малыш по собственной инициативе начинает использовать в других ситуациях. Игра остается интересной для детей длительное время, если игрушки периодически менять.




Вынимание и вкладывание небольших игрушек (от 8 месяцев и старше)

Цель занятия  — это совершенствование движений и накопление сенсорного опыта.
В качестве дидактического материала можно использовать детское ведерко высотой 12—16 см и игрушки меньшего размера (но не меньше 3 см), сложенные в ведерке.
Как и на предыдущем занятии, вы, потряхивая ведерком с игрушками, привлекаете к нему внимание ребенка. Поскольку малыш уже умеет вынимать игрушки, то, показав ему игрушки в ведерке, предложите его малышу. Ребенок будет вынимать игрушки, а вы — придерживать ведерко руками, чтобы оно не опрокинулось.
Когда все игрушки будут вынуты и положены в ряд, покажите малышу пустое ведерко и похвалите его, сказав, что он вынул все игрушки и ведерко теперь пустое.
Дайте ребенку возможность поманипулировать игрушками 2—3 минуты, взрослый говорит, что теперь можно сложить игрушки в ведерко. Складывая поочередно предметы, называет их: «Шарик положим в ведерко и колечко тоже положим».
Складывая остальные игрушки, взрослый предлагает малышу: «Возьми кубик, положи его в ведерко». Если малыш взял не кубик, а другой предмет, то взрослый называет именно его и предлагает ребенку положить в ведерко. Если малыш не решается разжать пальцы и опустить игрушку, то взрослый осторожно разжимает пальцы ребенка. При успешных действиях он хвалит малыша.
Собрав вместе с малышом все игрушки, взрослый поясняет, что игрушки в ведерке. Отставив немного, примерно на полметра в сторону от ребенка ведерко, он спрашивает: «Где ведерко?» Малыш может потянуться к названному предмету или посмотреть в его сторону. Взрослый хвалит его: «Вот ведерко! Достань еще игрушки!» Придерживая его руками, взрослый предоставляет малышу возможность снова вынуть игрушки, поиграть с ними, затем собрать в ведерко.
Не забывайте хвалить ребенка за его сообразительность, а если поблизости находится еще кто-то из взрослых или старших детей, хорошо привлечь их внимание к успехам малыша: «Посмотри, как собрал игрушки Саша!»
Данная игра-занятие остается интересной длительное время, если игрушки будут меняться. Занятие весьма перспективно, так как уже в этом возрасте дети могут (и делают это с радостью) складывать игрушки в определенное место.
Данная игра считается успешной, если ребенок хотя бы один - два предмета опустил в ведерко.




Обследование различных предметов при постукивании (от 8 месяцев и старше)

Во время игры-занятия у детей накапливаются сенсорные впечатления в процессе манипулирования предметами разной фактуры.
В качестве дидактического материала можно использовать деревянный кубик и брусок прямоугольной формы (кирпичик), бубен, колокольчик.
Сидящему за столом или на полу ребенку вы показываете деревянный кубик, похлопываете по нему ладонью, негромко постукиваете им о стол или пол. Затем отдаете кубик ребенку и предлагаете ему совершить те же действия. Если ребенок сам не сможет их выполнить, возьмите своей рукой руку малыша с кубиком и постучите им о разные предметы.

Затем родитель показывает ребенку прямоугольный деревянный брусок (кирпичик), производит те же действия и передает его малышу.
После этого используется бубен, по которому вначале ударяют кубиком, затем кирпичиком и, наконец, ладонью. Ребенок получает бубен. Взрослый помогает ему регулировать силу удара и соответственно силу звучания. При несильных ударах и спокой­ном звучании он хвалит ребенка, при резких, громких звуках выражает недовольство, поясняя малышу, что это плохо. Важно также учить ребенка вслушиваться в длительность звучания до полного затихания звука.
После ознакомления с бубном дайте ребенку колокольчик, издавая тихий звук. Покажите малышу, как именно извлекать  мелодичный звук.
В конце игры в распоряжение малыша предоставляются все перечисленные выше предметы.
Игра длится около 3—5 минут, может проводиться 3—4 раза. С перерывами в 1—2 дня и заменой предметов она может быть интересной для детей продолжительное время.


Сжимание игрушек (от 7—8 месяцев и старше)

Во время игры у детей формируется сенсорно-моторная активность. Они учатся сжимать игрушки, извлекая при этом звуки.
В качестве дидактического материала используются резиновая и пластмассовая собачки или другие игрушки.
Покажите ребенку собачек, похвалите их, приласкайте. Перемещая собачек перед малышом, поясните, что они ходят, гуляют. Сжимая резиновую игрушку, вы привлекаете внимание малыша новыми звуками. При сжатии пластмассовой игрушки звучание отсутствует, следует обратить на это внимание малыша.
После показа игрушек взрослый размещает на столе перед малышом двух собачек, причем резиновую слева, пластмассовую справа. Во время самостоятельного манипулирования ребенка игрушками взрослый обращает внимание на то, какой из собачек малыш отдает предпочтение. Если малыш не умеет сжимать игрушку, возьмите его руку в свою и помогите извлечь звук.
В ходе игры можно предложить малышу еще одну пару игрушек разной фактуры: резиновую и матерчатую куклы. При этом обращается внимание ребенка на то, что одна из кукол пищит, а другая молчит. Ваша цель — научить ребенка обследовать предмет путем его сжатия.
Игра проводится один раз в день, ее длительность равна 3—5 минутам. Ее можно проводить в течение 3—4 дней, а при интервалах в 1—2 дня и замене игрушек она может быть интересной для детей длительное время.



