суббота, 3 мая 2014 г.

Занятия с ребёнком 5-ти месяцев по А.Е. Кудашову и Е.М. Кирилловой





"Скука-предмет для основательных студий.

Скука одиночество, отсутствие впечатлений; скука излишек впечатлений, крик, суматоха, кутерьма. Скука: нельзя, подожди, осторожно, некрасиво. Скука нового платья, неловкости, смущения, запретов, приказаний, обязанностей.
Полускука балкона и выглядывания в окно, прогулки, визитов, игры со случайными, неподходящими товарищами.
Скука острая, как обрушившаяся болезнь с высоченной температурой, и скука хроническая, тягучая, с обострениями.
Скука плохое самочувствие ребенка, а значит, жара, холод, голод, жажда, переедание, сонливость и излишек сна, боль и усталость.
Скука апатия, равнодушие к каким бы то ни было стимулам, вялость, неразговорчивость, ослабление жизненною пульса. Ребенок лениво встает, ходит сутулясь, волоча ноги, потягивается, отвечает мимикой, односложно, тихо, с гримасой отвращения. Сам ничего не хочет, но в штыки встречает каждую обращенную к нему просьбу. Отдельные внезапные взрывы, непонятные, почти немотивированные.
Скука чрезмерная подвижность. Минуты не усидит на месте, ничем не может заняться наделю, капризный, недисциплинированный, пристает, надоедает, обижается, плачет, злится. Иной раз нарочно провоцирует скандал, чтобы в ожидаемом наказании получить желаемое сильное впечатление. Мы часто усматриваем призрак злого умысла там, где налицо банкротство воли, или переизбыток энергии там, где налицо отчаяние скуки.
Иногда скука приобретает черты массового психоза. Дети не в силах организовать игру либо оттого, что смущаются, либо из-за разницы в возрасте и привычках, либо из-за необычных условий, впадают в безумие бессмысленного шума.
Они кричат, толкаются, тянут друг друга за ноги, кувыркаются, кружатся едва ли не до потери сознания и падают на землю, возбуждают друг друга, смеются деланным смехом. Чаще всего прежде, чем наступит реакция, "игру" прерывает катастрофа: драка, порванная одежда, сломанный стул, слишком рьяное рукоприкладство - и вот уже замешательство и взаимные оскорбления. Иногда шумное настроение угасает от сказанных кем-нибудь слов "перестаньте сходить с ума, неужели вам не стыдно", инициатива переходит в энергичные руки и тогда рассказывается сказка, организуется хоровое пение, беседа.
Боюсь, что некоторые воспитатели склонны принимать эти не слишком частые патологические состояния коллективной раздражающей скуки за нормальную игру детей, "предоставленных самим себе". 

Януш Корчак "Как любить ребёнка"





Дорогие Друзья и Читатели, как я уже отмечала ранее, я пользовалась двумя книгами, которые пришлось долго выбирать из обилия ненужныхJ. Свой выбор остановила на книге Эммы Георгиевны Пилюгиной «Сенсорные способности малыша» и книге А.Е. Кудашова и Е.М. Кирилловой, которую мне дала Марианна Борисовна Королёва (логопед и психолог нашей поликлиники). Часть, из которой я предлагаю вашему вниманию материалы, называется «Формирование психологической базы речи у детей раннего возраста: по месяцам (Е.М.Кириллова). Буду рада, если и Вы найдёте здесь нечто ценное для своей педагогической или родительской копилочкиJ.


Социальные навыки
ДА
НЕТ
1. Тянется к знакомому взрослому.


2. Смеётся, когда взрослый строит смешные гримасы.


Речевые навыки


3. Услышав звук, поворачивается и ищет его источник.


4. Начинает «петь» - тянет звуки, похожие на гласные с меняющейся высотой и громкостью.


Навыки наблюдения и исследования


5. Исследует свои ноги и играет с ними.


6. Пытается схватить движущийся предмет.


