пятница, 25 июля 2014 г.

Занятия с малышами 6 месяцев (по А.Е. Кудашову и Е. М.Кирилловой)



«Игра не столько стихия ребенка, сколько единственная область, где мы позволяем ему проявлять инициативу в более широком диапазоне.
В игре ребенок чувствует себя до известной степени независимым. Все другое - это мимолетная милость, минутная концессия, а на игру ребенок имеет право.
Играя в лошадки, солдатиков, разбойников, пожарников, он расходует свою энергию во внешне целенаправленных движениях, на минуту отдается иллюзии или сознательно бежит от серости жизни. Дети потому так ценят участие ровесников с живым воображением, разносторонней инициативой, с большим запасом сюжетов, почерпнутых из книг, потому так покорно подчиняются их (порой деспотической) власти, что благодаря им туманные иллюзии легче облекаются в видимость действительности.
Дети смущаются присутствием взрослых и посторонних, стыдятся своих игр, отдавая себе отчет в их никчемности и случайности. Сколько в детских играх горького сознания недостатков реальной жизни, сколько болезненной тоски по другой реальности. Палка для ребенка - это не лошадка, просто он из-за отсутствия настоящего коня вынужден примириться с деревянным. А когда он на перевернутом стуле плывет по комнате, то это вовсе не есть поездка в лодке по пруду.
Когда у ребенка в расписании дня имеется купание без ограничений, лес с ягодами, рыбная ловля, птичьи гнезда на высоких деревьях, голубятня, куры, кролики, сливы из чужого сада, клумбы перед домом, игра становится лишней или в корне меняет свой характер. Кто согласится обменять живую собаку на плюшевую? Кто отдаст жеребенка в обмен на коня-качалку?
Он обращается к игре поневоле: убегает в лес, скрываясь от злой тоски, прячется в ней от пугающей пустоты, от холодного долга. Да, ребенок предпочитает играть, нежели, зубрить грамматические формулы или таблицу умножения.
Ребенок привязывается к кукле, щеглу, цветку в горшке, потому что он ничем больше не обладает, вот так же заключенный или старик привязываются к тем немногим вещам, которые у них есть, потому что у них уже ничего не осталось. Ребенок играет во что угодно, лишь бы убить время, лишь бы занять себя, потому что не знает, что делать, потому что ничего другого у него нет. Мы слышим, как девочка излагает кукле правила хорошего тона, как поучает и отчитывает ее, но мы не слышим, как, лежа в постели, она жалуется кукле на взрослых, шепотом поверяет ей свои страхи, неудачи, мечты.
- Я тебе скажу, куколка, только ты никому не говори.
- Ты песик добрый, я на тебя не сержусь, ты мне ничего плохого не сделал.
Одиночество ребенка наделяет куклу душой.
Детство-это не рай, это драма».

Януш Корчак «Как любить ребёнка»  


Занятия с малышами 6 месяцев 

(по А.Е. Кудашову и Е. М. Кирилловой)


ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ

Социальные навыки
ДА
НЕТ
1. Играет в прятки («ку-ку, где я?»).


2. Плачет, когда отбирают игрушку.


Речевые навыки


3. Прекращает действия, игру, когда слышит своё имя.


4. Произносит «м-м-м»


Навыки наблюдения и исследования


5. Хватает предметы, рассматривает, ощупывает, трясёт, бьёт по столу, тянет в рот.


6. Поднимает упавшую игрушку, если может её достать.


Навыки самообслуживания


7. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.


8. Стаскивает шапочку с головы.

О



 Следует насторожиться если:
-                     к концу 6 месяца ребёнок не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения.
-                     не просится «на ручки», протягивая свои ручки взрослому;
-                     не может ухватить кубик;
-                     лёжа на животе, не может дотянуться до игрушки;
-                     в вертикальном положении не пританцовывает.




 ЧТО УМЕЕТ РЕБЕНОК?

В промежутке между 5 и 6 месяцами ребенок продолжает осваи­вать сидение и ползание. Вполне вероятно, что к своему полугодо­вому юбилею он уже «выйдет на новый уровень»: сядет без под­держки с прямой спиной (ножки еще останутся полусогнутыми), начнет ползать по-пластунски или просто научится уверенно вста­вать на четвереньки. Если ребенок уже может самостоятельно сесть, выпрямив спину, но все еще продолжает опираться на ручки, пома­ните его игрушкой - он протянет к ней руку и оторвет ее от пеленки.
Если 5-6-месячный ребенок не пытается сесть, не надо паниковать. Возможно, у него слабы мышцы спины и живота (это чаще всего бывает из-за рахита). Поэтому нельзя сажать детей в подушки преж­де, чем они сами научатся держать спину. Занимайтесь с малышом упражнениями, укрепляющими спину и живот, и наберитесь терпе­ния. Даже для взрослого бывает довольно сложно сесть из положе­ния, лежа на спине, а ведь взрослого не опрокидывает назад тяжелая голова.

