пятница, 29 ноября 2013 г.

Занятия с любимыми малышами. Для газеты "Мы рядом"


«Эгоцентризм детского мировосприятия - это тоже недостаток опыта.

От индивидуального эгоцентризма, когда свое сознание он ощущает как центр всех вещей и явлений, ребенок переходит к эгоцентризму семейному, который длится дольше или меньше, в зависимости от условий, в которых он воспитывается. Мы сами укрепляем ребенка в его ошибке, преувеличивая ценность семейного очага, указывая на мнимые и истинные опасности, грозящие ему вне пределов нашей помощи и опеки.
Оставайся у меня, говорит тетя.
Ребенок прижимается к матери, в глазах слезы, ни за что не останется. Он ко мне так привязан!
Ребенок с удивлением и страхом приглядывается к этим чужим мамам, которые ему даже не тети.
Но наступает минута, когда он спокойно начинает сравнивать то, что видит в других домах, с тем, чем обладает сам.
Сначала он захочет только иметь у себя точно такую же куклу, сад, канарейку.
Позже поймет, что другие мамы и папы тоже хорошие, может, даже лучше, чем его.
- Если б у меня была такая мама...
Ребенок сельского дворика относительно раньше раздобывает опыт, познает грусть, которой ни с кем не делится, понимает, что его радость радует только самых близких, понимает, что день именин - только его праздник.
"Мой папа, у нас, моя мама"- столь часто встречаемое в детских спорах восхваление собственных родителей - это скорее полемическая формула, иногда исполненная драматизма защита иллюзии, в которую он хочет верить, но в которой уже начинает сомневаться.
- Вот погоди, я скажу отцу...
- Очень я боюсь твоего отца. И правда: мой отец страшен только для меня...
Я бы назвал эгоцентрическим взглядом ребенка на текущий момент то. Что в результате недостатка опыта он живет лишь сегодняшним днем. Игра, отложенная на неделю, перестает быть реальностью. Зима летом кажется сказкой. Оставляя пирожное "на завтра", он отказывается от него по принуждению. Ему трудно понять, что портить вещи означает сделать их не сразу негодными для употребления, а менее ДОЛГОвечными, быстрее поддающимися износу. Рассказ о том, что мама была девочкой, увлекательная сказка. С удивлением, граничащим со страхом, ГЛЯДЕЛ он на незнакомого приезжею, который называет по имени отца: они играли вместе, когда были маленькими...
Меня еще на свете не было..
А эгоцентризм партийный, классовый, национальный: многие ли дорастают до осознания места человека в человечестве и во вселенной? С каким трудом люди свыклись с мыслью, что земля крутится, что она всего лишь планета! А недавняя убежденность масс, вопреки действительности, что ужасы войны невозможны в XX столетии?
И разве не является наше отношение к детям выражением эгоцентризма взрослых?
Я не знаю, что ребенок так хорошо помнит, так терпеливо ждет.
Много ошибок мы допускаем из-за того, что мы сталкиваемся с ребенком принуждения, неволи, барщины, исковерканным, уязвленным, бунтующим.
Нужно приложить много труда, чтобы понять, какой же он, в сущности, каким он может быть».
Януш Корчак «Как любить ребёнка» 








Занятия с любимыми малышами

Многих родителей беспокоят вопросы: отдавать ли своего ребёнка в центры раннего развития, с какого возраста это делать, как заниматься с ребёнком дома (какие методики использовать)? 

Попытаемся ответить на последний. Для занятий с младенцами (от рождения до года) смело обращайтесь к книге Э. Пилюгиной «Сенсорные способности малыша». Тоненькая книга, очень чётко изложен материал, понятно и с картинками, ничего лишнего. Для развития речи и чтения ребёнку с рождения можно приобрести «Полную хрестоматию для дошкольников» (с методическими подсказками, в 2 книгах. Автор: Томилова С. Д. Издательство: АСТ, 2011). В этой книге интересный подбор текстов, авторов, адаптированные по возрастам подборки. Это важно. Нам посоветовала её Н.В. Пикулева. Хрестоматия порадует всех, кто столкнулся с проблемой выбора текстов деткам до 3х лет. Очень полюбилась мамам и малышам книга «Радуга Дуга» с иллюстрациями Ю.Васнецова, которая родом из нашего детства. Детям нравится слушать потешки и рассматривать великолепные рисунки. Для малышей также рекомендую книги Нины Пикулевой, которые, к сожалению, так мало переиздаются. Все перечисленные книги найти не просто, но было бы желание.

Чем именно заниматься с малышом? И нам пришлось поразмышлять на эту тему. Итогом стала покупка программы, по которой с ребятками занимаются в детском саду. В ней довольно подробно всё расписано по разделам, возрастам и нормам, начиная с ясельной группы. Привожу пример:  1-ая младшая группа (третий год жизни). Разделы: ребёнок и природа, математическое развитие, художественная деятельность, развитие речи, социальное воспитание, физическое развитие. Планирование по кварталам с примерами и текстами. Получается, можно подготовить малыша к садику, заниматься с ним, не перегружая лишним. 

