вторник, 30 апреля 2013 г.

Занятия с ребёнком 2х лет, 29 - 30 апреля, 6 - 8мая




«Ребенок подражает взрослым.

Только подражая, он учится говорить, осваивает большинство форм общения, делает вид, будто вжился в мир взрослых, которых он не может понять, которые чужды ему по духу и для него неприемлемы.

Главные ошибки в наших суждениях о детях мы совершаем именно оттого, что истинные их мысли и чувства заслоняются словами, которые они переняли, готовыми формами, которыми они пользуются, вкладывая, однако, в них иное, свое содержание.
Будущее, любовь, родина, Бог, уважение, долг - эти понятия, забетонированные в слова, рождаются, вырастают, изменяются, крепнут, слабеют, становятся чем-то другим в разные периоды жизни человека. Нужно употребить немало усилий, чтобы не спутать песчаный холмик, который ребенок называет горой, со снежной вершиной Альп.

Для того, кто вдумается в душу употребляемых людьми слов, сотрется разница между ребенком, юношей и зрелым человеком, простаком и мыслителем, перед ним возникнет образ человека интеллектуального - независимо от возраста, общественного слоя, уровня образования, культурного лоска, просто человека, ориентирующегося в диапазоне меньшего или большого опыта.

Люди разных убеждений (я говорю не о политических лозунгах, зачастую неискренних или вдолбленных силком) - это люди с разным скелетом опыта.
Ребенок не понимает будущего, не любит родителей, не чувствует родины, не понимает Бога, не уважает никого, не знает, что такое долг. Он говорит: «Когда я вырасту", - но не верит в это; называет мать "любимой", но не чувствует этого; родина для него - сад или двор. Бог - это почтенный дядюшка или надоедливый зануда; он только делает вид, что уважает, только поддается принуждению, необходимость которого вдолблена в того, кто приказал и следит за исполнением, однако следует помнить, что приказывать можно не одной только палкой, но и просьбой, ласковым взглядом. Иногда ребенок и в самом деле чувствует то, что говорит, но это лишь моменты чудесного ясновидения.

Ребенок подражает? А что делает путешественник, приглашенный мандарином принять участие в местном обряде или церемонии? Он смотрит, старается ничем не выделиться, не внести замешательства, усваивает суть и связь эпизодов, гордый тем, что справился со своей ролью. А что делает неотесанный простак, допущенный к участию в беседе с господами? Он приспосабливается, подлаживается к ним. А конторщик, служащий, офицер разве не подражают они начальству в разговоре, движениях, улыбке, одежде?

Есть еще одна форма подражания; если девочка, проходя по грязи, приподнимает короткое платье, значит, она взрослая. Если мальчик подражает подписи учителя, это значит, что он проверяет собственную пригодность к высокому посту. И такую форму подражания мы тоже легко найдем у взрослых».

Януш Корчак «Как любить ребёнка»
                  




29 апреля, понедельник

Слоги: ка-ке-кё-ки-ко-ку (по слогам смотрите раздел по развитию речи малыша и пост от 5 ноября);


Пальчиковая гимнастика (тексты для пальчиковой гимнастики смотрите в разделе: развитие речи малыша);

Вот то, что мы дополнительно вводим к пальчиковой гимнастике (мякиш, который мнётся, как пластилин и шарик массажный, который помещается в кулачок - массажируем всю ладошку и пальчики им)





Занятие № 1. Математическое развитие

Повторение. Закрепление.

Объединение предметов в совокупность по общему признаку.
Карточки-картинки с изображением сказочных героев и геометрических фигур.

1 Вспоминаем названия фигур, изображённых на картинках, проговариваем.

2 Называем цвета фигур и карточек (они разные: красный квадрат на жёлтой карточке, а в квадрате – медвежонок).

- Геометрические фигуры потерялись! Давай вместе с лошадкой Юлей (игрушка-рукавчик) разложим их правильноJ:

Квадраты – влево

Круги – вправо

Треугольники – в центре

Посчитаем, сколько у нас получилось квадратов, треугольников и тд.
Занятие прошло очень интересно (с введением лошадки Юли) J.


Занятие № 2. Развитие речи

- Посмотрим папку с нашими рисунками и поделками?

1 Прошу ребёнка прокомментировать каждый рисунок, аппликацию и тд. Получился потрясающий, эмоциональный монолог, переходящий в диалогJ.

2 Мир животных (домашние)

Полная энциклопедия для дошкольников:

В.А. Жуковский «Котик и козлик»

Рассказ К.Д. Ушинского «Васька»

Набор картинок «Домашние животные» (называем животное, описываем его)


Прогулка. Наблюдение

Погода пасмурная, идёт дождик. Наблюдали за синичкой, которая прилетела с нами поздороватьсяJ.


