вторник, 23 апреля 2013 г.

Ежедневные занятия с ребёнком 2х лет, 22 - 26 апреля



«Ребенок неопытен.

Он смотрит на тебя с интересом, жадно слушает твои слова, верит им.
- Это яблочко, тетя, цветочек, коровка,- верит.
- Это красиво, вкусно, хорошо, - верит.
- Это некрасиво, не трогай, нельзя, - верит.
- Дай поцелую, поклонись, скажи спасибо, - верит.
Ребенок ударился: дай мама поцелует, вот уже и не больно.
Он улыбается сквозь слезы: мама поцеловала - уже не больно.
Ударившись, он бежит за своим лекарством, за поцелуем.
Верит.
- Любишь?
- Люблю.
- Мама спит, у мамы головка болит, не надо ее будить.

И он тихонечко, на цыпочках подходит к матери, осторожно тянет за рукав, шепотом задает вопрос. Он не будит маму, он только спрашивает ее, а после: "Спи, мамочка, у тебя головка болит"…

… Он роняет на землю стакан. Случилось нечто очень странное: стакан исчез, вместо него появились совершенно новые предметы. Он наклоняется, берет в руки осколок, порезался, больно, из пальца течет кровь. Все полно тайн и неожиданностей.
Он двигает перед собой стул. Вдруг что-то мелькнуло у него перед глазами, дернулось, взревело. Стул стал каким-то другим, лежит на земле, а ребенок сидит на полу. Снова боль и испуг.

Мир полон чудес и опасностей.
Он тянет одеяло, чтобы выбраться из-под него. Теряя равновесие, хватается за платье матери. Карабкается вверх, цепляется за край кровати. Овладев этим опытом, тянет со стола скатерть или салфетку. Снова катастрофа.

Он ищет помощи, потому что сам справиться не в силах. Проявляя самостоятельность, он узнает горечь поражения. Завися от других, он теряет терпение.

Даже сели он не верит или не вполне верит взрослым, потому что его сотни раз обманывали, он все равно вынужден следовать их указаниям, точно так же, как неопытный руководитель вынужден терпеть грубого работника, без которого не может обойтись, как паралитик вынужден принимать помощь и выносить деспотизм жестокого санитара.

Подчеркиваю, что всякая беспомощность, всякое удивление незнания, ошибка в применении имеющегося опыта, неудача в попытках подражания, всякая зависимость напоминают нам ребенка вне связи с возрастом человека. Мы без труда обнаруживаем черты ребенка в больном, старике, солдате, заключенном. Сельский житель в городе, городской в деревне разве их удивление не напоминает нам ребенка?»

Януш Корчак «Как любить ребёнка»





22 апреля, понедельник

Слоги: (для тех, кто читает впервые, информацию по слогам смотрите в разделе по развитию речи малыша и пост от 5 ноября);


Пальчиковая гимнастика (тексты для пальчиковой гимнастики смотрите в разделе: развитие речи малыша);

Чтобы разнообразить пальчиковую гимнастику, мы стали использовать игрушку, которая мнётся как пластилин (знаете, такие продают забавные: словно в воздушный шарик насыпана мука и сделана смешная мордочка). Сначала просто мнём эту игрушку, потом делаем из неё фигуры: круг, куб и тд. Выходит очень весело, еще и моторику развиваемJ.


Занятие № 1. Математика (счёт, цвет)

О! Теперь у нас подозрение на перелом пальца, поэтому каждый день ездим на лечение… Приходится математику во всём искатьJ.

1 Считали автомобили, проезжающие нам навстречу, называли их марку и цвет.

2 Были в новом детском городке, занимались с огромными счётами прямо на свежем воздухе. Фёдор так и сказал: «Давай, мама, математику делать!»J

Играли: передвигали цветные детали на счётах, определяли их цвет. Считали все детали, потом детали, одинаковые по цвету (2 синих, 3 жёлтых, а сколько тут красных деталей?)

3 Отрабатывали навык определения правой и левой сторон (как ни странно, даётся нам довольно легко).
Передвинем все детали в левую сторону, а теперь 4 детали в правую сторону и тдJ.





