пятница, 25 июля 2014 г.

Развитие речи ребёнка в процессе игры. Для газеты "Мы рядом"







Развитие речи ребёнка в процессе игры

Уважаемые читатели, в прошлом номере мы говорили о занятиях с малышами. Продолжая тему, опишу некоторые игры, направленные на развитие речи:

1 Игры, связанные с развитием мелкой моторики руки:

а) Ежедневная пальчиковая гимнастика с использованием интересных текстов, которые взрослый чётко проговаривает, превращая это занятие в весёлую игру.

б) Игры с прищепками: предложите малышу прищепки разных цветов и квадратные пластиковые «корзиночки» (можно взять обычные коробки), на которые нужно «прищепить» прищепку. Задачи: «прищепить» прищепки по цвету, используя определённую закономерность.( или в свободной форме, по желанию детей). Например: с одной стороны коробки – зелёные, с др – жёлтые и тд.
Можно положить в эти корзиночки с прищепками стволы из картона, чтобы ребёнок доделал крону дерева из прищепок; круг, чтобы малыш сделал солнышку лучики из жёлтых прищепок. Проявляя инициативу, дети сами придумывают продолжение игры, «прищепляя» прищепки к игрушкам, бумаге и т.д.
в) Игры с «хрустальными» шарами, кубиками (декоративные наборы). Задачи могут быть направлены не только на развитие мелкой моторики, но и на счёт, определение названия геометрических фигур, группировку фигур по заданным признакам, выкладывание из фигур узоров (цветочек и тд.). Обычно мы кладём  эти «камешки» в таз, и ребята с удовольствием перебирают их. Можно налить воды и поместить шарики в таз с водой.
г) Игры с макаронами, фасолью и бусинами. Макароны и бусины могут быть высыпаны в тазик, а детям предложено отделить одно от другого. Попробуйте сделать из коробочки для мелочей шкатулку для творчества: по ячейкам разложите бусинки и пуговицы, верёвочку, покажите, как сделать бусы. Фасоль поместите в коробку из-под обуви, добавьте немного игрушек маленького размера и получится аналог маленького сухого бассейна. На поднос можно насыпать манку и научить малыша рисовать пальчиком, создавая неповторимые узоры.
д) Игры с дыхательными упражнениями для формирования правильного дыхания в процессе говорения. Можно выбрать из множества специальных игрушек, которые начинают крутиться от потока воздуха, или просто устроить эстафету: дуй на воздушный шар, передвигая его по столу (или на любой другой лёгкий предмет). Наш логопед предлагает сначала выложить из счетных палочек домик и дерево, а потом поиграть, изображая ветер (ребенок должен дунуть на выложенную картинку).
е) Игры с пластилином, массой и тестом для лепки с использованием различных формочек. Это одно из самых любимых занятий у детей любого возраста.
ж) Игры с наборами тканей (кусочки шёлка, шерсти, хлопка, льна, кожи, замши). Ощупывание, раскладывание по цвету и размеру, по форме.  На что похожа ткань? (одеяло, платочек, полотенце). Тактильные ощущения тоже способствуют развитию речи.


2 Игры для развития речи через постановку сказок и театрализацию
Такие игры не только способствуют развитию речи, активизируют словарный запас и формируют навыки пересказа, но и способствуют стремлению ребёнка к творчеству.
а) Игры («Поиграем в сказку», «Сказка оживает на нашем столе», «Герои сказок потерялись», из какой они сказки?) с использованием деревянных наборов для настольного театра; игры с использованием резиновых наборов игрушек для постановки сказок, атрибутов для пальчикового театра. б) Игры с костюмами героев сказок. Дети наряжаются: «Угадай, из какой я сказки?», «Сказка в гости к нам пришла». Например: прослушивание аудиосказки «Теремок» (в обработке С. Я. Маршака) и параллельная демонстрация (вместе с ребёнком) сюжета сказки при помощи персонажей и атрибутов настольного театра.
3 Игры для развития речи, связанные с чтением художественной литературы
а) «Угадай, какая сказка?», «Угадай, что в сказке будет дальше?», «А если бы лиса не съела колобка?», «Придумаем другой финал сказки». б) Расскажи сказку по картинкам (мнемотехника) или кубикам. в) Игра-словесные описания: опиши героя сказки при помощи имен прилагательных (для ребят постарше).
Марина Комарова для газеты «Мы рядом»



Комментариев нет:

Отправить комментарий