понедельник, 11 ноября 2013 г.

Проект "Жизнь дана на Добрые дела!" Игровая деятельность, направленная на развитие речи и формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями. Проект для конкурса "Растим почемучек". Портал "Материнство"




Режим доступа и ссылка на мой проект (портал "Материнство"). Здесь можно посмотреть видеоролик, Друзья и Читатели. 

http://forum.materinstvo.ru/index.php?automodule=contests&cmd=itmview&item=28755


Портал не принимал "вордовские" документы и таблицы, поэтому читать с портала не так удобно. Дублирую здесь в виде таблиц. Портал разрешал загрузить лишь одну фотографию и были ограничения серьёзные по размерам фото и видео. 
Проект вышел в финал (во второй тур), но призового места не занял. Главное - это участие и возможность рассказать о своих идеях. Собираюсь развивать это направление, есть интересные мысли и планы по их воплощению.

Эссе для проекта «Жизнь дана на добрые дела» (игровая деятельность, направленная на развитие речи и формирование нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями).

Позвольте поблагодарить организаторов конкурса за возможность рассказать о своих занятиях в детском саду.
Известно, что игра является основным видом деятельности дошкольника. 

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы воспитатели и родители научили детей правильным и интересным играм, которые помогут ребятам познавать мир. Если воспитатели и родители взаимодействуют с детьми и между собой, организуя игровую деятельность в нужных направлениях, то игра окажет положительное влияние на формирование личностных качеств ребёнка.
Несколько месяцев назад я познакомилась со статьёй Бариновой Натальи Михайловны.
«Программа «Московская семья – компетентные родители» - новая философия взаимодействия детского сада и семьи». Режим доступа:
http://do.gendocs.ru/docs/index-252413.html

Тема, описанная в статье, показалась мне настолько важной и интересной, что возникло желание попытаться начать аналогичную работу в нашем детском саду. Более того, попытаться привлечь родителей к игровой деятельности с ребёнком в детском саду и за его пределами.

Таким образом,  я определила для себя приоритетное направление работы: игровая деятельность, направленная на развитие речи и формирование нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.

Результаты своей деятельности представляю на конкурсе «Растим почемучек» в виде проекта «Жизнь дана на добрые дела».
Положительными моментами  работы можно считать начало взаимодействия с родителями посредством:

1 Страницы в контакте, где родителям предлагается информация о том, какая тема будет на следующей неделе в детском саду и многое другое. Такое взаимодействие с родителями позволяет совместно обдумывать новые игры, родители присылают свои предложения, разработки, проявляют желание участвовать в подготовке игр и занятий для детей.

2 Блога воспитателя, на страницах которого родители также могут найти полезную информацию по развитию речи детей (тексты к пальчиковой гимнастике, играм, методические рекомендации, тексты стихотворений и сказок и многое другое).
Блог положительно оценила поэт Нина Васильевна Пикулева: http://pikuleva.ru/novosti/chudo-po-imeni-marina-komarik.html, рекомендовала его для чтения родителям.

3 Заочный родительский клуб (родители получают статьи воспитателя из газеты «Мы рядом» по детским темам с последующим их обсуждением). Далее планируется создание клуба, который будет функционировать несколько раз в месяц.

Выбор темы проекта «Жизнь дана на добрые дела» обусловлен стремлением воспитателя приобщать детей своей группы к добрым поступкам, пониманию ценности добра в жизни; формировать нравственные качества у ребят, читательский вкус и желание читать добрые книги (сказки).  В первую очередь, работа направлена на развитие речи детей 3-4 лет посредством игры, через коммуникацию, чтение художественной литературы и постановку прочитанных сказок. Также предпринята попытка провести заявленную тему через все направления непосредственно-образовательной деятельности и воспитательно-образовательной работы, что отображено в таблицах проекта.




Развитие речи ребёнка в процессе игры
1 Игры, связанные с развитием мелкой моторики руки, способствующие развитию речи.



«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»  (В. Сухомлинский).
Польза от развития мелкой и общей моторики, их влияние на речевое развитие ребёнка часто недооценивается родителями и воспитателями. Нейрофизиология доказала, что центр управления рукой находится рядом с центром речи.




А) Ежедневная пальчиковая гимнастика с использованием интересных текстов, которые воспитатель чётко проговаривает в процессе игры.



«Чтоб к речи приучить ребёнка, с ним надо Чётко говорить и Громко» (Ибн-Сина).


Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Ведущая роль в овладении ребёнка речью принадлежит слуховому анализатору, поэтому так важна речевая среда, в которой находится малыш. Если вы постоянно сопровождаете правильной, понятной и чёткой речью игры, комментируете свои  действия, то слова накапливаются в пассивном словаре малыша. В будущем же, при условии частого повторения, они перейдут в активный.