В процессе данной игры-занятия дети знакомятся с фломастером, учатся проводить линии на бумаге, замечать их.
Дидактическим материалом служит толстый фломастер (карандаш) зеленого, синего, красного или фиолетового цвета, лист белой бумаги (альбомный или картон) размером 20 X 30 см.
Взрослый показывает ребенку, сидящему у него на коленях, лист белой бумаги и кладет его на стол (данное занятие хорошо проводить перед зеркалом, чтобы лучше видеть выражение лица малыша, его действия). Затем дает малышу фломастер и предоставляет возможность схватить его в кулачок острием вниз.
Взяв руку ребенка в свою, взрослый вместе с малышом проводит линии на листе бумаги. Увидев след, оставленный фломастером, ребенок свободной рукой попытается схватить линию, при этом он выпустит фломастер из правой руки.
Отодвинув лист от малыша, взрослый хвалит малыша: «Как хорошо нарисовал, умничка». Затем снова дает ребенку фломастер и слегка поддерживает снизу руку малыша ближе к за­пястью таким образом, чтобы острие фломастера касалось бумаги. В этих условиях при малейшем движении руки ребенка на бумаге остается линия.
Первоначально малыш может попытаться высвободить свою руку из руки взрослого, но, несмотря на это, взрослый проводит вместе с ребенком первую линию. При повторном нанесении линий малыш спокойно позволяет направлять его руку или сам крепко держит фломастер. Трудность для малыша заключается в том, чтобы держать фломастер под определенным углом к бумаге.
Сообразив, что именно этот предмет оставляет след на бумаге, малыш сам будет пытаться провести линию по листу. При этом он может прикладывать фломастер к бумаге плашмя.
Результат игры-занятия считается достойным, если ребенок вместе со взрослым провел несколько линий, заметил след, оставленный фломастером (рассматривал его или пытался взять).
Игра-занятие длится 3—5 минут. Если ребенок остается безразличным к рисованию фломастером какого-то определенного цвета, можно заменить его другим. У некоторых детей обозначенного возраста наблюдается избирательное отношение к цвету.



«ВОСПИТАНИЕ РЕЧИ

Но,  восхищаясь  теми  чудесными  методами,  при помощи которых ребенок
овладевает  родным  языком,  не  забываем  ли мы, что мы, взрослые, призваны
обучать   его   правильной   речи?   Не  отказываемся  ли  мы  от  роли  его
воспитателей?  Ребенок,  например, сказал "отмухиваться", или "блистенький",
или  "журчей",  или  "елка  обсвечкана",  и  пусть  эти  слова  кажутся  нам
превосходными - вправе ли мы культивировать их в речи детей?
     Конечно,  нет!  Это  было  бы  вопиющей  нелепостью. Хотя никто не может
отнять  у  нас права восхищаться словотворчеством ребенка, но мы нарушили бы
элементарнейший   педагогический  принцип,  если  бы  вздумали  хвалить  при
ребенке  то  или  иное  из  сочиненных  им  слов  и  попытались искусственно
удержать  это  слово  в  его  лексиконе.  Как  бы  ни радовали нас некоторые
неологизмы  ребенка,  мы,  его  учителя  и воспитатели, оказали бы ему очень
плохую  услугу,  если бы оставили в его обиходе то или иное из сочиненных им
слов.  Как  бы  ни нравились нам слова "колоток" и "кусарик", мы обязаны тут
же заметить ребенку:
     - Так  не  говорят,  ты  ошибся.  Нужно  сказать:  "молоток"  (или нужно
сказать "сухарик").
     Задача  воспитателя заключается в том, чтобы возможно скорее приблизить
речь   детей   к  речи  взрослых.  Нужно  решительным  образом  осудить  тех
"чадолюбивых"  родителей  (к  счастью,  очень  немногих), которые, гурмански
смакуя  причудливую  лексику  детей,  для  собственного развлечения нарочито
консервируют  в  их  речи  всевозможные  "сердитки" и "мокрессы" и тем самым
тормозят ее развитие.
     Иные  матери,  бабки  и  деды  так  восхищаются всяким словечком, какое
придумает  милый  их  сердцу ребенок, что даже забывают обидеться, когда тот
этим словечком выказывает свое неуважение к ним.
     Алена, пяти с половиною лет, стала как-то распекать своего деда:
     - Что у тебя в голове? Сено?! А если мозги, так уж очень недодумчивые!
     А  дед,  вместо того чтобы пристыдить грубиянку, стал громко восхвалять
(в ее присутствии!) выдуманное ею словцо:
     - Как выразительно, как метко: не-до-дум-чи-вые!
     И  тем доказал, что мозги у него и в самом деле обладают тем свойством,
какое в них отметила Алена».


Корней Чуковский «От двух до пяти»




Комментариев нет:

Отправить комментарий