вторник, 22 октября 2013 г.

Программа "Дельфины" - новая разработка логопедов и нейропсихологов (для коррекции заикания и нарушений темпа речи)

Программа "Дельфины" - новая разработка логопедов и нейропсихологов (для коррекции заикания и нарушений темпа речи)


Дорогие друзья и читатели, как вы помните, в начале июня мы пошли в детский сад. После этого изменились мои посты в блоге. Сыну очень понравилось в садике, но через три дня началось заикание. Естественно, сразу обратилась к логопеду и психологу, она дала ценные рекомендации, некоторые из которых постараюсь продублировать для вас. 

Возможно, кое-что возьмёте на заметку.


1 Программа "Дельфины" (см. предыдущий пост)
2 Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой


Во-первых, это программа "Дельфины"

Режим доступа:


Для специалистов, работающих в психологических центрах, детских дошкольных учреждениях и начальной школе, представлена программа "Дельфины"

Это новая разработка логопедов и нейропсихологов Центра для работы с детьми, имеющими трудности в речевой сфере.  



ПРОГРАММА «ДЕЛЬФИНЫ» - НОВАЯ РАЗРАБОТКА 

ЛОГОПЕДОВ И НЕЙРОПСИХОЛОГОВ.


В нашем Центре проводится подготовка детей к школе по методической разработке Л.Е. Журовой. Основной контингент детей составляют старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, либо имеющие интеллект в пределах возрастной нормы, либо задержку психического развития. Основная работа по обучению детей грамоте ведется специалистам Центра в рамках логопедических и нейропсихологических концепций. Это обстоятельство связано в первую очередь с тем, что у детей данного контингента наблюдается не только логопедические проблемы, но и обилие других патофеноменов неврологического характера. В связи с этим мы хотим представить вашему вниманию методические рекомендации, где достаточно подробно описан базовый (предшествующий работе по программе Л.Е. Журовой) начальный этап работы по обучению чтению, письму и счету дошкольников.




Подход изложен в статье «Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка – фундамент коррекции общего недоразвития речи». А.В. Семенович (МГППУ), Т.Н.Ланина (МГПУ)


Современный уровень психолого-педагогического сопровождения, коррекции,
профилактики и реабилитации речевой функции с необходимостью предполагает междисциплинарное обоснование его тактических и стратегических целей и задач.
Это обусловлено тем, что сегодня резко возросло число детей с пре- и перинатальными мозговыми дисфункциями.

Соответственно, претерпела существенные модификации (патоморфоз) вся картина той или иной формы дизонтогенеза речи.

В связи с этим в течение последних лет нами ведутся научно-прикладные исследования, направленные на создание комплексного подхода к работе с логопатиями.

В таком подходе нейропсихологическая и логопедическая идеологии призваны дополнять и интенсифицировать друг друга.

Особенности развития мозга подавляющего большинства современных детей том числе и тех, кто традиционно относился к сфере профессиональных интересов логопедов), как показывают нейропсихологические данные, отличаются целым рядом патологических стигм (знаков). 

В нейропсихологии описаны синдромы функциональной несформированности тех или иных областей левого и правого полушарий, мозолистого тела, подкорковых образований. Иными словами, известна типология отклоняющегося психического развития, каждый из вариантов которого включает те или иные специфические формы речевой недостаточности.

Эта многозначность и специфичность не может не требовать поиска новых подходов к (казалось бы) издавна известным формам логопатии.

В данной работе, сознательно ограничивая анализ, сосредоточимся на тех патологических механизмах речевого дизонтогенеза, которые отражают дефицитарный и\или несформированный статус конкретных мозговых систем, являющихся базовыми для формирования нормальной актуализации речи в любом возрасте.
Таковыми являются подкорковые структуры, системы и подсистемы головного мозга (А.Р.Лурия 1973, Л.С. Цветкова 1985, 2001, Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте 1985, А.В. Семенович 1998, 2001, 2002 и др.).

Как показывают наши многолетние исследования, именно в группе детей, демонстрирующих морфо-функциональный дизонтогенез названных образований мозга наблюдается максимальное накопление случаев общего недоразвития речи (ОНР).

На этот контингент детей и ориентировалась работа по созданию, апробации и внедрению коррекционной (абилитационной, профилактической)  модели, предлагаемая вниманию читателя.