Б) Игры с прищепками: детям предлагаются прищепки разных цветов и квадратные «корзиночки», на которые нужно «прищепить» прищепку. Игра может проводиться в разных направлениях: подобрать прищепки по цвету, используя определённую закономерность или в свободной форме по желанию детей. Проявляя инициативу, дети сами придумывают продолжение игры, «прищепляя» прищепки к игрушкам, бумаге и т.д, побеждает тот, чья идея окажется наиболее творческой.


В) Игры с «хрустальными» шарами, кубиками и лепёшками. Игры могут быть направлены не только на развитие мелкой моторики, но и на счёт, определение название геометрических фигур, группировку фигур по заданным признакам, выкладывание из фигур узоров.


Г) Игры с макаронами и бусинами. Макароны и бусины могут быть высыпаны в тазик, а детям предложено отделить одно от другого; сделаем бусы.

Д) Игры на дыхательные упражнения для формирования правильного дыхания в процессе говорения. Довольно часто мы с ребятами используем специальные игрушки, которые начинают крутиться от потока воздуха. Можно просто устроить эстафету: дуй на воздушный шар, передвигая его по столу (или на любой другой лёгкий предмет).


Е) Игры с пластилином, массой для лепки и тестом для лепки с использованием различных формочек и т.д.
Ж) Игры с наборами тканей (кусочки шёлка, шерсти, хлопка, льна). Ощупывание, раскладывание по цвету и размеру, по форме.  На что похожа ткань? (одеяло, платочек, полотенце)


2 Игры для развития речи через постановку сказок и театрализацию
Такие игры не только способствуют развитию речи, активизируют словарный запас и формируют навыки пересказа, но и способствуют стремлению ребёнка к творчеству.
А) Игры («Поиграем в сказку», «Сказка оживает на нашем столе», «Герои сказок потерялись») с использованием деревянных наборов для настольного театра, игры с использованием резиновых наборов игрушек для постановки сказок.
Б) Игры с костюмами героев сказок. Дети наряжаются: «Угадай, из какой я сказки?», «Сказка в гости к нам пришла».
В) Прослушивание аудиосказки «Теремок» (в обработке С. Я. Маршака) и параллельная демонстрация сюжета сказки при помощи персонажей и атрибутов настольного театра.



3 Игры для развития речи, связанные с чтением художественной литературы

А) «Угадай, какая сказка?», «Угадай, что в сказке будет дальше?», «А если бы лиса не съела колобка?», «Придумаем другой финал сказки»
Б) Расскажи сказку по картинкам (мнемотехника) или кубикам.
В) Игра-словесные описания: опиши героя сказки при помощи имен прилагательных.








ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  Проекта                                  октябрь

Тема проекта: «Жизнь дана на добрые дела»  (игровая деятельность, направленная на развитие речи и формирование нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями)                                                                                                                                                                      

Группа № 10 (3-4 года)
                                                                       
День недели





Самостоятельная образовательная деятельность
(изменения в предметно-развивающей среде)
Совместная образовательная деятельность
в режимных моментах
(утро, гигиенические процедуры, приём пищи, дневная прогулка, вечер, вечерняя прогулка)
Образовательная деятельность
в семье
(рекомендации родителям)
                                                         

Понедельник


Книги «Радуга Дуга» (русские народные песенки, потешки и прибаутки) с иллюстрациями Ю. Васнецова,

«Сказки» с иллюстрациями И. Билибина.

  Иллюстраций к сказкам  «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца» «Наш козел»;

Утро:                                                                                                                                                                                                                                                                   

Экскурсия по группе, знакомство с новым оформлением; беседа о том, что данная  неделя посвящена  добрым поступкам, которые мы встречаем на страницах  русских народных сказок, пословиц, потешек и песен.
Пословицы о добре.
Пальчиковая гимнастика+ развитие мелкой моторики (игра «Макароны в тазике»).

Прослушивание песен «Дорогою добра» (слова Ю.Энтина, музыка М. Минкова) и «Добрым жить на свете веселей» (слова А. Хайта, музыка Б. Савельева), «Дождик босиком» (музыка Б. Савельева, слова  М. Пляцковского).

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, иллюстраций Ю. Васнецова, И. Билибина;  беседа о добрых поступках героев, о том, что в сказке добро всегда побеждает зло.

Гигиенические процедуры:
 Беседа о том, почему нужно быть опрятным с использование потешек «Уж я косу заплету, Уж я руссу заплёту…», «Чешу, чешу волосоньки…».
«Как правильно обуваться?», читаем «припевочку» «Башмачки» (Н. Пикулевой).