Занятие № 3. Музыкальное развитие

Диск «Весенняя прогулка» - песенки для самых маленьких П. И. Чайковского и других русских композиторов.


Вечерняя сказка: сказка «Козёл – стеклянные глаза».

Массажный коврик (ходим по нему ножками)






30 апреля, вторник

Слоги: ка-ке-кё-ки-ко-ку

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Рисование

Сегодня ребёнок настоял, чтобы мы опять рисовали  зёрнышки для курочек и цыпляток, потому что увидел у меня неиспользованную заготовку. Пришлось уступить, видя такое желаниеJ. Гуашь, рисование точек ватной палочкой.


Занятие № 2. Развитие речи

«Заяц в лесу» (белорусская сказка).
Расскажи, что такое закат? Какой он, когда бывает закат? Накануне ребёнок любовался закатом в очередной раз и воодушевленно комментировал всё, что видел.

Прогулка. Наблюдение

Наблюдали за одуванчиками, на деревьях маленькие зелёненькие листочки. Всё это Фёдор сегодня уже сам мне показывал. А еще водил меня к клумбе с тюльпанамиJ.
Потом была дополнительная весёлая прогулка с Наташей и ТолейJ.


Занятие № 3. Социальное развитие

Как мы ходили в гости к ВладикуJ.

Много новых игрушек, книг у Владика! Владик подрос, он уже не ляля! Фёдор присматривал за годовалым малышом, изображая себя чрезвычайно взрослым и важным!

Массажный коврик (ходим по нему ножками)

Вечерняя сказка: сказка «Лисья хатка». 


До конца недели будут выходные дни, Друзья и Читатели! Всем прекрасного отдыха в кругу семьи!!!









6 мая, понедельник

Слоги: ла-ле-лё-ли-ло-лу  (по слогам смотрите раздел по развитию речи малыша и пост от 5 ноября);

Пальчиковая гимнастика (тексты для пальчиковой гимнастики смотрите в разделе: развитие речи малыша);


Занятие № 1. Математическое развитие

Развиваем мелкую моторику. Три набора больших бусинок: черепашки, рыбки и львы.



1 Высыпаем из мешочков, перемешиваем все бусинкиJ.

- Найдём всех рыбок и положим их с правой стороны.

- Найдём всех черепашек и положим их с левой стороны.

- Кто у нас остался в центре? Конечно же, лёвушки.

2 - Красные черепашки спрятались! Давай их найдём и посчитаем (получается считать до 6 ).

- Оранжевые рыбки потерялись, поищем их и посчитаем.

Сложные цвета проговариваю сама: фиолетовый лев, розовая черепаха, бардовая рыбка.

3 Самостоятельное собирание пазлов из 4-6 деталей.



Занятие № 2. Развитие речи

Музыкальная книга с кнопками (звуки животных и музыка). Папа начинает читать, Фёдор продолжает предложения и нажимает нужную звуковую кнопкуJ.



Прогулка. Наблюдение

Прогулка в гости к бабуле. Наблюдение за выросшей травкой, листочками. Считаем одуванчики. Наблюдали без зонтика за начинающейся грозой.


Занятие № 3. Музыкальное развитие

Сейчас у нас любимый диск с русскими народными песнями и сказками, только его и слушаемJ, больше ни на что не соглашаемсяJ.

Вечерняя сказка: сказки для малышей про времена года.

Массажный коврик (ходим по нему ножками).










7 мая, вторник

Слоги: ма-ме-мё-ми-мо-му

Пальчиковая гимнастика 

Вот то, что мы дополнительно вводим к пальчиковой гимнастике (мякиш, который мнётся, как пластилин и шарик массажный, который помещается в кулачок - массажируем всю ладошку и пальчики им).





Занятие № 1. Вместо аппликацииJ

Сделаем из наших красивых бусинок (вчерашних) бусы для нашей бабули. Совместное изготовлениеJ.




А вот и бусы, которые мы сделали!





Занятие № 2. Развитие речи

Стихотворения (Полная хрестоматия для дошкольников, 1-3 года, стр. 236).

Раздел «На нашем дворе» - домашние животные:

В. Берестов «Котёнок»

В. Орлов «Грустная киска»

Г. Сапгир «Кошка» .

Диск с русскими народными сказками в музыкальном оформлении для малышей.


Прогулка. Наблюдение

Опиши небо. Какое оно сегодня? (голубое, серое, есть ли на нём тучки, облака и тд).

Наблюдение за рассветом ранним утром из окна. Описывали небо при рассвете. 

Фёдор резюмировал: «Когда солнышко просыпается, небо такое становится розовое и красивое-красивое!»J

Наши любимые одуванчикиJ.
- Расскажи мне, пожалуйста, что это за цветочки, какого они цвета?