Патогномоничным для детей данного контингента является то, что все они в той или иной степени демонстрируют обеднение, искажения и нарушения онтогенеза сенсомоторного репертуара как отдельных систем (ноги, руки, глаза, оральный аппарат и т.д.), так и их взаимодействий.

Эта закономерность не случайна, поскольку сенсомоторный уровень любого психического процесса (будь то восприятие, движение или речь) обеспечивается близкими, а подчас идентичными мозговыми системами и процессами.
В онтогенезе они формируются, дифференцируются и интегрируются в строго упорядоченном, иерархизированном режиме.

Соответственно, изоморфно ему и создавалась идеология представляемой коррекционной программы (ее содержание и этапы):

от 1) коррекции и оптимизации каждой из систем единого сенсомоторного репертуара ребенка к 2) их функциональной дифференциации и 3) межфункциональной интеграции.


Не останавливаясь подробно на обширных функциях подкорковых образований мозга в онтогенезе (а они поистине универсальны для психического развития вообще), отметим лишь основные, наиболее важные для данного обсуждения параметры их участия в организации речевого развития.

Как известно, подкорковые структуры мозга обеспечивают, прежде всего, нейробиологические звенья речи, без которых она, равно как и любая другая психическая функция, попросту невозможна.

Это – рефлекторные, нейродинамические и энергомодулирующие процессы; дыхание и слюноотделение; тонус, статика и динамика жесто-мимической и вокализационной составляющих речевой системы и т.п.

Эти зоны мозга опосредуют эмоционально-мотивационный базис речи, потенциальную готовность речедвигательного аппарата к инициации эффективной деятельности. Образуют на самом низком, базовом уровне мозговую организацию ее сенсомоторных звеньев и консолидацию с другими психическими функциями (движением, восприятием, памятью и т.д.). И в детском, и во взрослом возрасте с данными мозговыми системами связан сам акт инициации и пластичности речевой деятельности, равно как и любой другой формы человеческого поведения.

Наконец, зрелость и функциональная активность именно этих зон мозга обеспечивает ребенку своевременное формирование как подкорково-корковых, так и межполушарных взаимодействий.

А недостаточность этих онтогенетических процессов и является центральным патологическим ядром, предпосылкой большинства случаев наиболее злокачественно протекающего речевого дизонтогенеза (Э.Г.Симерницкая, 1985; В.И. Голод, 1986; А.В. Семенович, 1998, 2000, 2002; А.В. Семенович, Г.С. Лев 2001 и др.).

Разработанные в нейропсихологии представления об интимных механизмах всей совокупности этой многоплановой картины дают возможность современному логопеду преодолеть ряд профессиональных стереотипов как в диагностическом, так и в коррекционном (абилитационном) аспектах.

Представляется, что оптимальным сегодня является подход, в котором интеграция нейропсихологического и логопедического методов анализа позволяет создать комплексную модель психологопедагогического сопровождения детей с проблемами речевого развития, основывающуюся на принципе «мишень-патологический механизм», а не на принципе «мишень-дефект».

Это в первую очередь требует внедрения в классическое логопедическое обследование целого ряда широко применяемых в нейропсихологии диагностических методов, позволяющих выявить, описать и проанализировать состояние у ребенка (помимо речевых) всей совокупности двигательных, гностических, мнестических и т.д. процессов.

Ведь логопатия - не изолированный феномен, а одно из проявлений общегопсихического дизонтогенеза.

Одна из сторон единого синдромного явления, в котором сохранные звенья психической деятельностисоседствуют с дефицитарными, компенсаторно гиперразвитыми и\или несформированными. Хотя, безусловно, подчас именно речевая недостаточность внешне, “фасадно” обнаруживает себя у ребенка наиболее ярко. Но, как известно из нашего бытового опыта, ремонт фасада невсегда приводит к долговременной сохранности здания.

В настоящем сообщении представлена разработанная на базе принципа “замещающего онтогенеза” междисциплинарная, интегративнаякоррекционная программа “Дельфины”, ориентированная на детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Естественно, что ее создание основывалось на комплексном психолого-педагогическом исследовании, включавшем как логопедические, так и нейропсихологические методы дифференциальной диагностики и коррекции (Т.Б. Филичева, Г.А. Каше, 1989; А.В. Семенович, 2002.).

Синдромный анализ совокупности дефицитарных, несформированных и нормативно протекающих звеньев и уровней психической деятельности ребенка являлся обоснованием для выстраивания этапов, продолжительности, тактики и стратегии коррекционного процесса.