Навыки самообслуживания


7. Играет с губками или игрушками в ванной


8. Поднимает ноги, когда ему меняют подгузник.





По мнению автора, следует насторожиться если:   
-                     к концу пятого месяца ребёнок не произносит от­дельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается отыскивать глазами предметы или людей, которых ему называют (где папа?);
-                     не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение, когда с ним разговаривают;
-                     не может отличить доброжелательный и недоволь­ный тон;
-                     неуверенно держит головку, когда его приподнима­ют за ручки из положения лёжа на спине;
-                     не поворачивается с живота на спину.





ЧТО УМЕЕТ РЕБЁНОК?

Обычно 4-5 месячные дети - «законченные трудоголики», так считает автор. Бла­годаря упорству и сообразительности им порой удается проделывать такие трюки, которые по их возрасту и физическому развитию вроде бы еще «не положены». Например, пытаясь сесть, они изо всех сил стараются оторвать спину от кроватки, но голова «перевешивает», и ребёнок буквально встает на мостик. Более упорным  малышам к концу 5-го месяца, возможно, удастся подтянуться и присесть. Но тут их подстерегает несколько неожиданностей.

Во-первых, спина действительно еще слаба и сгибается под тяжестью головы. Во- вторых, для того чтобы удержать равновесие, нужно упираться обеими руками в дно кроватки, иначе завалишься на бок. И, нако­нец, в-третьих, в ногах еще сохраняется остаточный гипертонус, ребёнок не может выпрямить их в коленях и сидит почти «по-турецки», что окончательно сводит на нет его устойчивость. Поэтому если такого ребёнка посадить «насильно» (например, в детское креслице), он и в самом деле может заработать искривление позвоночника (особенно если страдает рахитом); если же он сел сам, то ничего страшного не случится - мудрая природа через несколько секунд вновь уложит на бочок маленького труженика. Некоторые дети не делают попыток сесть. Они уже пришли к выводу, что «движение - счастье моё!», и одержимы идеей ползания.

Одни делают всё по правилам и сначала учатся вставать на чет­вереньки, а затем шагать. Другие начинают ползать «гусеничкой»: приняв позу тюленя, высоко поднимает плечи, потом клюют носом в пелёнку и подтаскивают попку и ножки, затем отталкиваются ножками, преодолевая несколько сантиметров, и - всё сначала. Третьи просто беспорядочно молотят по пелёнке руками и ногами. Если их положить на гладкую поверхность, они начинают вращаться вокруг собственного пупка. Через некоторое время они выработают стиль краба - лёжа на животе, выбрасывают вперед обе руки и, отталкиваясь коленями, проползают чуть-чуть вперёд. Четвёртые, не мудрствуя лукаво, просто перекатываются из конца в конец кроватки со спины на живот и обратно на спину.
Если бодрствующий ребёнок не пытается сесть или поползти, он, скорее всего, упражняет мышцы спины и живота, лежа в позе са­молета или рыбки - на животе, как можно выше подняв плечи и но­ги, и радостно гудит при этом.

Если малыш и этого не делает, значит, ему в руки попалась какая-нибудь игрушка, и он сосредоточенно её ощупывает, обнюхивает и облизывает. В данном возрасте объект исследования, как правило, тут же оказывается во рту исследователя, чему весьма способствует чешущиеся в преддверии первой пары зубов десны.
В этом возрасте малыш, наконец, научился самостоятельно брать предметы. Теперь он несколько раз переводит взгляд с игрушки на свою ладошку, затем, «прицелившись», медленно подводит ручку к вожделенной игрушке и цап - она уже у него в кулачке!