Занятие № 2. Развитие речи

1 Ситуация на прогулке в новом городке: знакомство с девочкой. Диалог J

2 Изучение фольклорных произведений. Книга «Радуга дуга» с рисунками Васнецова, периодически к ней возвращаемся: ребёнку очень нравится+ содержание и картинки располагают ребёнка к речевой активности J.

3 «Конёк Горбунок» (аудиопостановка в исполнении Табакова) отрывок перед дневным сном. Мы теперь без сказки не засыпаем. Конечно, эта сказка нам не по возрасту, просто папа её нашёл и включил, теперь она у нас любимая.

Друзья, я сама выросла на пластинках со сказками. Только раньше пластинки были записаны шикарно, а какие профессионалы читали! Поищите эти старинные записи в магазинах или интернете.

На самом деле, выходит, что ребёнок слушает хорошо поставленную речь, дикцию и тд.

Получается, что малыш не просто сказку слушает, но и обогащает свой словарный запас.

Попробуйте включать такие постановки ребёнку, у нас теперь Фёдор сам засыпает под сказки. Мы и просто так слушаем постоянно такие аудиоспектакли, но перед сном – особенноJ.


Прогулка. Наблюдение

Взрослые везде вокруг убирают дворы, собирают мусор, подметают, чтобы стало чисто после зимы.

Обогащение представлений о весенних явлениях природы (тепло, солнце яркое, травка зеленеет и тд).

Узнавание и называние растений (дерево, кустик, травка, цветок и тд).
Фёдор упорно называет мать-и-мачеху одуванчикомJ.



Занятие № 3. Музыкальное развитие

Русские народные композиции в профессиональном исполнении (диск)


Вечернее чтение:

«Полная хрестоматия для дошкольников», т 1, с. 232

Мир растений. Во саду ли в огороде

А. А. Пчельникова «Репей»,

Е. Серова «Незабудки»,

А. К. Толстой «Колокольчики мои»

И, конечно же, наш Волчонок Вова J

«Весёлые приключения волчонка Вовы и зайчонка Васи» Оксаны Онисимовой. Это аудиосказка четырёхчасовая. Слушаем отрывками перед сномJ.

Массажный коврик (ходим по нему ножками, массаж ступней, профилактика плоскостопия).

    






23 апреля, вторник

Слоги: ва-ве-вё-ви-во-ву

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Аппликация (цветная бумага)

Озеро днём и ночью.

Что появляется ночью на небе вместо солнышка и светит людям? Давай вырежем из цветной бумаги солнце и луну. Какого цвета будет наше солнышко и луна?

Вспомним стихотворения, которые мы на днях читали.

И. С. Никитин (отрывок)

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озер;

Над глухою степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут…



Е. Серова «Солнце в доме»

Встало утром Солнышко
И гулять отправилось;
И на нашей улице
Всё ему понравилось.

…Побежало Солнце
Золотой дорожкой,
И попало Солнце
Прямо к нам в окошко!
…Вместе мы отправились
С Солнцем в детский сад.

Приласкало Солнышко
Сразу всех ребят!
Шла у нас до вечера
Дружная игра…
Но сказало Солнышко:
- Мне домой пора!
Завтра утром рано
Вас будить приду –
Снова будем бегать
И гулять в саду!

Для аппликации понадобятся 2 заготовке с рисунками дня и ночи (с озеромJ)

1 На воде играют лучи солнышка. Но где же само солнышко? Давай его сделаем из цветной бумаги.

Клей-карандаш, жёлтая бумага.

Круг из жёлтой бумаги. Пусть малыш сам приклеит солнце на небо!

- Какое же яркое солнышко ты приклеил!

2 Ночью светит луна, и на озере появляется лунная дорожка. На этом озере лунная дорожка есть, а луна пропала. Давай вернём луну на место.

Далее - аналогично № 1, когда солнышко приклеивалиJ. Только можно обратить внимание ребёнка, что лунная дорожка начинается с луны, чтобы знать, куда луну клеить:). 

Занятие № 2. Развитие речи

1 Расскажи, как взрослые убирают улицу? Для чего они это делают?

2 Как взрослые сажают овощи, вспомни, как бабуля и дедуля в субботу садили редиску в саду?



Прогулка. Наблюдение

Сегодня холодный день. Солнце светит ярко, но дует сильный холодный ветер.
Наблюдали за дядей, который на машине-вышке ремонтировал фонарь; за бетономешалкой и ямобуромJ.
Слушали, как чирикают воробьи.