Применявшиеся методы широко известны и описаны в соответствующей литературе, в том числе - представленной в конце данной статьи. Поэтому остановимся лишь на тех моментах, которые представляются необходимыми для констатации у ребенка дефектов, совокупность которых - прямое показание к внедрению в логопедическую практику описываемой коррекционной технологии.

Наиболее актуальным, помимо выявления логопедического патологического радикала, специфического для ОНР (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) является обнаружение и анализ в ходе комплексного обследования детей:

1 Патологических знаков “подкоркового” происхождения, обкрадывающих, деформирующих, а нередко и нарушающих развитие ребенка и, в первую очередь, его речевую деятельность.

Таковыми наиболее часто выступают: синкинезии, дистонии, вычурные позы, ригидные мышечные зажимы в теле, тики, нарушение ритма дыхания, навязчивые стереотипные движения (раскачивание, сосание пальца и т.п.), повышенная истощаемость или возбудимость и др.

2 Недостаточности межполушарного обеспечения психического развития ребенка, обнаруживающего себя в речи, двигательных, гностических, мнестических и др. психических функциях.
Наряду с другими симптомами, свидетельствующими о несформированности или дефиците парной работы полушарий мозга, основной акцент ставится на таких патофеноменах, как дефицит опто-моторных, опто-оральных, опто-мануальных взаимодействий; синергических и реципрокных координаций.





Программа «Дельфины»

Программа «Дельфины» рассчитана на три месяца коррекционной работы.

Идеальным является проведение 2-3 занятий в неделю (от 45 минут до часа) и обязательных дополнительных домашних заданий. Однако сроки и количество занятий могут варьироваться в зависимости от индивидуальных характеристик группы.
Методика осуществляется в три этапа.

В первый месяц занятий дети данного контингента должны научиться почувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер.

На втором этапе они приобретают реципрокный характер.

На третьем этапе коррекционной работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом - реципрокными координациями.

В данном изложении программы сознательно представлен не весь спектр упражнений, а лишь те их блоки, которые являются как бы “несущей осью” целостного психолого-педагогического сопровождения. Это обусловлено жанром и объемом журнальной публикации. Однако разнообразить репертуар коррекционных упражнений (без утраты их содержания) возможно с помощью обширной логопедической и нейропсихологической литературы

(Ф.Ф. Рау, 1968; М.Ф. Фомичева, 1989; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1973; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, 2001; Т.А. Ткаченко, 2001, А.В. Семенович, 2002 и др.).



Тактика проведения каждого занятия имеет следующую структуру:

первую половину занятия дети выполняют упражнения

(“Поиграем со своим телом”, “Растяжки”, “Море”, “Пальчиковая гимнастика”, “Глазодвигательный праксис”, “Артикуляционный праксис”) вместе с логопедом,

во второй половине - работают совместно с родителями (“Механическая гимнастика для рук”). Однако при индивидуальной работе с детьми, имеющих ОНР, механическую гимнастику для рук целесообразно включить в начало занятия.


Итак, обратимся к описанию конкретных технологий, входящих в программу “Дельфины”. Поскольку каждый из блоков присутствует на всех этапах психолого-педагогического воздействия, сочтено возможным их представление в целом: те изменения, которые появляются на каждом последующем этапе, оговорены в тексте. Упражнения, остающиеся на всем протяжении без изменений помечаются условным обозначением (*).


 I. «Поиграем со своим телом»

Упражнения выполняются стоя, 4-6 раз; эффективным является «озвучение», проговаривание соответствующих движений («тик-так», «кач-кач», «у-у-у- полетели» и т.п.).

1) «Яблочко по блюдечку покатилось»
Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).


2) «Качели»
Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается «кач-кач».


3)  «Часы»
Наклоны головы влево - вправо, как будто часики тикают «тик-так». Все эти упражнения выполняются в положении - руки на поясе. (*)


4) «Плечи прыгают»

Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: «прыг-скок».

На 2-ом и 3-ем этапах программы упражнение усложняется: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч (одно поднимается вверх, другое – вниз).


5) «Мельница»

Синхронное вращение прямых рук вперед и назад. На следующих этапах добавляется реципрокное (разнонаправленное) вращение (одна рука идет по кругу вверх, другая – вниз).