Многие дети предпочитают более простые способы - они учатся садиться из положения, стоя на четвереньках, а то и сначала (в 7 - 8 месяцев) встают у опоры и лишь потом садятся. Если малыш подолгу играет с игрушками, лежа на животе, и делает попытки пол­зать, то все нормально: сидение ему просто пока не нужно.

В этом возрасте ребенок уже знает мать и, пожалуй, различает своих и чужих. Если незнакомый человек берет малыша на руки, тот уже не расплывается мгновенно в улыбке - следует секундная заминка, ребенок корчит недовольную гримасу, но стоит ласково заговорить с ним - и он отказывается плакать. Малыш с удовольствием будет «беседовать» и улыбаться незнакомцу, сидя на маминых коленях.

В общем, 6-месячный малыш очень приятный компаньон. Он еще не умеет скандалить, едва мама выйдет за дверь, но уже в со­вершенстве умеет улыбаться ей и ласкаться, как настоящий котенок.

Ребёнок уже может подолгу развлекать себя сам, ощупывая и рассматривая игрушки, которые лежат перед ним на пеленке или подвешены на коротких нитях над кроватью. В принципе, сейчас он сам справится с развитием своих ручек и мозга. По возможности да­вайте ему погремушки с разными ручками - в виде палочки, петельки, кольца, гантели или хвоста животного.
Предлагайте малышу взять из ваших рук игрушку, когда он лежит на спине или на животе, заставляйте его перевернуться вслед за игрушкой. Когда ребенок учится ползать, кладите перед ним новую яркую игрушку, чтобы у него был стимул. Если у вас есть время, силы и желание, вы вместе с ребенком можете поэкспериментировать с различными видами са­модельных «развивалок», что сделает игры еще интереснее.






ЗАНЯТИЯ С ИГРУШКАМИ


1       Качается и движется.

Нужно: полая трубка длиной 40-50 см, через которую продеваются две ленты или два шнура. На одной ленте устройство подвешивается над кроваткой ребенка, к концам другой привязаны игрушки (например, погремушки-кольца).

Описание: Ребенок лежит на спине. Помогите ему ухватиться за колечко и потянуть его на себя. Обратите внимание малыша на то, что другое колечко при этом поднимается вверх. Затем предложите ему потянуть за второе кольцо.

2                       «Читаем» ладошкой.

Нужно: подушечка из поролона размером примерно 40x40 см и толщиной 1-1,5 см, для которой надо сшить несколько наволочек из ткани различных цветов и фактуры (махровой, байковой, ситцевой, джутовой и пр.). На наволочках следует сделать тканевую же аппликацию: цветок, ягоду, кошечку, рожицу и т.д. Через некоторое время можно изготовить 2-3 подушечки и сшить их по одной стороне так, чтобы получилась «книжка».

Описание: Ребенок лежит на животе. Возьмите его ручку и проведите ладошкой по подушечке, побуждая ощупывать и исследовать ее. Покажите заодно, как переворачивать «страницы» у «книжки».

3                    Достать и рассмотреть.

Нужно: резинка для белья, большие скрепки длиной 4-5 см, либо бельевые прищепки, разноцветный картон или бумага, лоскутки тканей.

Описание: Из картона вырежьте разноцветные фигурки (геометрические фигуры, цветы, фрукты и т.д.). Из бумаги можно сложить фигурки в технике оригами. Натяните резинку поперек кроватки. С помощью скрепок или бельевых прищепок прикрепите к ней 2-3 фигурки (или 2-3 лоскутка ткани) так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. Покажите ему, что он может не только потрогать фигурки, но и снять их, чтобы покрутить в руках. Когда ребенок «расправится» с первой порцией фигурок, повесьте новые. Во время игры будьте рядом с малышом, следите, чтобы он не отправил в рот комок бумаги или скрепку (если ваш ребенок еще не расстался с пустышкой, предложите ему ее, чтобы его рот был занят).



ГДЕ ВЗЯТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ РЕБЁНКА?

