четверг, 4 апреля 2013 г.

Ежедневные занятия с ребёнком 2х лет, 1-5апреля




«Заставлять детей спать, когда им не хочется, - преступление.

Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна. Установить число часов, необходимое данному ребенку для сна, легко каждому, имеющему часы: сколько часов он спит, не просыпаясь, чтобы проснуться выспавшимся.

Подчеркиваю: выспавшимся, а не бодрым. Бывают периоды, когда ребенок больше нуждается во сне, бывают и такие, когда ему хочется просто полежать в кроватке, а не спать, отдохнуть и только.

Период усталости: вечером неохотно ложится в постель, потому что ему не хочется спать, утром неохотно вылезает из постели, потому что ему не хочется вставать.
Вечером притворяется, что не хочет спать, потому что ему не разрешают лежа вырезать картинки, играть в кубинки или с куклой, гасят свет и запрещают разговаривать. Утром притворяется, что спит, потому что ему велят тут же вылезать из кровати и умываться холодной водой. Как радуются они кашлю, температуре, при которой можно оставаться в постели и не спать.

Период спокойного равновесия: засыпает быстро, но просыпается до рассвета, полный энергии, потребности двигаться и немедленно затеять что-нибудь интересное. Ни хмурое небо, ни холод в комнате не пугают его: босой, в рубашонке, он разогреется, прыгая по столу и стульям. Что делать? Укладывать спать позже. Даже, о ужас, в одиннадцать.  Разрешать играть в постели. Я спрашиваю вас, почему разговор перед сном должен  "разгулять" его, а нервное напряжение - оттого, что поневоле приходится быть непослушным, - не разгуливает?
Принцип - не важно, правильный или нет - рано укладывать, рано вставать - родители для своего удобства переделали: чем больше сна, тем здоровей. 

К мерзкой скуке дня добавляют раздражающую скуку вечернего ожидания сна. 

Трудно представить себе более деспотичный, граничащий с пыткой, приказ, чем:
- Спи!
Люди, которые поздно ложатся спать, болеют оттого, что ночи проводят в пьянстве и разврате, а спят мало, поскольку вынуждены ходить на службу и рано вставать.
Неврастеник, вставший однажды на рассвете, чувствует себя хорошо лишь в результате внушения.
То, что ребенок, рано ложась спать, меньше времени проводит при искусственном освещении, вовсе не такой большой плюс в городе, где он не может при первом свете дня выбежать в поле, а лежит в комнате со спущенными шторами, уже ленивый, уже недовольный, уже капризный - плохое предзнаменование начинающегося дня...

Здесь, в нескольких десятках строк, как и во всех затронутых в этой книге проблемах, я не могу развить тему, которая требует специальной книги. Моя цель - только привлечь внимание»...                                 

Януш Корчак «Как любить ребёнка»




1 апреля, понедельник

Слоги: зы-зэ-зю-зя

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Математическое развитие

Подбор и складывание разрезанных картинок (из 2-3 частей, такова норма для этого возраста, мы берём больше).

1 Игрушки (развивающий пазл). Вставить каждую игрушку на своё место.

2 Черепаха (пазл из 4х частей). Собери сам черепашку правильно.

3 Животные домашние (овца, коза, курица, свинья, лошадь, корова). Каждая картинка разделена на половинки. Собрать каждое животное (найти половинку) и поместить в определённый домик.

4 Путешествие (вставить парусник, самолёт, грузовик и автомобиль на свои места). Собрать пазл.

Обращаем внимание на цвета и количество предметов, проговариваем, считаем вместе с малышом.

Занятие № 2. Развитие речи

Новая книга Е. Кузьмина «Важные машины» (скорая помощь, такси, грузовик, каток, пожарная машина, мусоровоз, уборочная машина, подъёмный кран, автобус).

Читаем, находим машины на картинках, описываем их. Учимся составлять интересные предложения.

Прогулка. Наблюдение

Снег растаял, кругом лужи. Наблюдение за работой снегоуборочной машины, которая убирала растаявший грязный снег.

Занятие № 3. Музыкальное развитие

Гусли, русские народные песни (детские) в профессиональном исполнении на детском дискеJ.

Вечернее чтение: русские народные произведения (аудиопостановки).

Массажный коврик (массаж для ступней)





2 апреля, вторник

Слоги: кы-кэ-кю-кя

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Рисование

Раскрась водой (новая книга для творчества), спецтехникаJ.
Кисточка, баночка с водой.

- Давай превратим черно-белые иллюстрации на страницах в яркие и красивые картинки. Впервые использовали такую серию, нам понравилосьJ.

Занятие № 2. Социальное развитие

1 Мы ждём гостей (должна приехать тётя Таня), наведём порядок. Положим каждую вещь на своё  место.

2 Формирование потребности задавать вопросы о членах семьи, о своих действиях, игрушках и отвечать на них.

Общение с бабушкой и дедушкойJ.

- Твоя мама – это моя дочка (дедушка Фёдору)
- ??? Моя мама-это моя мама!

Дедушка объяснял, как же так получается, что Федина мама еще и его дочкаJ.


Прогулка. Наблюдение

Туман, мокрый снег с дождём.


Занятие № 3. Речевое развитие

1 Общение с тётей Таней, которая приехала к нам в гости. Рассказывал ей «истории» про свои драгоценные игрушки. Хвастался обновкамиJ.