6) «Кащей»

Развести руки в стороны, горизонтально полу, согнуть их в локтях и максимально свободно поболтать ими, “как будто Кащей костями трясет”. (*)


7) «Карусели»

Синхронное, однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом - против.  8)  Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях.

На 2-ом и 3-ем этапах в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение.


9) «Ручки уронили»

Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз (“бах!”), т.е. скинуть напряжение . (*)


10)  «Карусели и качели»

Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед - назад, затем - влево-вправо. (*)



При выполнении следующей группы упражнений (*) можно одной рукой держаться за стул.


11)  Стоя на одной ноге,  ребенок производит вращение свободной прямой ноги в бедре, затем ноги меняются.


12) Из того же положения - раскачивание прямых ног в бедре вперед - назад, сначала одной ногой, затем другой. Носок тянуть на себя.


13) Аналогично - поочередное вращение и раскачивание ног в коленных, а затем – в голеностопных суставах.


 
II. Растяжки рук


Выполнение растяжек должно проводиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. Эти упражнения не претерпевают изменений на втором и третьем этапах.


1) Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх.


2) Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее (руку) вправо, то же - с правой рукой.


3) Соединить пальцы домиком и надавливать друг на друга; то же по 1 паре пальцев.


4) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по 1 паре пальцев.




Ш.  «Море» 


Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная физкультминутка не претерпевает изменений на втором и третьем этапах.


Сценарий:  «На море плещутся волны: а) маленькие

а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой


б) и …большие. Вот такие!

б) Руки в замке на уровне груди “рисуют” в воздухе большую волну горизонтально полу.



в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.

в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед.


г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.

г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед.



д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!

д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед.



е) Один нырнул, а другой вынырнул.

е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед.



ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.

ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.



з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.

з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.



и)  Ну-ка показали все ножки - осминожки.

и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.



й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!

й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.




IV. Пальчиковая гимнастика 

Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры.

1) «Пальчики здороваются»

Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают («здороваются») друг на друга: 1и2, 1и3, 1и4, 1и 5, 1и4, 1и3, 1и2.

Сначала работает ведущая рука, потом -  неведущая, затем обе руки сразу.

То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика и на его ноготь. Дети обязательно должны проговаривать свои действия: «Здравствуй пальчик» или «Здравствуй большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик».

На 2-м и 3-ем этапе движения носят реципрокный характер:


а) попеременно «здороваются» то 1и2 палец правой руки, то - левой; то же с остальными парами пальцев;


б) одновременно «здороваются» 1и2 палец правой руки и 1и5 – левой (т.е. пальцы одной руки «приветствуют»  друг друга от мизинца к большому пальцу, а другой – от большого к мизинцу). 


2)  «Ладушки»

Русский народный вариант игры желательно проводить вместе с проговариванием стихотворений.

На 2-ом и 3-ем этапе можно добавить к известным движениям хлопки «локоть о локоть» или «нога о ногу».



3) «Змейки»

Ребенок смотрит на свои руки и совершает волнообразные движения пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе.

Сначала «змею» изображает большой палец ведущей руки, остальные пальцы в кулаке, затем подключается указательный и так далее, пока вся кисть не будет совершать волнообразные движения пальцами.
Это можно сопровождать любыми шипящими звуками.

На 2-м и 3-ем этапах данное упражнение усложняется реципрокным характером выполнения (варианты аналогичны упражнению “пальчики здороваются”). 


4) «Крестики»

Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими одновременно.


5) «Ножницы»

Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе, одновременно.


6) «Щелчки»

Щелканье пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе.

На 2-м и 3-ем этапах во всех упражнениях добавляется двуручное попеременное выполнение. Движения пальцами сопровождаются цоканьем языка, приговариванием: «чик-чик» и т.п.




7) «Клешня краба»

Средний палец накладывается на указательный и зажимает его, безымянный кладется на средний, мизинец на безымянный. Затем соединить большой палец со скрещенной комбинацией из пальцев и получается клешня краба. Сначала одна, затем другая “клешня”, а потом обе одновременно хватают все вокруг.

На следующих этапах двуручное «кусание» выполняется попеременно. Движения пальцами можно сопровождать любыми звуками, которые ассоциируются у ребенка с «крабом». 


 
V.  «Глазодвигательный праксис» 


Упражнения вводятся в коррекционный курс в начале (середине) 2-го этапа.

Каждое задание выполняется стоя, 2-3 раза, очень медленно и тщательно; иногда целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем - сидя.

Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо предмета (например, игрушки или яркого шарика, надетого на палочку).

Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, перемещающего предмет, затем – за своей рукой, направляемой взрослым, наконец – перемещает предмет сам.
Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом - другой, потом – обеими вместе. Необходимо внимательно следить за плавностью движения взгляда ребенка и его стабильным удержании на предмете.


1) На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить и поморгать. (*) 


2) Следить глазами за двигающимся предметом: вверх-вниз, вправо-влево, по кругу, к себе (к переносице) и от себя.

Упражнения выполняются на расстоянии:

а) вытянутой руки;

б) локтя;
в) 10 -15 см от глаз. (*)


3) Прямые руки сложены в замок и вытянуты перед собой, большие пальцы подняты вверх. Движения глаз сочетаются с одновременным поворотом рук в ту же сторону. Затем – на 3-ем этапе - отрабатываются разнонаправленные движения рук и глаз.


4) Слежение за предметом, “рисующим в воздухе” различные геометрические фигуры, знак бесконечности, волны, буквы, цифры и т.п.(*)


 

VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия» 

Все упражнения выполняются стоя, по 4-6 раз. В этот цикл логопедической гимнастики можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2-3 раза.


 
Упражнения для стабилизации дыхания.

В начале цикла целесообразно сформировать у ребенка «правильное дыхание» в положении «лежа на спине», многократно описанное и канонизированное в разнообразных литературных источниках.


1) «Цветок»

Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (вырос цветок) - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки (распустился цветок) – одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку. (*)



2) «Ветер»

Руки на поясе.

Сценарий:

Наступила зима (лето, осень, весна).

а) Стало холодно (тепло).
а) Сильный вдох носом.


б) Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер.
б) Медленный выдох ртом, как бы через трубочку. 


В момент выдоха пальцем  прерывать  воздушную струю, чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой. (*)


Упражнения для челюсти

1) «Трусливый птенчик»

Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти – на уровне плеч собраны в кулак и смотрят вверх.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок – «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются обратно одновременно с открытием и закрытием рта. (*)


2)  

а) Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Двигать нижней челюстью вперед-назад и одновременно вытягивать и возвращать в исходное положение руки.

б) Одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая - вытянута в том же направлении. Двигать челюстью вправо-влево и перемещать руки в ту сторону, что и челюсть.

в) Руки на поясе. Круговые движения челюстью.


Во всех упражнениях на 2-ом этапе присоединяется разнонаправленное движение челюсти и рук.


На 3-ем – движения челюсти и рук синхронизируются сначала с однонаправленными движениями глаз, затем - с разнонаправленными.





Упражнения для губ

1) Покусывание и почесывание губ зубами. (*)

2) «Улыбка-трубочка»

 Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки - в стороны. (*)


3) «Пятачок»

Руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу и перемещать руки в ту же сторону, что и губы.

На 2-ом этапе присоединяются разнонаправленные движения губ и рук.

На 3-ем – они синхронизируются с однонаправленными, затем – с разнонаправленными движениями глаз.


4) «Рыбки разговаривают»

а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе.

б) Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя». (*)


5)  «Уточка»

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. (*)



Упражнения для щек

1.     Покусывать, похлопывать и растирать щеки.   (*)
2.     «Хомяк»

Сценарий
 :

а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он сытый, а такой - голодный.

а) Дети шагают с закрытым ртом. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.



б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.

б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека. На 2-ом этапе щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На 3-ем - присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз.



в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так.

в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.


 
 Упражнения для языка

1 «Язык-путешественник»


 Если какие-то этапы представления сказки “Язык – путешественник” вызывают затруднения, они, естественно, должны быть отработаны отдельно.


Сценарий: 

а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик. 

а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.



б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся. 

б) Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.



в) Вспомнил, как назавтрак блинчики с малиновым вареньем ел и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так! 

в) Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.(*) 



г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач. 

г) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На 2-ом этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными; на 3-ем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз).



д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так. 

д) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На 2-3 этапах дополнения те же, что и в (г).



е) Решил поиграть в стрелочки, вот так. 

е) Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, влево, а другая рука при этом - на поясе. Это упражнение проводится сначала с ведущей рукой, потом не ведущей, затем – с обеими. На 2-ом этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык – вверх, рука – вниз; язык – влево, рука – вправо и т.д. На 3-ем этапе отработанные выше глазодвигательные этюды выполняются сначала однонаправлено с движениями рук, а затем – реципрокно.