Завтрак, обед, полдник, ужин:
         Ситуативные разговоры о том, что еще в старину люди знали о пользе каши и молока. Предложить ребятам вспомнить сказки, в которых упоминается об этих блюдах.
-         Перед дневным сном: колыбельная: «Чики-воки» (Н.Пикулевой).
-         После дневного сна: «Федюшка» (будилочка), «Просыпайся, глазок» (Н. Пикулевой).

Прогулка: № 36(картотека прогулок)
Подвижные игры:
 «Горелки»
Вечер:
1Организация игровых ситуаций с использованием игрушек-персонажей сказок «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». Настольный театр, совместная постановка сказок.
           
         2 Прослушивание аудиосказки «Теремок» (в обработке С. Я. Маршака) и параллельная демонстрация сюжета сказки при помощи персонажей и атрибутов настольного театра.
            
           Подвижные игры: «Каравай», «Уродись, репка» под музыкальное сопровождение (диск «Каравай»: поёт Ирина Деревянкина, звончатые гусли: Мария Беляева и Александро Усков).

Индивидуальная работа по развитию основных движений:
-  используя русские народные игры, упражнять детей в бросании и ловле предметов («Кто бросит дальше мешочек», «Поймай мячик»).

Рассказать детям о том, какие сказки вам читали в детстве.

Назвать свои любимые сказки, своих любимых героев. Объяснить на примере сказок о пользе добрых поступков.

Выдать родителям статью воспитателя
«Чудеса с библиотекой».

Для доп. занятий дома родителям можно предложить посмотреть блог воспитателя, где они смогут найти все необходимые тексты для пальчиковой гимнастики, сказки и т.д.:

         и







Вторник


Кубики (сложи картинку по русским народным сказкам):

«Репка», 
«Курочка
«Ряба»,  «Колобок», «Морозко», «Гуси-лебеди».
             Утро:                                                                                                                                                                                                                                                                  
            Пальчиковая гимнастика
            Пословицы о добре
           Игровая ситуация  «В гости к нам пришли матрёшки». Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить детей составлять небольшие рассказы;
                     
      Прослушивание  (подпевание) народных песен, диски «Каравай» и «Хоровод» (поёт Ирина Деревянкина, на звончатых гуслях играют Мария Беляева и Александр Усков – лауреаты международных конкурсов).

Гигиенические процедуры:
 Беседа: «Для чего нам умываться?» Во время умывания слушание песни «Мы умеем чисто мыться»;

Завтрак, обед, полдник, ужин:
 Беседа о пользе овощей и фруктов. Загадки об овощах и о фруктах.
Перед дневным сном: «Тропинка ко сну. Паучок» (колыбельные Н. Пикулевой). После дневного сна: Будилочка (новое имя малыша вставляем вместо Федюшки), «Ой, да проснулись» (Н. Пикулева).

Прогулка: № 37(картотека прогулок)
Наблюдение: листопад, небо хмурится.
Поиграть с детьми в русские народные игры с бросанием и ловлей: «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет»;

Вечер:
Читаем необычную книгу, в которой представлены русские народные сказки в стихотворном варианте «Любимые сказки в стихах» К. Северинца («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»).
Организация театрализованной деятельности по прочитанным сказкам (по выбору детей)  с использованием настольного деревянного театра или резиновых наборов игрушек для постановки сказок;
            
           Подвижные игры:
Игры с подлезанием и лазаньем:; «Haceдкa и цыплята», «Мыши в кладовой»,

Индивидуальная работа по развитию основных движений:
Учимся водить хоровод под русскую народную музыку.
-          
-         Домашнее чтение русских народных сказок, потешек, прибауток с обсуждением характеров героев, их добрых   и злых поступков.

Ссылка на блог воспитателя:

-          
Среда

            
              
              
        Народные игрушки, предметы обихода (посуда деревянная, самовар, горшки, одеяло, шаль);
            народные инструменты ложки, бубен, свистульки;
             

Утро:
            Пальчиковая гимнастика
             Пословицы о добре
-           Игры, прибаутки; народные игры с танцевальными движениями; детских музыкальных инструментах народные мелодии организации игр: на соответствие текста и движений рук «Пальчик-мальчик»; игры-драматизации «Умоем куклу»;

Гигиенические процедуры:
 - игровые проблемные ситуации с целью формирования умений следить за своим внешним видом «Как ходить без шнурков», «Нужно ли застегивать сандалии?»  При одевании читаем потешку: «Купим сыну валенки…»

Завтрак, обед, полдник, ужин:
Беседа о русских пирогах, пирожках. Предложить детям вспомнить, в каких сказках речь шла о пирогах, блинах и т.д., рассказать, как бабка испекла в сказке колобка.
Перед дневным сном: «Ходит сказка по домам» (колыбельная Н. Пикулевой). После дневного сна: «Будилочка», «Просыпайся, глазок» (Н. Пикулева).
Прогулка: № 38(картотека прогулок)
Подвижные игры с бегом:  «Птички и птенчики», «Мыши и кот».
Вечер
- слушание русских народных аудиосказок «Коза с орехами», «Медведь и пёс» (в исполнении Арины Кирсановой и Анатолия Иванова). Побуждаем ребят отвечать на вопросы по сюжету сказок.
Подвижные игры:
«А мы просо сеяли, сеяли» под аккомпанемент русских народных песен.