Занятие № 3. Социальный мир

Набор картинок о явлениях природы (гроза, ветер, снежинка, лёд, град и тд). Игры: «Найди…», «Как это называется?»


Вечерняя сказка: «Весёлые приключения волчонка Вовы и зайчонка Васи» Оксаны Онисимовой.

Массажный коврик  (ходим по нему ножками, массаж ступней, профилактика плоскостопия).


Надо как-нибудь нафотографировать все наши поделки и выложить, чтобы вы могли посмотреть. Обязательно сделаю в скором времени. Некогда:)









24 апреля, среда

Слоги: га-ге-гё-ги-го-гу

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Математическое развитие

Объединение предметов в совокупности по общим признакам. Счётные палочки.

1 Давай положим  найдём все жёлтые палочки и положим их в правую сторону. А теперь найдём зелёные палочки и положим в правую сторону. Какие у нас остались ещё палочки?

2 Выкладывание из палочек геометрических фигур.
- Давай выложим из палочек квадрат (как из мозаики). Какого цвета будет наш квадрат? Ребёнок предлагает цвет. Для квадрата нам нужно 4 палочки, давай считать, подавай мне палочки…цветаJ.
Затем – треугольник, прямоугольник и тд. Можно создать проблемную ситуацию, предложив выложить круг, потом, конечно же, объяснить малышу, что из палочек круг не получитсяJ  и почему.

Занятие № 2. Рисование

«Лучики для солнышка», «Разукрасим вертолёт».

1 На нашей аппликации, которую мы делали вчера есть солнышко, но у него нет лучиков. Давай ты их сам нарисуешь.

- Какого цвета будут лучики у солнышка? Жёлтые. Предлагаю фломастер, маркер, восковой мелок и карандаш желтого цвета. Ребёнок рисует и выбирает сам.

2 «Моя первая раскраска»: разукрась вертолёт. Малыш сам выбирает цвет и то, чем он будет раскрашивать. Занимается самостоятельно, потом с такой радостью показывает нам своё произведение искусстваJ.


Прогулка. Наблюдение

Сегодня во дворе мы увидели два новых скворечника жёлтого цвета, а рядом самодельный скворечник из молочного пакетаJ
Ребёнок размышлял на тему: «Почему скворечники бывают разные, настоящие и из пакета для молока» J

На физиолечении наблюдали за ляльками. Оказывается, как интересно  самому наблюдать за поведением других малышей. Ребёнок сравнивает, задаёт вопросы, придумывает целые истории, почему ляля плачетJ.

Решили сегодня опять понаблюдать за медведем, который растёт в воде. Посадим его в банку и будем выращиватьJ.

На ветках деревьев появляются маленькие зелёные листочки.


Занятие № 3. Физическое развитие

Развитие умения действовать сообща. Прогулка с другом Вовой ( 3 года, 3 мес). Вместе бегали, прыгали, пытались играть в мячик. Наблюдали за красными жуками (которых называют пожарными).


Вечерняя сказка: книга по выбору ребёнка для чтения сказки, а вечером (перед сном) - «Весёлые приключения волчонка Вовы и зайчонка Васи» Оксаны Онисимовой.

Массажный коврик  (ходим по нему ножками, массаж ступней, профилактика плоскостопия).










25 апреля, четверг

Слоги: да-де-дё-ди-до-ду

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Лепка

«Козёл, который живёт в горах», техника: закручивание колбасок из пластилина.

Этот козёл живёт в горах. Он похож на обычного козлика, только побольше. Ноги у него более сильные, чем у домашнего, ведь приходится горному козлу много бегать и высоко прыгать по крутым скалам.
А еще у горного козла необычные рога – очень круглые, сильно загнутые назад.

1 ПробуемJ

Лист-заготовка №1: нарисован козёл, на фоне гор крупным планом, у которого не хватает одного рога.

Этот горный козёл потерял один рог. Давай сделаем для него новый.
Делаем колбаску из пластилина небольшую. Помогите малышу прикрепить рог к голове козла, заворачивая его спиралью по контуру.

2 Создаём свой шедеврJ

Заготовка № 2: нарисован козёл горный совсем без рожекJ на фоне горного пейзажа.