ж) Замерз язычок и чтобысогреться стал прыгать и цокать как лошадка, вот так. 

ж) Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.


з) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратноспрятал. 

з) С силой (до боли) выкидывать 8-10 раз язык вперед, изображая “жало змеи”. Одновременно с этим, сжатые в локтях руки, выбрасывать вперед и выпрямлять их.


и) Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть, вот так! 

и) Сначала кусать, а потом чесать язык зубами (от самого кончика до середины). Руки на поясе.



й) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой, обедать и спать.

й) Цокать, стоя на месте, руки на поясе.

Это упражнение проводится второй раз для контроля. Если ребенок в конце цокает звонче, громче и сильнее, значит, он качественно выполнил все упражнения, т.е. Вы добились отчетливого положительного эффекта. (*)



VII. Механическая гимнастика для рук 


Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребенка самостоятельному её использованию.

При этом для достижения большего эффекта можно дополнить ее аналогичными манипуляциями с ногами ребенка. Эти упражнения неизменны на всех этапах программы «Дельфины».


Напомним, что в групповых условиях данный цикл проводится в конце каждого занятия, а в индивидуальных (или в более грубых случаях) – полезно именно с механической гимнастики начинать взаимодействие с ребенком. Задание проводится сначала с ведущей рукой, потом – с неведущей.

Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств:
жестких и мягких щеточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажеров, тканей различной фактуры и т.п.


Ребенок садится напротив взрослого с засученными по локоть рукавами.

Взрослый проводит, например, жесткой зубной щеткой вперед-назад по внутренней стороне его руки (от кисти и до локтевого сгиба; затем берет мягкую пушистую кисточку и делает то же самое.

Так на контрасте (мягко-жестко, лед-тепло, шершавое-гладкое, сухое-мокрое и т. д.) оптимизируется чувствительность рук.

Как только ребенок научится описывать и сравнивать свои ощущения, ему можно предложить игру:

«Угадай, что я нарисовала на руке?» (геометрические фигуры, цифры, буквы, образы) и «Чем я дотронулась?» (щеткой, кистью, льдом).

Подобная работа проводится и с ладонями ребенка.

Грубой (мягкой) щеткой проводятся вертикальные, горизонтальные и круговые линии по ладони.

Далее растирается каждый палец, начиная с большого и заканчивая мизинцем; особое внимание концентрируется на подушечках пальчиков.

Это упражнение хорошо сочетать с рассказом сказок типа «Сорока-белобока».

На следующем этапе механической гимнастики для рук, мы прибегаем к помощи маленьких мягких и твердых шариков с шипами в сочетании с игровой ситуацией про доброго и злого ежика.

Взрослый катает мягкий шарик с шипами по правой и левой ладошкам ребенка, затем ребенок катает “доброго ежика” сам между своими ладошками. То же проводится с колючим шипованным шариком («злой ежик»).

Прокатываем «ежиков» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки и чуть больше времени задерживаемся на подушечке каждого пальчика.


Заканчивается механическая гимнастика пассивной разминкой пальцев.

Вначале разминаются и растираются (поглаживаются, пощипываются и т.д.) ладонь и пальцы (особенно подушечки и ногтевые пластины).
Затем взрослый берет поочередно каждый палец ребенка и совершает волнообразные движения пальцем так, чтобы каждый фаланг мягко и плавно сгибался.

Если в пальчиках чувствуется сопротивление и напряжение (тонус), вернитесь к поглаживанию и встряхиванию рук. Попросите детей представить, вспомнить нечто очень приятное, комфортное или сами расскажите им о чем-нибудь хорошем, расслабляющем. Со временем вы добьетесь плавности и мягкости движений.



* * *


Всем известно, что двух абсолютно одинаковых групп не бывает. Поэтому описание предлагаемой междисциплинарной технологии дано в «усредненном» варианте.

Каждый из читающих эту статью располагает собственным опытом, позволяющим творчески обогатить и дополнить описываемый метод, естественно, без утраты его содержания и структуры.

Возможно, какие-то разделы программы потребуют в реальной группе детей более углубленной проработки, а другие, напротив, будут освоены с опережением.