Индивидуальная работа по развитию основных движений:
Игры на соответствие текста и движений рук «Пальчик-мальчик».

Сходить всей семьёй в детскую библиотеку и выбрать вместе с ребёнком новые добрые  сказки для совместного чтения.

Можно устроить совместный «внекласс-й» поход в библиотеку с другими родителями и детьми группы, с воспитателем


Четверг

              
            
        Детские музыкальные инструменты;

ширму для организации тетрализации игрушками-рукавичками, русская народная музыкальная игрушка «Карусель».
Утро
           Пальчиковая гимнастика
-           Пословицы о добре
            Развивающие ситуации: рассматривание альбомов народного творчества (дымковская и богородская игрушка, матрёшка); расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, и др;); Знакомить с народными промыслами; Продолжать знакомить с устным народным творчеством; Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности

Гигиенические процедуры:
Чтение потешек о воде, умывании; при умывании: «Банька» (Ю; Кушак). «Умывалочка» (Н. Пикулева).

Завтрак, обед, полдник, ужин:
Русские народные потешки, пословицы о приёме пищи. «Кастрюля-хитрюля», «Тары-бары-тарарёшки!», «Прибаутка к обеду», «Кашки гречневой не стало» (Н. Пикулева).

Перед дневным сном: «Колыбельная для шалуньи».
После сна: «Будилочка» (с новым именем малыша), «Выспался носик» (Н. Пикулева).

Прогулка: № 39(картотека прогулок)
Подвижные игры: «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».

Вечер:
Дидактические игры с предметами на ознакомление с осязаемыми свойствами предметов;
дидактические игры с матрёшкой, богородскими игрушками.
          
         Подвижные игры:
        «Коляда», «Как во нашем во дому» (музыкальное сопровождение: диск «Хоровод»).
           
          Индивидуальная работа по развитию основных движений:
Упражнения: прыжки в высоту на месте и в длину.




Посетить выставки народных промыслов: народного декоративно-прикладного искусства.

Посмотреть мультфильмы по мотивам русских народных сказок.
Сравнить в семейном кругу мультфильм и книгу. Сделать выводы о том, что лучше и интереснее.
Пятница

              
             Иллюстрации с изображением старинной одежды;
             иллюстрации о труде в поле, огороде, в избе, хлеву;
             выставку: «Русская изба»;
             сарафаны, платочки.

Утро                                                                                                                                            
             Пальчиковая гимнастика
             Пословицы о добре.
             Разучивание потешки «Пошёл котик на торжок».                                                                                                                                                                  Рассматривания  иллюстраций к сказкам и потешкам  «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца», «Наш козел»;

Гигиенические процедуры:
Вспоминаем сказки и стихотворения, в которых говорится о неопрятных героях, которые не любили умываться (Барто «Ах ты, девочка, чумазая; Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» и т.д.).
Перед сном – слушание народных колыбельных песен.

Завтрак, обед, полдник, ужин:
Вспомнить правила поведения за столом,  беседа об использовании столовых приборов, о том, что в старину посуда и столовые приборы изготавливали из дерева.
Перед сном: Колыбельная (по мотивам народной потешки) «Ой, люли…»;
«Ходит сон у колыбели». После сна: Будилочка (новое имя малыша), «Ой, да проснулись», «Выспался носик» (Н. Пикулева).

Прогулка: № 40(картотека прогулок)
Подвижная игра с пением: «Заинька, выходи», «Каравай».

Вечер:                                                                                                                                                                                                                                                                      Наведение порядка в игровой комнате, рассматривание картинок о народных промыслах.
            
           Подвижные игры:
народные подвижные игры (Хороводные «Заинька» и «Петушок»)

Индивидуальная работа по развитию основных движений:
Упражнять в хождении по ограниченной поверхности «Мы по брёвнышку пойдём».
Устроить дома выставку любимых книг со сказками.

Выдать родителям статью воспитателя «Чудеса случаются».

Продолжением чтения статьи для родителей может стать обращение к официальному сайту поэта Нины Пикулевой:






НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ деятельность.
Проект «Жизнь дана на добрые дела».