Этот горный козёл потерял свои красивые  рога. Давай сделаем ему новые.
Скатать 2 колбаски, пусть малыш прикрепит сначала один рог к голове козлика, заворачивая его спиралью. Затем проделает то же самое со вторым рогом.


Занятие № 2. Развитие речи

1 Слушание и понимание поэтических произведений.

А.Н. Майков «Подснежник-цветок» (Полная хрестоматия для дошкольников, т1, с. 233)

О. Высотская «Ёлочка», «Если любишь яблоки»

2 Какие еще фрукты растут на деревьях в саду? Давай посмотрим наши картинки, ты мне по ним всё расскажешь.

Набор картинок-фотографий «Что растёт в саду».


Прогулка. Наблюдение

Машина привезла свежий хлеб в хлебный киоск. Дядя выгружал хлеб.
Газель привезла молоко в магазин. Тётя доктор берёт из пальчика кровь в поликлинике. Некоторые ребятки боятся, а некоторые очень смелые. На улице сегодня пасмурно, дождливо.
Вместе придумываем историю про маленькую тучку, которая заблудилась на небе и стала плакать – так пошёл дождикJ.


Занятие № 3. Музыкальное развитие

Детский игрушечный рояль. Игра на роялеJ. Музыка: гусли (диск). Русские народные песни. Музыкальная обработка прочитанных нами ранее стихотворений о временах года и животных (тоже диск).

Вечерняя сказка: «Рукавичка» (белорусская сказка)

Массажный коврик  (ходим по нему ножками, массаж ступней, профилактика плоскостопия).










26 апреля, пятница

Слоги: жа-же-жо-жи-жу

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Рисование 

«Ёлочка на лесной полянке» (акварель, кисточка, два листа-заготовки с изображением полянки).

В лесу полянка, на которой растёт только травка и цветочки. Давай с тобой нарисуем ёлочкуJ.

Техника: рисование прямой линии (ствол) и зигзагообразных линий (крона ели).

Сначала выполняете всё сами на своём листе, комментируя малышу каждое своё действие.

Коричневой краской нарисуйте ствол – одну вертикальную линиюJ. Затем нарисуйте две зигзагообразных линии сверху вниз с обеих сторон. Это крона ёлки. Ваша ёлочка готова.

Теперь пусть ребёнок нарисует такую же ёлку на своём листе. Если у него не получается нарисовать зигзагообразные линии, помогите ему, аккуратно направляя его руку.

Напомните малышу, что у ёлки нет листочков, но есть иголки.


Занятие № 2. Развитие речи

Игрушки-рукавчики (надеваете на руку и игрушка "оживает" :)

Обогащение представлений о фактах доброго отношения детей ко взрослым (ребёнок подаёт бабушке очки, обнимает папу и тд).

- В гости к нам пришла лошадка Юля J.

- Фёдор, а ты знаешь, что можно делать добрые дела для близких тебе людей (для мамы, папы, бабушки, дедушки  и тд)?

Помнишь, бабуля потеряла свои очки, а ты их нашёл и подал ей? Это доброе дело, потому что ты помог своей бабушке!

А если папа придёт с работы уставший и захочет отдохнуть, ты можешь тихонько играть, не шуметь, чтобы не мешать папе. Помнишь, как в стихотворении девочка заботилась о маме, которая очень устала  (Благинина «Мама спит, она устала»)? Давай прочитаем это стихотворение.

Посидим в тишине

Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.

Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать...

Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул по мне.
"Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!"

Е. Благинина


- А если у мамы  сумка с продуктами, ты тоже можешь помочь. Например, открыть и придержать входную дверь в подъезде и квартире. Это тоже будет доброе делоJ!
-А какие еще добрые дела ты делал или хочешь сделать?


Прогулка. Наблюдение

Прогулка по скверу на Алом поле. Ребёнок уже самостоятельно проявлял интерес к молодой зелёной травке. Сравнивал маленькую и большую травку, отличал её от цветочков.

- Мама, смотри, какая это маленькая зелёненькая травка выросла, потому что наступила веснаJ! А эта трава уже большая стала (на др. газонеJ).

Ситуация: помоги маме выбрать для тебя новые босоножки в магазинеJ. Вот же было приключениеJJJ


Занятие № 3. Физическое развитие

Прыжки дома (под музыку), бег и ходьба на далёкое расстояниеJ (на свежем воздухе).  