Так, в частности, в более грубых случаях ОНР, данная программа с необходимостью потребует включения на первом этапе обширного спектра нейропсихологических технологий, направленных на формирование и расширение общего сенсомоторного репертуара ребенка (А.В. Семенович, 2002).

Нам представляется важным транслировать именно идеологию данного подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОНР, поскольку многолетний опыт позволяет высоко оценить его эффективность. По окончании описываемого цикла упражнений у большинства детей улучшается качество игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной  речи.

Программа «Дельфины» ориентирована на формирование, коррекцию и профилактику базового сенсомоторного уровня речи, которое невозможно без соответствующей интенсификации функций движения, восприятия, памяти и элиминации вышеперечисленных патологических и препатологических знаков.

Подчеркнем еще раз, что таковые являются, в первую очередь, следствием одного и того же нейропсихологического радикала: недостаточности подкорковых образований мозга, вторично приводящих к задержке и/или нарушению онтогенеза межполушарных взаимодействий.

Группа детей с ОНР, как уже отмечалось, в максимальной степени характеризуется дизонтогенезом именно этих мозговых систем, поэтому настоящая программа апробировалась прежде всего на этой категории.


Между тем,  опыт показывает, что ее широкое внедрение в логопедическую практику валидно и эффективно в принципе, как начальный период психолого-педагогического сопровождения детей с недостаточностью речевого развития.


Подчеркнем еще раз, что мы намеренно сосредоточились на описании программы «Дельфины», вынося за скобки многочисленные виды работы с другими психическими функциями (предметное, цветовое, пространственное восприятие, рисунок двумя руками, лепка, конструирование, лото, ролевые игры и т.п.), которая с неизбежностью включается в любой коррекционный (профилактический или реабилитационный) процесс.

Эти формы работы в рамках обсуждаемого психолого-педагогического цикла включены в раздел «домашних заданий».


Акцент на этом непреложном факте необходим, поскольку нередко встречается мнение, что можно и нужно сначала отработать исключительно базовые сенсомоторные аспекты, а уже потом переходить к более высоким когнитивным уровням организации психической деятельности ребенка.

Эта позиция неверна и некорректна методологически. Интеграция сенсомоторных актуализаций ребенка – фундамент его психического развития.



Но в том возрасте, когда дети в массе своей приходят за помощью к логопеду (психологу), наиболее сенситивными являются у них как раз достаточно высокие этажи познавательных процессов. Массированное, но изолированное воздействие исключительно на сенсомоторный уровень может привести к постепенному обкрадыванию этих иерархически более высокоорганизованных форм их психической деятельности.


Лишь единовременное и организованное по принципу единства мозговой организации воздействие на весь спектр психических функций ребенка (адекватное его возрасту) приводит не только к преодолению имеющегося дефицита, но к консолидирующему эффекту. 



Другой вопрос, что удельный вес таких психолого-педагогических технологий как «Дельфины», на первых этапах коррекции должен быть наиболее представительным.

В контексте логопедической работы принципиально, что сформировавшийся на уровне «языка тела» интегративный сенсомоторный базис обнаруживает свое активирующее влияние на аналогичные речевые структуры: наблюдается внешне «спонтанный» дебют адекватной речевой деятельности. Дальнейшее наращивание и автоматизация этого сформированного потенциала дает возможность эффективной логопедической работы с вышележащими уровнями речевого процесса: фонетическим, лексическим, грамматическим и синтаксическим.

Литература


1.    
Голод В. И. Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушением речевого развития. — Канд. дисс. — М., 1986.
2.    
Егоров В., Гончарук И., Закрочинский И. Расскажи стихи руками. М., 1992
3.    
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973
4.    
Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М., 1985
5.    
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001
6.    
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
7.    
Основы теории и практики логопедии / Под. Ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968
8.    
Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем// Основы теории и практики логопедии. - М., 1968
9.    
Семенович А. В. Актуальные проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития // В сб.: “Актуальные проблемы нейропсихологиии детского возраста” (Л. С.Цветкова — ред.). — М., 2001
10.
8.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002
11.
9.Семенович А. В, Архипов Б. А. Методологические аспекты нейропсихологической диагностики отклоняющегося развития. // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998
12.
Симерницкая Э. Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985
13.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1984
14.
Ткаченко Т.А. Физкульт - минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. М., 2001
15.
Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. М., 1989
16.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. — М.: Просвещение,1989
17.
Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985

18.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород, 1995

Комментариев нет:

Отправить комментарий