ДНИ
Регламент
НОД
1 НЕДЕЛЯ





ПОНЕДЕЛЬНИК

1.Познание (расширение кругозора)





2. Труд (рукотворный мир)






3. Физкультура (здоровье)

Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).  
Цель: формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; делать простейшие обобщения. Знакомить с материалами, их свойствами.
Ощупывание кусочков тканей разных видов (шёлк, шерсть, хлопок) для определения свойств и развития мелкой моторики через тактильные ощущения.


Пословицы о добре и труде. Беседа о пользе добра и труда.

Рассматривание шали из овечьей  шерсти  и лоскутного одеала. Определение свойств предметов.  Шаль тёплая, мягкая и тд.
Одеяло тёплое, разноцветное. Беседа о вязании шерстяных вещей.


Подвижная игра: «Как прыгают герои сказки «Теремок» - лягушка и зайчик?»
Прыжки на месте, прыжки в длину, игровые эстафеты.

ВТОРНИК   

1. Коммуникация (развитие речи) / Чтение художественной литературы











2.Музыкальное развитие

Чтение русских народных сказок «Курочка Ряба» и «Теремок».
Беседа о добрых поступках в этих сказках.
Для чего творить добро?
Прослушивание песен «Дорогою добра» (слова Ю.Энтина, музыка М. Минкова) и «Добрым жить на свете веселей» (слова А. Хайта, музыка Б. Савельева), «Дождик босиком» (музыка Б. Савельева, слова  М. Пляцковского).

Познакомить с русской народной сказкой. Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено.

Использовать приёмы обучения детей внимательно слушать и эмоционально воспринимать сказку. Выразительно передавать её содержание, используя жесты, мимику.

Мнемохника по этим сказкам. Побуждаем детей к пересказу по картинкам. Пополнение активного словарного запаса, развитие речи, формирование эмоционального отклика к чтению сказок.


Прослушивание русских народных песен, потешек, музыкальных сказок. Цель: приобщение  к народной культуре. Аудиопостановки «Каравай», «Хоровод».

СРЕДА       

1.Позние (развитие математических представлений)/ развитие сенсорной культуры, конструирование


2.Физкультура (здоровье)

Игры:  «Веселые фигуры» и «Фигуры перепутались» с использованием «хрустальных» геометрических фигур.

Цели: повторение  названий простейших геом. фигур, группировка по цвету, величине, форме. Выявление отношений групп предметов по кол-ву и числу (много-мало, 2-3, больше-меньше). Развитие мелкой моторики.


Покажем, как лиса убегала от ёжика, когда поймала петушка (аудиосказка «Теремок» в обработке С. Я. Маршака). Покажем, кА ёжик догонял лису, спасая петушка.
Челночный бег,  учимся бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.


ЧЕТВЕРГ   

1.Художественное творчество (аппликация/лепка)




2.Физкультура (здоровье)


Расматриваем матрёшек. Описываем их, используя имена прилагательные.
Аппликация: «Узоры на платочке матрёшки». 

Заготовка: квадратные «платочки» из  белого картона и цветы из цв. бумаги.
Цели: закрепляем умения пользоваться клеем и кисточкой, ровно приклеивать детали, соблюдая закономерность узора.

Подвижная игра: «Мы по брёвнышку пройдём» (как мишка, как зайка и тд) .
Упражнения для закрепления  у детей навыков сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы

ПЯТНИЦА   

1.Художественное творчество (рисование)




«Узор на сказочном подносе».
Украсим поднос, на который бабушка поставила колобка остужаться на окошке.
Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине – большие и маленькие; составлять узор в определенной последовательности: вверху, внизу, справа, слева большие круги, а между ними маленькие. Упражнять в умении аккуратно пользоваться красками. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.






Приложение 1

Многие путают поэзию Нины Васильевны Пикулевой с русским народным творчеством. Позвольте привести примеры из статьи «Младенческая муза наших поэтов» И.Н. Арзамасцевой (доктора филологических наук, доцента кафедры русской литературы и журналистики ХХ-ХХI веков, МПГУ):

«Нина Васильевна Пикулева тоже живёт в техно-пространстве большого города, но её муза говорит по-русски без малейшего акцента. Её стихи даже иногда печатаются в пиратских изданиях как русские народные, хотя чуткий слух способен выделить в них нечто отличное от настоящей народной поэзии. Например, «припевочка» «Башмачки»:

А-чки-чки-чки!
Мы купили башмачки!
Ой, какие мы купили
Весёлые башмачки!

Разок шагнёшь,
Другой шагнёшь,
А потом, потом, потом
Плясать пойдёшь!