Вечерняя сказка: «Баю-бай, засыпай!» (белорусская сказка).

Массажный коврик (ходим по нему ножками, массаж ступней, профилактика плоскостопия).










«ФОНЕТИКА ДЕТСКОЙ РЕЧИ

     Эта  тема  не  входит в круг моих наблюдений. Здесь я могу лишь попутно
сказать,   что,   как   мне   кажется,  ребенок  добирается  до  правильного
произношения  слов  столь  же  сложным, извилистым и трудным путем, каким он
приходит  к их нормативной конструкции. Например, один мой знакомый ребенок,
для  того  чтобы овладеть словом "кооператив", истратил не меньше пятнадцати
месяцев.  И  не  механическим  присовокуплением  новых слогов к тем, которые
были  добыты  прежде,  создавал  он  всякую  новую  форму,  а другими, более
изощренными способами:
     Сначала: пиф.
     Потом: пиф-пиф.
     Потом: аппф.
     Потом: капиф.
     Потом: каапиф.
     Потом: патиф.
     Потом: копатиф.
     И наконец: кооператив.
     Сын  Н.А.Менчинской,  судя  по  ее  дневнику,  больше  двух с половиной
месяцев овладевал словом "лампа":
     Сначала: ям.
     Потом: яма.
     Потом: тапа.
     Потом: ляпа.
     Потом: лямпа*.
     ______________
     *  Н.А.Менчинская,  Развитие  психики ребенка. Дневник матери, М. 1957,
стр. 57-58.

     Чтобы  овладеть  словом "пуговица", ему, как видно из того же дневника,
понадобилось четыре месяца:
     Сначала: пу.
     Потом: пуга и пуца.
     Потом: пугитя и т.д.*
     ______________
     *  Н.А.Менчинская,  Развитие  психики ребенка. Дневник матери, М. 1957,
стр. 55.

     Все  это  очень  близко  к той схеме, которая дана известным физиологом
Н.И.Красногорским, одним из учеников и сотрудников И.П.Павлова.
     "Новые  наблюдения  показывают,  -  пишет  Н.П.Красногорский, - что при
образовании   слов  огромное  значение  имеет  сила  раздражителя,  то  есть
звуковая  сила  фонем  и  слогов,  из  которых составляется слово. Ребенок в
первую   очередь  берет  и  упрочивает  повторением  первый,  последний  или
наиболее   сильный   ударный   слог   в  слышимом  слове.  В  дальнейшем  он
присоединяет  к  этому  слогу второй по силе раздражитель и уже только после
этого  вводит  в  формирующееся  слово относительно слабый, ранее опускаемый
слог.  Образовывая  слово  "молоко",  ребенок фиксирует и произносит сначала
слог  "мо", как первый раздражитель, связывая его с оптическим раздражителем
при  виде  молока. В дальнейшем он присоединяет к этому слогу второй ударный
слоговой  раздражитель  -  "ко" и, смотря на молоко, говорит "моко". Наконец
он  вводит  третий  слог  -  "ло"  в  конце или в середине слова, произносит
"моколо" и наконец "молоко".
     В  другом  случае ребенок при виде молока произносит сначала "ням-ням",
то  есть  отвечает  генерализованной  речевой  реакции. Затем, дифференцируя
молоко,  он  синтезирует сразу два ударных слога и, заменяя "ло" звуком "я",
говорит "маяко"; наконец, вводя "л", произносит "маляко".
     "Поразительным   фактом,   -  указывает  ученый,  -  является  огромная
синтетическая  объединяющая  сила головного мозга у детей уже в самом раннем
возрасте"*.
     ______________
     *  Н.И.Красногорский,  К  физиологии  становления  детской речи. Журнал
высшей  нервной  деятельности  имени  И.П.Павлова, вып. 4, т. II, 1952, стр.
477.


     Добавлю  от  себя,  что  эта "огромная синтетическая объединяющая сила"
мышления  чудесным  образом проявляется у детей уже в период пассивной речи,
когда  ребенок  еще  не  умеет  произнести ни одного слова. Период пассивной
речи,  которая  поверхностному наблюдателю кажется просто молчанием, - самое
творческое время развития речи ребенка».

Корней Чуковский «От двух до пяти»






Комментариев нет:

Отправить комментарий