Что же дальше? А дальше – уже по вашему усмотрению, можно составить своё расписание занятий по дням на неделю и заранее готовиться к ним. А можно и просто заниматься по желанию. Довольно важно, чтобы ежедневно вы с ребёнком  делали пальчиковую гимнастику, развивая мелкую моторику; устраивали познавательные прогулки: обсуждали изменения в природе, наблюдали за растениями, птицами и животными; играли в подвижные игры. А чтение вообще должно стать доброй традицией. Вместе выбираете добрые книги, которые будете читать сегодня и завтра (дома, в магазине или библиотеке), рассматриваете картинки, беседуете по содержанию и отвечаете на вопросы. Малыш с нетерпением будет ждать не только занятий с мамой, но и вечернего сна, потому что перед сном… вечерняя сказка. 

Разнообразить чтение можно прослушиванием аудиосказок. К сожалению, сейчас так сложно найти те сказки, которые мы сами слушали в детстве на грампластинках.

По мнению врачей, немаловажное значение для развития и здоровья детей имеет соблюдение режима дня. Постарайтесь, чтобы малыш просыпался и засыпал примерно в одно время, тогда его организму будет гораздо легче распределять силы в течение дня.

Уважаемые родители, а не задумывались ли вы о том, что можно установить семейную традицию планировать выходные заранее и проводить их с пользой для всей семьи и для развития ребёнка. Ведь в нашем городе так много интересного!

Знаете ли вы про Музей леса, расположенный на ул. Варенской, 1а? Мы начали посещать этот музей примерно с года, у ребёнка было столько эмоций и впечатлений: он называл всех животных, птиц, показывал, как они могут «разговаривать» и многое другое. Потом стали приглашать знакомых ребяток, чтобы было веселее. Музей еще и бесплатный.

Про Музей военной техники в саду Победы, пожалуй, знают все. Побывать там интересно и мальчикам, и девочкам. Примерно в полтора года мы побывали там в первый раз с подругой Софией (такого же возраста). Детям было одинаково интересно, а полученных эмоций хватило на неделю, не меньше! 

А про Музей истории Южно-Уральской железной дороги, кто знает? Мы не знали, пока дедушка не свозил туда Фёдора посмотреть на поезда и паровозы. Для двухлетнего сына это посещение стало незабываемым. А еще наш дедушка возил Федю в Калачёво (спортивный аэродром гражданской авиацииJ) посмотреть на самолёты и парашютистов. Думаю, нужно только желание, чтобы родители придумали, куда сходить со своими малышами.

Если не посещать музеи, можно вспомнить про наши прекрасные парки, про бор. Что может быть полезнее семейной прогулки с ребёнком по бору? Нашему малышу всегда нравилось гулять по лесу и бывать в конном клубе, рассматривать лошадей, общаться с ними. Присылайте, дорогие читатели, свои идеи для проведения выходных!

Марина Комарова для газеты «Мы рядом»





«Если  бы  речь  и  мышление двухлетних, трехлетних, пятилетних детей не
были  проникнуты  общенародными  нормами  языка,  мы  никогда  не  могли  бы
наблюдать  отмеченную  выше  особенность  детского  словотворчества, которая
заключается  в  том, что разные, очень разные дети, отдаленные друг от друга
большими   пространствами,   из   поколения   в   поколение   самостоятельно
придумывают  одни  и  те  же  слова - будь это в Крыму, или в Новгороде, или
где-нибудь у китайской границы.
     Так,  например, слово "кусарик" я услышал впервые от трехлетней девочки
в  1904 году, потом через двадцать лет я прочитал в "Дневнике" А.Д.Павловой,
что  ее Адик тоже "изобрел" это слово. И вот через полвека, минувшей осенью,
костромская  жительница  Наталья  Борщевская  сообщает  мне в письме о своем
внучатном  племяннике  Вове  (двух  с  половиной  лет), что он тоже называет
сухарик "кусариком".
     Таких  фактов  великое  множество,  и, конечно, они никогда не имели бы
места,  если  бы  дети  в своем словотворчестве не опирались на одни и те же
законы развития языка, надолго установленные русским народом.
     Выше я привел одно слово, изобретенное трехлетним ребенком:
     - Мама сердится, но быстро удобряется.
     Это  слово  вызывает  у  взрослых  улыбку,  ибо  связывается в их уме с
удобрением  полей.  Между  тем  ребенок самостоятельно произвел его от слова
"добрая"  (в  смысле "сердечная") и знать не знает ни о каком удобрении (где
"добрый" означает "унавоженный", "тучный").
     Замечательно,  что в старорусском языке, лет триста назад, "удобряться"
и  значило сменять гнев на милость, размягчаться душой. Протопоп Аввакум так
и  писал  в  своей  книге:  "бабы  у  добрились".  Та же форма сохранилась в
народной пословице: "Удобрилась мачеха на пасынка".
     Здесь  одно  из  наиболее  наглядных  свидетельств,  что  при  создании
всякого  нового  слова  ребенок  почти  всегда применяет те же самые методы,
какие применяет народ».   
Корней Чуковский «От двух до пяти»





Комментариев нет:

Отправить комментарий