Наблюдали за огромной вороной, которая тоже наблюдала за намиJ

Прилетела, встала напротив нас на асфальте и изучающе смотрела. Размеры у нее были приличныеJ, даже страшно стало:)

Заходили в голубятню, увидели, как живут домашние голуби. Домашние голуби красивее уличных (вывод сына)J.


Занятие № 3. Социальное развитие

1 Работа доктора. Что делает доктор? Как он работает, для чего работает?

Надо отметить, что Фёдор без труда всё мне рассказал, не понадобились даже уточняющие вопросы. Рассказал даже про скорую помощь, которая может привозить доктораJ. Посещение детской поликлиники, общение с докторамиJ.

2 Тематические картинки-фотографии про лес, джунгли, сад. Я показываю картинку, ребёнок называет то, что на ней изображено. Отвечает на дополнительные вопросы по цвету и размеру.

Массажный коврик для ступней

Вечерняя сказка: Е. Кузьмин «Важные машины», Софья Прокофьева «Часы с кукушкой» и сказка по выбору ребёнка.









8 мая, среда

Слоги: на-не-нё-ни-но-ну

Пальчиковая гимнастика


Занятие № 1. Математическое развитие

Счётные палочки.

1 Цвета, счёт, выкладывание фигур.

- найдём все жёлтые палочки и положим их влево;

- найдём зелёные палочки и положим их вправо;

- какие еще палочки у нас остались? (оранжевые и розовые, как раз эти два цвета мы путаем). Оранжевая как морковка, а розовая как поросёнокJ.

Выкладываем совместно геометрические фигуры: треугольник из оранжевых палочек (3 палочки); квадрат из розовых (4 палочки) и тд. Самостоятельно хорошо считает до 6, потом начинает путать и говорит: «много», забывая цифру 7J.

2 Пазлы (собираем, называем картинки). Вызываем желание собирать пазлы самостоятельно. Фёдору, например, нравится думать, что у мамы не получается без него пазлы собирать. С удовольствием всё собирает, поучая меня и показывая, как правильно собирать пазлыJ.


Занятие № 2. Рисование

Акцент на правильном захвате карандаша.

1 Раскрась гриву льву (читаем стихотворения про льва):

Называют льва ленивым –
Он чесать не любит гриву.
Лень свою преодолев,
Причесался грозный лев.

(из книги «Рисуют малыши», 2+)

Ищем открытку со львом, чтобы рассмотреть гриву настоящего льва. Нажимаем на кнопочку у музыкальной книги со львом, чтобы вспомнить, как рычит грозный  левJ.

2 А в другой книжке спряталась золотая рыбка из сказки, её нужно раскрасить тоже, чтобы она стала красивой и весёлой. Найдём оранжевый и жёлтый карандаши. Покажи мне, как ты раскрасишь рыбкуJ.

Прогулка. Наблюдение

Самым ярким эпизодом сегодняшней прогулки стало «колыхание» травы от сильного ветра. Ветер то прижимал травку к земле, то заставлял «колыхаться» в разные стороны. Фёдор вспомнил, что на нашей аппликации (на которой мы приклеивали травку, было так же, когда мы сами дули на нашу бумажную травку).

Цветы – это наше любимое наблюдениеJ (фиолетовые, жёлтые, розовые на клумбе распустились).


Занятие № 3. Физическое развитие

Игра «Повторяй мои движения».


Массажный коврик (ходим по нему ножками для профилактики плоскостопия).

Вечерняя сказка: Сборник сказок Корнея Чуковского (читали с папой).


В праздничные дни занятий не будет.

В праздники Фёдор побывал у памятника Скорбящим матерям, у Вечного огня, в Парке им. Гагарина, на озере и в бору. Наблюдал за огромным муравейником и за муравьями, наблюдал за лошадкамиJ и многое другое.







«ДЕТСКАЯ РЕЧЬ И НАРОД

     Разнообразными  и  пестрыми  кажутся  факты,  изложенные  на предыдущих
страницах.  Но  кто захочет пристально вдуматься в них, тот увидит, что если
не   все   они,   то   огромное   их   большинство   служит  доказательством
одной-единственной мысли, которая и связует их в единое целое.
    
Эту   мысль  провозглашали  не  раз,  но  чаще  всего  в  виде  некоего
абстрактного  догмата. Между тем давно уже назрела потребность обосновать ее
фактами, наполнить ее конкретным, живым содержанием.
     Мысль   эта   очень   проста:   ребенок  учится  языку  у  народа,  его
единственный учитель - народ.
   
  Задача  настоящей  главы  - утвердить эту мысль, сделать по возможности
так,  чтобы  читатель  на  основании  наглядных  свидетельств самостоятельно
пришел  к  убеждению, что здесь не декларация, не звонкая фраза, а подлинное
явление  действительности, что в деле языкового воспитания детей взрослые, к
какому  бы социальному слою ни принадлежали они, в сущности, являются только
посредниками между детьми и народом.
    