Возможно, самое главное отличие для профессионала – сами башмачки, не встречающиеся в народной материнской поэзии: русские крестьянки не покупали башмачков для годовалых деток. Да и метафора «весёлые башмачки» – явно литературной природы. Можно отыскать и более мелкие отличия, но в целом пикулевская «припевочка» обнаруживает наиближайшее родство с русским устным народным творчеством».


Полагаю, поэтому творчество Нины Пикулевой вполне может быть использовано на занятиях для детей младшего возраста параллельно с произведениями русского фольклора, к тому же детям очень нравится.


Нина Пикулева

Ф Е Д Ю Ш К А  (будилочкаКаждый день может вставляться новое имя малыша (комментарий мой).

Утром к нашему Федюшке
Приходили Потягушки -
Не худышки, не толстушки,
Потягушки-порастушки!

А Федюшка – спи-и-ит,
И подушка – спи-и-ит,
И перинка – спи-и-ит,
И простынка – спи-и-ит!

Ох и сладко Феде спится!
Ничего ему не снится?

Снятся, снятся Потягушки,
Что уселись на подушке,
Одеялко – хвать за край:
Ну вставай,
вставай,
вставай!

А Федюшка – спит,
И подушка – спит,
И перинка – спит,
И простынка – спит!

Потягушки не сдаются,
Не сдаются, с Дрёмой бьются:
Просыпайся, глазок,
Просыпайся, другой,
А не то поиграть
Не успеем с тобой!

Нет, Федюшка – не спит!
И подушка – не спит!
И перинка – не спит!
И простынка – не спит!
Поиграть пришли? Ура!
Начинается ИГРА!

Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растём,
растем,
растем!

«Колыбельная» Нина Пикулева

Чики-воки, чики-воки,
Жили-были Ничевоки.
Ничего не говорили,
И не ели, и не пили.
Ничего не говорили.

Только  дулись, дулись, дулись!
А потом вдруг улыбнулись ,
И на маму поглядели,
И попили, и поели!
Над собой похохотали,

Да и спать легли. Устали.


Чики-воки, чики-воки,
Засыпают Ничевоки…
Тише, тише, не шумите,
Ничевок не разбудите.




«Тропинка ко сну. Паучок» Нина Пикулева

Пау-пау-паучок,
Паутиновый жучок,
Семь ночей не спал,
Для тебя соткал
Сон про солнышко –
Колоколнышко,
И про дождь грибной,
И про нас с тобой…
Хочешь по лесу во сне  побродить? Глазки попробуй закрыть.


«Ходит сказка по домам» (колыбельная). Нина Пикулева
 Ходит сказка по домам,

По высоким теремам.

Жди её, глаза закрой.

Спи, глазок,

Спи, другой.

Сказка добрая придёт,

Сердце доброе найдёт.

Жди её, глаза закрой.

Спи, глазок,

Спи другой.


Просыпайся, глазок!
Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!
Посмотри, как оно улыбается,
Новый день, новый день начинается!


Ой, да проснулись!
Где были? В сказке!
Выспались щечки,
Выспались глазки,
Выспались ручки,
Выспались ножки,
Доброе утро
Нашему крошке!
Выспался носик,
Выспалась шейка…
Ай, потягунюшки,
Ты не болей-ка!
Выспались бровки,
Выспались ушки!
Ай, потягушки,
Ай,порастушки!


«Умывалочка»

Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешьс, вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-ножку!
Нет, не понемножку,
Посмелей!
Будем умываться веселей!


Кастрюля-хитрюля
 Нам кашку сварила,
 Нам кашку сварила,
 Платочком накрыла,
 Платочком накрыла,
 И ждет нас-пождет,
 И ждет нас-пождет -
 Кто же первым придет?..

Тары -бары -тарарёшки!
Суп хвалили поварёшки,
Разливали по тарелкам,
По глубоким и по мелким.
Разливали, остужали,
Нас обедать приглашали!


Прибаутка к обеду
Утка-утенка,
Кошка-котенка,
Мышка-мышонка
Зовут на обед.

Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты еще нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьеце!




Потихоньку, помаленьку,
Понемножку, не спеша,
Ели мы с тобою кашку,
Правда, кашка хороша?

Это - ложка,
Это - чашка,
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала,
Кашки гречневой не стало.
Как же так?

Ой, да ну, да ну, да ну,
Знаю девочку одну.
Эта девочка не спит,
Может, что – нибудь болит?
Нет, конечно, не болит,
Просто девочка шалит.
Хочет спать, а все «агу!».
Я уснуть ей помогу.
Я ей песенку спою
Ко-лы-бель-ну-ю:
«Баю – баю, баю – бай,
Спи, родная, засыпай ».