Пока он еще хватает игрушку именно своей ладонью, противо­поставляя большой палец остальным четырем (если он этого не де­лает, аккуратно и вежливо поправляйте его захват). Пока что это захват обезьянки. Брать игрушку кончиками пальцев ребёнок нау­чится, чуть позже. Если дать ему мячик побольше, он, пожалуй, по­пытается схватить его двумя руками, которые скорее похожи на две половинки клещей. Только при этом он снова не будет использо­вать пальцы. Но и это умение придет со временем.
Чего же не умеет делать малыш? Он не умеет отложить игрушку, а потом снова вспомнить о ней. Игрушка сама выпадает из руки, когда ребёнок отвлекается на что-нибудь другое. И, упустив игрушку, малыш тут же про неё забывает, словно она вообще перестала существовать. Развлекать 4-5 месячного ребенка обычно проще простого. Он может играть с жестяной банкой из-под кофе или маленьким жестяным барабаном.

Старайтесь, чтобы у бодрствующего ребёнка был хороший обзор, чтобы он видел вас и то, что вы делаете. Пусть еще «с пелёнок» он станет членом семьи. Четырёхмесячного ребёнка можно (с разрешения невролога и ортопеда) на 10-15 минут сажать в прыгунки (или точнее «подвешивать», поскольку пока малыш не научится сидеть са­мостоятельно, он должен висеть на ремнях, продетых под мышки, - обратите на это внимание, когда будете покупать прыгунки).




ЗАНЯТИЯ С ИГРУШКАМИ
1.                      Потряси колечко!

Нужно: 2 гладких цветных кольца (например, красного и бело­го цвета) с прикрепленными к ним маленькими колокольчиками или бубенчиками (можно использовать шарик-погремушку).

Описание: Ребёнок лежит на спине. Вы показываете малышу кольцо, встряхиваете его. Затем Осторожно разожмите пальчики ребёнка и вложите ему кольцо между большим и четырьмя другими пальцами. Одной рукой помогайте ребёнку удерживать колечко, потом встряхните кольцо, продолжая фиксировать своей рукой руку ребёнка. Приговаривайте: «Колокольчик звенит динь-динь!» Убедившись, что малыш держит предмет, постепенно отпускаете его руку, давая возможность действовать самостоятельно. Затем вложите другое кольцо в другую руку ребёнка.

 Ухвати колечко!

Нужно: Кольцо или кольцевая погремушка и лента для подве­шивания.

Описание: С этой целью в кольцо пропускается лента, на которой оно подвешивается на высоте 10- 15см над грудью ребёнка слева и справа от него. В начале кольцо подводят к руке малыша, дабы оно коснулось её. Затем кольцо отодвигается, чтобы побудить малыша потянуться к нему и схватить. Если у ребёнка это не получается, закрепите ленточку с кольцом непосредственно над ним и поучите его процессу хватания: медленно ведите руку малыша к кольцу, легонько разожмите ладошку, пропустите четыре пальца внутрь кольца и помогите ребёнку сжать его, а затем и встряхнуть. Во второй части занятия упражнения повторяют из положения лежа на животе. Аналогичное занятие проводится с другими предметами (цветными трубочками, шариками, вертушками и т. п.), расположенными перед ребёнком на низко натянутом на уровне его полусогнутых, поднятых вверх рук шнуре. Малыш может не только захватывать предметы, но и смещать их влево и вправо (для этих целей может служить надетый на резинку пустой стаканчик из-под йогурта).


2.                      Какие разные игрушки!

Нужно: Игрушки для подвешивания - шарики разных цветов, размеров и форм, цилиндры из различных тканей, деревянные или пластмассовые, мягкие игрушки: животные, грибочки, овощи, ягоды и пр.

Описание: Ребёнок лежит на спине. Поочередно вкладывайте в его руку предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, весом (тяжелый или легкий шарик, деревянная или металлическая ложка, зелёный огурчик и красная ягода, разноцветные кубики и т.д.). Называйте игрушки: «Ша-арик!», «Ку-убик!». Затем подвесьте одну из пар игрушек над кроваткой и дайте ребёнку самостоятельно схватить и пощупать их. Если малышу ещё трудно это сделать, помогите ему. Повторите это же упражнение, когда ребенок лежит на животе, чтобы он научился захватывать предмет из любого положения.

3.                       Перевернись и схвати!