6-7 -месячный ребёнок, который только что начал ползать, становится неутомимым исследователем. Беда в том, что перед нами уже не кропотливый 4-хмесячный педант, изыскания которого занимают, как правило, несколько минут. Теперь, после того как новая игрушка ощупана и облизана, ребёнок тут же бросает её и устремляется на поиски новых впечатлений. Между тем родителям часто хочется дать в руки своему чаду что-нибудь такое, что отвлекло его хотя бы на полчаса.
Вот что советует в таком случае Пенелопа Лич - «Предметы обихода в качестве игрушек»:
Всё вокруг незнакомо младенцам, поэтому они с восторгом будут обследовать любой предмет, который вы готовы предоставить в их распоряжение. Неважно, для чего именно предназначено то, что вы им дали, - ведь ребёнок не воспользуется этим предметом по прямому его назначению. Главное для него — цвет, форма и все осязательные ощущения. Всё, что мы советуем использовать в качестве игрушек для младенца, есть почти в любом доме; вы сами сможете много добавить.
Внимание! Ребёнок будет пытаться взять всё что угодно в рот. Вещи, которые безопасны сами по себе, могут стать опасными, если их разбить или сломать: например, стакан с отбитым краем очень опасен. Поэтому за игрой надо следить; "игрушки " надо регулярно осматривать. Ребёнок может научиться сам разбирать "игрушку"; убедитесь, что содержимое "погремушки" домашнего изготовления нельзя проглотить или засунуть в нос. Ребёнок будет ронять "игрушки на пол ", поэтому они не должны быть тяжёлыми. Когда ребёнок сосёт что-то, он делает глотательные движения; обратите внимание, чтобы в пластиковых баночках или бутылочках не было остатков косметики или химических веществ. Вот что можно использовать для игры:
      Пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другую посуду;
      Деревянные ложки любых размеров;
      Маленькие алюминиевые кастрюльки и крышки к ним;
      Пустые пластмассовые бутылки;
      Пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара - поэкспериментируйте с такой домашней "погремушкой");
      Материю разной фактуры и цвета;
      Любые "мячики" - от пинг-понгового шарика или теннисного мяча до яблок, апельсинов или клубков шерсти и т.д.


В этом возрасте ребёнок способен заниматься одной лишь игрушкой, так что стол, заваленный игрушками, приведёт его в замешательство. Лучше всего он играет, когда вы положите перед ним 1-2 игрушки и дадите ему некоторое время позаниматься с ними, пока они ему не наскучат, - тогда надо заменить их новыми.
Если ребенок играет чем-то из кухонных принадлежностей, и вы хотите получить это обратно, чтобы использовать для дела, то единственный способ избежать скандала - дать ему что-нибудь взамен. Ребенок в этом возрасте еще не научился отдавать что-либо по собственному желанию, а если вы попробуете отнять у него силой, он будет яростно этому противиться. Поэтому воспользуйтесь его неспособностью заниматься одновременно двумя предметами: предложите ему ложку, и он отвлечется от кастрюли, которая вам как раз и понадобилась».




"Таким  образом, малые дети бессознательно обнаруживают общие тенденции
развития  славянских языков, которые иногда получают развитие в одном языке,
а в другом существуют лишь как потенции".
     
Эти  потенции  никогда  не могли бы осуществляться детьми, если бы дети
не стояли так близко к самым родникам народного словотворчества.

Этот  изумительный  факт станет еще более явственным, если мы обратимся
к  другому  славянскому  языку  -  чешскому. Оказывается, что слово тепломер
(вместо  термометр),  изобретенное в России четырехлетним ребенком, с давних
времен существует у чехов, как законное "взрослое" слово.
     
Русский  ребенок  именует перчатки - пальчатками и солонку - сольницей,
не  подозревая  о том, что по-чешски перчатки палчаны, а солонка - солничка.
Даже  слово  насмарканный  (платок),  придуманное  русским  ребенком,  давно
существует у чехов: насмарканы (кипесник).
     
Обо  всем  этом  любезно сообщают мне из города Мартин чешские читатели
Сватова  и  Иржи  Ланде, подтверждая тем самым мою давнюю догадку о том, что
детское   словотворчество   почти   всегда   подчиняется   строгим  законам,
управляющим формированием лексики родственных славянских народов.
     
Возвращаясь  к  слову  "заключать", считаю необходимым напомнить, что в
Библии,  переведенной  на старославянский язык, оно встречается именно в том
самом значении, какое придают ему дети.
     
Как  бы  ни  была  велика  разница между детьми из различных социальных
слоев,   как   бы   ни   было   разнообразно   содержание  их  речей,  в  их
словотворчестве  это сказывается меньше всего. Почти все дети одним и тем же
путем  приходят  к  обладанию  живой  народной  речью:  почти  все они равно
оглаголивают  имена  существительные,  удваивают  первые  слоги, выбрасывают
трудные  согласные,  борются с нашей метафорической речью, называют сухарики
- кусариками, лопатки - копатками, пружинки - кружинками.
    
Не  то  -  игры,  монологи, разговоры детей. Тут, как мы видим, разница
воздействия  социальной  среды проявляется значительно резче. Хотя, конечно,
нельзя  отрицать, что и лексика малых ребят (состав и объем их словаря) тоже
в  значительной  мере  связана  с  той  бытовой  обстановкой,  в  которой им
приходится жить».

Корней Чуковский «От двух до пяти»


Комментариев нет:

Отправить комментарий