Колыбельная (по мотивам народной потешки)

Ой, люли, люли, люли,
Прилетали журавли!
Прилетали журавли,
Нам девчушку принесли!

Мы девчушку, люли-люли,
В пеленушку завернули
И любуемся –
Не нарадуемся:
Ай, какую журавли
Нам девчушку принесли!

Имя славное найдём,
Дорогое подберём!
Как звать-величать будем?
Настенькой!

Будем доченьку растит,
О хорошем - говорить,
О хорошем - говорить,
О весёлом – думать!

Ой, Настюшка,
Ждёт подушка,
Песенка-то спелась!
Песенка-то спелась!
Настенька угрелась,
Ой да носиком сопит –
Спит!




Ходит Сон у колыбели,
Баю-баю.
Чьи тут глазки спать хотели?
Знаю, знаю.
Ты не три их кулачками,
Закрывай.
Сон качает колыбельку,
Засыпай.



Приложение 2


Уж я косу заплету, уж я русу заплету!

Я плету, плету, плету, приговариваю:

«Ты расти, расти, коса, всему городу краса!»
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят, все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся, маму, дочка, слушайся!

(рус. нар. песенка)

Чешу, чешу, волосыньки,

Расчесываю косыньки.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.



Тексты для пальчиковой гимнастики

 (авторы Н.В. Хоркунова и А.Е. Кудашов):

****************************************************************
Ручки сильные,                                 
Ручки крепкие,
10 пальчиков
И все цепкие!  

(наговаривая четверостишие, поглаживать кисти рук и растирать пальчики от кончиков к основанию);





***
Пальчик большущий,
Пальчик здоровущий,
Ты расти – вырастай,
Силу, ум ты развивай!

(наговаривая четверостишие, растирать пальчик от кончика к основанию);

***
Пальчик указательный
Разумный и внимательный.
Ты расти-вырастай,
Ума-разума нам дай!

(наговаривая четверостишие, растирать пальчик от кончика к основанию);

***
Вот и средний пальчик наш,
Мы его потрём сейчас!

(наговаривая четверостишие, растирать пальчик от кончика к основанию);


***
А теперь потрём мы пальчик-
Безымянный великанчик.
Ты давай расти скорей,
Скажешь имя нам быстрей! (у авторов: скажешь имя поскорей)

(наговаривая четверостишие, растирать пальчик от кончика к основанию);



***
Вот мизинчик маленький,
Подрастай, мой славненький!
(наговаривая четверостишие, растирать пальчик от кончика к основанию);


*************************************************************

Следующее упражнение: растирать пальчики от их кончиков к ладошке и приговаривать:

Это большой пальчик раз, два, три, четыре;
Это указательный пальчик раз, два, три, четыре;
Это средний пальчик раз, два, три, четыре;
Это безымянный пальчик раз, два, три, четыре;
Это мизинец раз, два, три, четыре;

Методические рекомендации: растирать пальчики следует с применением небольшой силы для увеличения чувствительности.


***
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш,
А зовут его….. (имя)

Методические рекомендации: называя каждый пальчик, следует слегка надавливать на верхнюю фалангу; растирать необходимо по кругу от верхушки к ладошке.



***
Пальчик-пальчик,
Где ты был?
Этот пальчик (большой) в лес ходил,
Этот пальчик (указательный) щи варил,
Этот пальчик (средний) кур кормил,
Этот пальчик (безымянный) кашу ел,
Этот пальчик (мизинец) песни пел.

Методические рекомендации:  взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.


***
Шарик-шарик по ладошке (у авторов – на ладошке)
Покатаю я немножко.
Шарик-шарик, ты катайся!
(имя-имя), Улыбайся! (у авторов шарик  катайся, (имя) улыбайся!)

Методические рекомендации: взять руку ребёнка, распрямить пальчики, положить на неё небольшой шарик и, наговаривая, катать его по ладошке)


Далее из книги «Развиваем моторику руки» (серия «Ладушки», автор и художник Сергей Михалков).

Дополняем пальчиковую гимнастику новыми текстами.

       Зайка кулачок зажал
  • И кузнечика поймал.
  • Пальчики свои разжал,
  • И кузнечик ускакал


  • Пальчики, как ножки,
  • Ходят по дорожке.
  • По тропиночке пойдешь -
  • В гости к белке попадешь.



  • Режет ножницами ежик
  • Ткань для новеньких сапожек.
  • Так же пальчики сложи-
  • Ножницы нам покажи.

  • Мышонок в лодочке плывет,
  • Лисенка в лодочку зовет.
  • Ладошки правильно сложи -
  • И лодочку нам покажи.


  • Щенок все время баловался
  • И дома под замком остался,
  • Чтоб выбраться щенок не смог -
  • Сложи из пальчиков замок.