Нужно: музыкальная игрушка (колокольчик, бубен, погремушка) и маленькая картонная ширмочка.

Описание: Ребенок лежит на спине. Вы, находясь сбоку от него, закрываете колокольчик ширмочкой и несколько раз встряхиваете его, пока малыш не повернет к вам голову и не начнет искать источник звука. Затем уберите ширму и «подразните» ребенка ко­локольчиком, поднося его к руке малыша, но, не давая ухватиться до тех пор, пока он не перевернется на живот. Помогите ему завершить поворот, если это необходимо, и дайте возможность захватить игрушку. В следующий раз заставьте ребенка перевернуться уже в другую сторону.

4. Ухвати ленточку!

Нужно: атласная лента длиной 20 см и шнурок с узелками (к концам ленты и шнурка привязаны маленькие колокольчики или бубенчики).

Описание: Ребенок лежит на спине. Вы держите перед ним вертикально ленточку. Если ребенку не удается самостоятельно схватить ее, помогите ему. Когда ленточка окажется в кулачке ма­лыша, осторожно потяните за нее, давая ребенку возможность ощупать гладкую скользящую поверхность. Затем снова предложите ему схватить ленточку, расположив ее горизонтально. Для этого малышу нужно будет развернуть ладонь. Аналогичное занятие про­водится со шнурком с узелками - ребенок изучает другой вид по­верхности.




" Путь,  который  приводит ребенка к подобным словам, тот же самый, каким
некоторыми  слоями  народа  создавались  слова  типа "вошпиталь", "гульвар",
"мараль"   и  другие.  Знаменательно,  что  этот  прием  реконструкции  слов
относится  к  той  области  лингвистики,  которая  так  и  зовется "народная
этимология".
     Здесь  нам до очевидности ясно, как детское словотворчество смыкается с
народным.
     Настоящая  глава  для  того  и  написана,  чтобы  обосновать эту истину
долголетним  опытом  живого общения с детьми. Между тем еще лет десять назад
нельзя  было  и  заикнуться  о  ней.  Воображая,  будто  язык  есть  явление
классовое,  тогдашние  горе-лингвисты настаивали, чтобы автор этой книжки не
смел  говорить  про общенародную основу детской речи, а непременно доказывал
бы,  будто  речевое  развитие пролетарских детей диаметрально противоположно
речевому  развитию  буржуазных.  Но сколько я ни вслушивался в детские речи,
сколько  ни  раздумывал  над  ними,  я  при  всем  желании не мог уловить ни
малейшего  различия  между  теми  путями, какими приходят к обладанию родным
языком  сын  лавочника,  сын священника и сын пролетария. Пути были те же, и
этапы развития те же.
     Но  можно  ли  было говорить о подобных вещах в той обстановке, которая
господствовала  тогда  в  науке о языке! И так как при таких обстоятельствах
главная  идея  этой  книжки  оставалась  невысказанной,  книжка  теряла свою
целевую    направленность   и   приобретала   характер   пестрого   сборника
разрозненных, бессвязных наблюдений, относящихся к развитию детской речи.
     Лишь  теперь  эти  наблюдения  могут быть сведены в одно целое, ибо при
всем  своем  разнообразии  они  говорят  об  одном: что детская речь на всех
этапах  своего  развития  питается неисчерпаемой жизненной силой народного -
родного - языка.
     Ближе всего к этой истине подошел в свое время Ушинский.
     "Усваивая  родной  язык, - писал он, - ребенок усваивает не одни только
слова,  их  сложения  и  видоизменения,  но  бесконечное  множество понятий,
воззрений  на  предметы,  множество  мыслей, чувств, художественных образов,
логику  и  философию  языка,  -  и  усваивает легко и скоро, в два-три года,
столько,  что  и  половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и
методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово!"*
     ______________
     *  К.Д.Ушинский,  Родное  слово, Полн. собр. соч., т. II, М. 1948, стр.
560." 

Корней Чуковский "От двух до пяти"


Комментариев нет:

Отправить комментарий