понедельник, 11 ноября 2013 г.

Читайте ДЕТЯМ стихи. Статья Татьяны Порецких, кандидата филологических наук




Дорогие Друзья и Читатели, копирую с официального сайта Нины Васильевны Пикулевой интересный, по моему мнению, материал. Нина Васильевна, как всегда, радует ценными статьями.

Режим доступа: http://pikuleva.ru/esse/chitaite-detyam-stihi.html


"Читайте ДЕТЯМ стихи

Сколько бы ни говорилось о чтении вместе с детьми и для детей, об этом можно говорить и говорить, ракурсы и аргументы меняются, опыт и уверенность приходят. Храню в своём компьютере статью из журнала "Мой Кроха и я" за май 2005 - пришла пора поделиться ею и с вами. Чтение и заучивании стихов наизусть. Зачем это? Свою точку зрения (с ней я согласна) подробно излагает кандидад филологических наук Татьяна Порецких. Спасибо ей за это. 

«Муха села на варенье...» Все помнят, как заканчивается шутливый стишок. Но мир поэзии безграничен.

В первое путешествие по миру детских стихов можно отправляться уже с новорожденным. Все ритмичное нравится малышам. Видимо, неслучайно народные колыбельные песни, прибаутки, частушки «выдаются» ребенку в виде стихов. Поэтому не пренебрегайте опытом бабушек и прабабушек — используйте детский фольклор.

Много веков существовал жанр «пестушки» (пестовать— нянчить, холить) – короткие стихотворные приговоры, сопровождавшие совместные действия мамы и крохи. Просыпался младенец, потягивался, его гладили по животику и нараспев пригова-ривали: «Потягушечки-порастушечки, потягунюшки-порастунюшки, роток говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».

Слушай и смотри.
Годовалый ребенок еще не ко всему относится осознанно, но в этом возрасте он постепенно начинает понимать, что ему нравится, а что нет. Ему уже не предлагают слушать, что придется, а читают коротенькие стихи - по его выбору. Вам стоит заранее подготовиться к мысли, что малыш-слушатель проявит индивидуальные особенности характера и темперамента, обнаружит свои предпочтения. Возможно, он не захочет слушать какое-то стихотворение или, наоборот, будет целыми днями таскать с собой книжку и просить почитать именно ее. Тут важно учесть интересы обеих сторон и читать до тех пор, пока процесс всем доставляет удовольствие.

После года дети начинают обзаводиться собственными «поэтическими библиотеками». Для этого идеально подходят книжки, изготовленные из твердого картона, с влагостойкими страницами, которые при необходимости можно мыть. Разорвать такую книжку почти невозможно, а пробовать «поэзию» на зуб не возбраняется.

Покупая книгу детских стихов, особое внимание обращайте на иллюстрации. Важно, чтобы картинка представляла собой ясный и четкий образ - излишняя пестрота и множество мелких деталей рассредоточивают внимание малыша. Лучше всего, чтобы на странице было всего одно крупное изображение какого-то предмета или живого существа, которые ребенку хорошо знакомы. А полноценные иллюстрации с обилием деталей, лучше приберечь для более позднего возраста, когда малыш созреет для того, чтобы запоминать стихи. 

Способ разучивания стихов по картинкам окажет ему существенную помощь. Рисунки-подсказки помогут вспомнить сюжет и не перепутать порядок событий. Картинки играют еще одну неоценимую роль: их совместное рассматривание сопровождается телесным контактом мамы с ребенком.
Что делать, если вы работаете, а у бабушки или няни нет времени и сил на чтение стихов? Можно развесить по квартире листочки со стихами: около кроватки -про сладкий сон и «серенького волчка», на кухне - про еду и хорошие манеры, в ванной - про нерях и купание, около дивана -про зарядку и силачей и т. д. Таким образом в поэтическом воспитании ребенка смогут принять участие все взрослые, и веселые рифмы будут сопровождать малыша весь день, что бы он ни делал. 

Маленький декламатор
Знание стихов обогащает словарь ребенка, вырабатывает навыки правильного произношения слов и фраз, воспитывает культуру речи. Заучивание стихотворений -испытанный прием развития речи. Когда вы читаете стихи, старайтесь демонстрировать малышу умение регулировать силу голоса и интонационную выразительность. Перед заучиванием стихотворения обратите внимание ребенка на настроение и чувства персонажа, который в нем описан («Зайку бросили, он маленький, ему холодно, его надо пожалеть... Девочка Таня плачет, она мячик потеряла, но все будет хорошо...»). Обращайте его внимание на строчки, в которых часто повторяется определенный звук («Мышонку шепчет мышь...»), читайте скороговорки, рифмованные загадки. Существуют стихи, которые помогают малышу запомнить буквы, цифры, цвета радуги и т. д.

Чтобы помочь ребенку выучить несколько четверостиший, лучше действовать личным примером: с увлечением их декламировать. Можно даже несколько театрализовать процесс, превратив чтение и запоминание стихов в игру.
♦ Сложные стихи можно учить вместе и повторять по очереди, друг за другом (нив коем случае нельзя делать этот процесс скучным и угнетающе обязательным). 
♦ Надо создать такой режим работы, чтобы она приносила вам и малышу только радость (никогда не заставляйте ребенка заучивать стихи, если он этого не хочет). Ф Обязательно делайте перерывы для отдыха. Если видите, что малыш устает, можно начать «играть в стихи» (прочитали стишок «Идет бычок, качается», пусть ребенок покажет, как бычок идет, как качается, как вздыхает).

Мир прекрасного
Ребенок растет, всесторонне развивается — пора переходить от бессмертного «мишки косолапого» к чему-то иному. Теперь стоит вспомнить о том, какой огромный эмоциональный, нравственным, эстетический заряд несет в себе хорошая поэзия. Поэтому большое значение имеет выбор стихов, которые малышу предстоит выучить наизусть.
Как пишет знаток раннего детства японский ученый Масару Ибука, «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить. И в то же время они должны нравиться ребенку». Малыш легче запоминает строки, которые ему по душе.

Научить детей запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы они хорошо подготовились к обучению в школе, где это придется делать часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира, развитию чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворении является хорошим методом тренировки памяти. (Если хотите узнать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему требуется повторов, чтобы полностью выучить стихотворение из четырех строк.) ■

ТАТЬЯНА ПОРЕЦКИХ, кандидат филологических наук,
май 2005, ж-л "Мой кроха и Я""



Комментариев нет:

Отправить комментарий