  • Мишка по лесу гулял,
  • Шишки он щелчком сбивал.
  • Щелкаем по шишкам,
  • Как веселый мишка.


  • Каждый пальчик- это птичка.
  • Вот сорока, вот синичка,
  • Дятел, филин, воробей-
  • Покажи их всех скорей.

        Бабочка крылом махала,
  • Над цветочками порхала.
  • Ручки крыльями сложи
  • И, как бабочка, кружи.



Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Ну а этот пальчик – Я,
Вот и вся семья моя!

Методические рекомендации: трогаем каждый пальчик, слегка надавливая на верхнюю фалангу, а в конце стишка – сжимаем ладошку в кулачок.

***
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Ну а этот – толстячок,
А все вместе – кулачок!

Методические рекомендации: пальчики загибаем по очереди, а потом -  кулачок ладошку.

 ***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять!

Методические рекомендации: каждый пальчик крутим по часовой стрелке, слегка надавливая на верхнюю часть, потом делаем кулачок.

***
Паучок ходил по ветке,                                                  Солнце стало пригревать,
А за ним ходили детки.                                                  Паучок ползёт опять!
Дождик с неба вдруг полил,                                          А за ним ползут все детки,
Паучков на землю смыл.                                                Чтобы погулять на ветке!


Методические рекомендации:  щекотим ладошку и каждый пальчик, изображая, как ползут паучки, потом побарабаним по ладошке, изображая капельки дождя. Можно похлопать в ладошки в конце стишка.



***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистит стол,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел…

Методические рекомендации:  растираем каждый пальчик от кончика к основанию, слегка надавливаем.

***
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона прилетает,
Головой она кивает.
Каркает: «Вот и обед!»
Глядь – а червячков уж нет!

Методические рекомендации:  растираем каждый пальчик от кончика к основанию, слегка надавливаем, потом крутим каждый пальчик по часовой стрелке.



***
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать –                     
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

На другой руке пять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.

Пальчики дружные,
Все такие нужные! 
Иванушка
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород.


Кисонька

- Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
-Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела?
- Одна.
 - Не ешь одна! Не ешь одна!


Баю-баю, баиньки

Баю-баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.


Конь
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк!


Дедушка Егор

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.


 На улице

На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девушки-красавицы
Смотрят и смеются:
- Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!




Солнышко

Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Котенька-коток

Котя, котенька-коток,
Котя – серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Коза
Идёт коза рогатая,
Идёт коза-бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто каши не есть,
Молока не пьёт,
Забодает, забодает, забодает.

Петушок

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?

Совушка

Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела –
Во траву свалилася,
В яму покатилася!


Пословицы о добре

Не хвались серебром, а добром.


Делай добро и жди добра.


Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.


Злой плачет от зависти, а добрый от радости.


Никакое худо до добра не доводит.


Жизнь дана на добрые дела.


Добра не смыслишь — так худа не делай.


Доброго чти, а злого не жалей.


Доброе дело два века живёт.


Добру расти, худу по норам ползти.


Добрые дела и после смерти живут.


Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.

Плохо тому, кто добра не творит никому.


Добра желаешь — добро и делай.


Добро поощряй, а зло порицай.


Доброе дело без награды не остаётся.

Добрые слова дороже богатств.


Добрым быть — добрым и слыть.


За доброе жди добра, за худое — худа.



От добра добра не ищут.


Учись доброму — худое на ум не пойдёт.


На добрый привет — добрый и ответ.


Добрые чувства — соседи любви.


Добродетель доброму не вредит.


Доброта без разума пуста.


Доброе дело скрытности не любит.


Доброго чти, а злого не жалей.


Добро творить — себя веселить.


Пословицы о труде

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Кто не работает, тот не ест.
Трудовая копейка до веку живет.
Была б лишь охота - наладится каждая работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
Дело мастера боится.
Белые ручки чужие труды любят.
Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
Без труда и отдых не сладок.
Всякий человек у дела познаётся.
В труде рождаются герои.
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Доход не бывает без хлопот.
Кончил дело - гуляй смело.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Поле труд любит.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Утренний час дарит золотом нас.
Хлеб даром не даётся.
Хозяин тот, кто трудится.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Терпение и труд всё перетрут.
От трудов праведных не нажить палат каменных.
Труд кормит, а лень портит.




2 комментария:

  1. Нина Васильевна16 ноября 2013 г., 16:33

    Марина, умничка!!! Очень радостно всё это видеть, не оскудела земля наша русская на добрых людей!!!
    Молодец!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Нина Васильевна за Ваше ценное мнение и внимание к моему проекту. Буду стараться дальше:)

    ОтветитьУдалить