Прежде  всего,  нельзя забывать, что, как уже сказано, взрослые с самого
рождения  ребенка щедро снабжают его такими корнями, флексиями, приставками,
суффиксами,  которые  будут  служить  ему до конца его дней. Все эти морфемы
народны,  и,  таким образом, дети, принимая языковое наследие предков и даже
создавая  из  предоставленного  им  материала  свои  "собственные"  слова  и
речения,  тем  самым  приобщаются  к  народному  творчеству,  ибо ни один из
неологизмов  ребенка  никогда  не  выходит  за рамки, установленные народной
традицией.
     
Недаром  сплошь  и  рядом  оказывается,  что дети сочиняют такие слова,
которые  уже  существуют  в народе ("людь", "сольница", "смеяние", "обутка",
"одетка"  и  т.д.).  Это  было  бы  невозможно,  если бы самый дух народного
словотворчества  не  был  в  значительной мере усвоен детьми еще раньше, чем
они овладели первыми десятками слов (даже в период пассивной речи).
    
Только  благодаря  этому  они  могут  легко  и свободно создавать такие
слова,   как   "тормозило",   "расширокайтесь",  "отмухиваться",  "кустыня",
"красняк" и т.д., обладающие чисто народной экспрессией.
    
В  один  и  тот  же день - в январе 1955 года - я получил два письма от
читателей. В одном сообщали мне о таком диалоге:
     - Майя, что ты делаешь?
     - Я заключаю дверь. (То есть запираю на ключ.)
     В другом письме приводилось восклицание четырехлетнего Бори:
     - Нелина  мама  уехала  и  заключила  мой стульчик! (То есть опять-таки
замкнула на ключ, - очевидно, в чулане.)
     
И,  конечно,  я  не  мог  не  вспомнить, что прежде в слове "заключить"
корень  ключ ощущался гораздо сильнее, чем нынче. У Барсова, например, в его
книге  "Причитания  Северного  края",  в  фольклорной легенде "Происхождение
горя  народного",  говорится  о  каких-то  ключах,  что  они  приладились "к
тюрьмам заключенным" (то есть именно к запертым на ключ)*.
     ______________
     *  Характерно,  что  Некрасов, списывая для себя эту легенду, предпочел
придать   слову   "заключенный"   его   современное   значение:  "к  тюрьмам
заключенных",  то  есть  "к  тюрьмам  узников", потому что в эпоху Некрасова
редко   говорили   "заключенные   двери",   "заключенные  тюрьмы",  и  слово
"заключенный"  стало  применяться  к людям (Н.А.Некрасов, Полн. собр. соч. и
писем, т. III, М. 1949, стр. 636).

     Ребенок  не  мог  бы самостоятельно воссоздать это старорусское слово в
его  первоначальном  значении (которое нынче уже совершенно забыто), если бы
родной  народ,  снабдивший  его материалами для построения слов, не вооружил
его - одновременно с этим - нужными методами для их построения.
     Вспомнилось  также  у  Николая  Успенского: "Мужики заключались в эвтой
риге"*.
     ______________
     * Н.В.Успенский, Повести, рассказы и очерки, М. 1957, стр. 67.

     Когда   на  одной  из  предыдущих  страниц  я  приводил  детское  слово
"ещёкать"  (от  наречия  "ещё"),  мне  и  в  голову не приходило, что это же
новообразование  может  параллельно  возникнуть  среди  взрослых  в народной
среде.
     В.О.Перцов  сообщил  мне  такой эпизод, слышанный им от П.П.Бажова. Был
когда-то  на  уральском  заводе  один  инженер,  любивший  при всякой оказии
произносить  утомительно  длинные  речи. Каждую речь он неизменно заканчивал
традиционным   призывом,   где  часто  повторялось  словечко  "еще"  ("Будем
работать  еще продуктивнее, еще энергичнее" и т.д.). Это "еще" произносилось
им  особенно  громко.  Слушатели  подметили однообразный покрой его обильных
речей,  и  один  из  них,  когда  в речи оратора появилось "еще", облегченно
вздохнул и шепотом утешил Бажова:
     - Ну,  теперь  скоро конец! Уже начал ещёкать (по местному произношению
- "ишшокать").
     
Не  показательно  ли,  что  неологизм  малыша  ленинградца совпадает до
полного  тождества  с тем словом, которое создал экспромтом на далеком Урале
взрослый "простой человек"?»

Корней Чуковский «От двух до пяти»



2 комментария:

  1. Я тоже хочу такие бусики с черепашками! Когда будете заниматься математикой, вместе с лошадкой Юлей зовите и меня.

    ОтветитьУдалить
  2. Позовём:). Про бусики взяли на заметку, сделаем к празднику какому-нибудь.

    ОтветитьУдалить