2 Аудиопостановка по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Нравится слушать перед дневным сном, уже наизусть многое цитирует и всё равно слушаетJ.

Вечернее чтение: Полная хрестоматия для дошкольников

С. Маршак:  «Лягушка на дорожке», «Мыши», «Разговор», «Добро за добро», «Приходите в гости», «Ворон», фольклор (обработка Маршака).

И. С. Никитин «Жгуч мороз трескучий»

С. Д. Дрожжин «Улицей гуляет дедушка мороз»

К. Д. Бальмонт «К зиме»

Вопросы по временам года (про какое время года стихотворение, почему, как ты догадался?).

Массажный коврик (ходим по нему ножками)





3 апреля, среда

Слоги: лы-лэ-лю-ля

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Математическое развитие

Фигуры, счёт, цвет.

«Умный телефон» (игрушка говорящаяJ). Игра в математику с телефономJ

- Найди жёлтый круг (ребёнок ищет и нажимает на заданную фигуру).

- Найди зелёный квадрат, красный треугольник и тд.

Круг круглый, квадрат квадратныйJ. Смысл игры еще и в том, чтобы быстро находить заданную фигуру и нажимать на неё, чтобы «диалог» с телефоном продолжался.

Занятие № 2. Аппликация (нитками)

1 Давай поможем туристу (или просто мужчине) забраться на вершину горы: бросим ему верёвку (толстую нитку). На заготовке для занятия изображён турист и горное ущелье.

Кисточка, клей пва, нитка.

Приклеиваем нитку от вершины горы до туриста, чтобы он мог держаться за неё рукамиJ. Ребёнок может намазывать нитку клеем, далее – можно совместно.

2 Мост через это глубокое ущелье не закреплён. Давай сделаем мост надёжным, прикрепим его к скалам (приклеим две толстые нитки).

Малыш может наносить клей на нитки и бумагу, а приклеивать удобнее вместеJ.

Прогулка. Наблюдение

Весна, наконец-то, побеждает мороз! Солнышко светит ярко, кругом всё тает. Ездили в развлекательный торговый центр, Фёдор катался на своих любимых машинкахJ, вливался в социумJ.

Занятие № 3. Физическое развитие

Подвижные игры на воздухе с папой. А дома – с мячом!

Вечернее чтение: Сергей Михайлов «Говорим правильно», «Мой мир», аудиосказки перед сном.

Массажный коврик (ходим по нему ножками).








4 апреля, четверг

Слоги: мы-мэ-мю-мя

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Лепка

Улитка потеряла свой домик, давай сделаем ей новый! Спирали из пластилина для домика нарисованной улитке. Мы нашли картинку улитки и стихотворение про неё в книге «Радуга дуга» с рисунками Ю. ВаснецоваJ. И сделали нашей улитке такой же домик, как на картинке в книжкеJ.

Занятие № 2. Речевое развитие

Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Описание картинок, ответы на вопросы по картинками новой книги со сказками.

Прогулка. Наблюдение

Какой солнечный день. Почти весь снег растаял. Мы впервые надели новые резиновые сапожки и шлёпали по лужамJ. Наблюдали вместе с другом Вовой (3года) за работой маленького погрузчика.

Занятие № 3. Музыкальное развитие

Песенки из добрых мультфильмов

Массажный коврик (ходим по нему ножками для массажа ступней и профилактики плоскостопия). Вообще полезноJ.

Вечерняя сказка: «Весёлые приключения волчонка Вовы и зайчонка Васи» Оксаны Онисимовой. Это аудиосказка четырёхчасовая. Слушаем отрывками перед сномJ.






5 апреля, пятница

Слоги: ны-нэ-ню-ня

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Рисование

Подарок для дедушки на день рожденияJ. Мелки, гуашь, карандаши. Сотворили два шедевраJ.

Занятие № 2. Речевое развитие

Полная хрестоматия для дошкольников (стихотворения о явлениях природы):

А.В. Кольцов «Дуют ветры»;
А.С. Пушкин (отрывки про ветер и месяц);
И.С. Никитин «Тихо ночь…»;
В. Берестов «Снегопад»;

«Котенька-коток», «Собака, кот, кошка и курочка» русские народные произведения с рисунками  Ю. Васнецова (перечитывали).

Прогулка. Наблюдение

Обогащение представлений о весенних явлениях природы. Узнавание и называние растений (дерево, куст, травка, цветок).

Занятие № 3. Физическое развитие

Игры: «Идём по мостику», «Быстрее-медленнее»

Массажный коврик

Вечерняя сказка: «Весёлые приключения волчонка Вовы и зайчонка Васи» Оксаны Онисимовой.








«ЛОЖНОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВ

     Ребенок,  который  живет среди взрослых и постоянно присутствует при их
разговорах,  то  и  дело  слышит  такие  слова, смысл которых ему непонятен.
Часто  он пытается осмыслить их сам, не обращаясь за объяснениями к старшим,
вполне   уверенный,   что  эта  задача  не  представит  для  него  особенных
трудностей.  Он  решает  ее "по вдохновению", внезапно, не обладая для этого
никакими   другими  ресурсами,  кроме  сильнейшего  языкового  чутья,  и  не
мудрено,   что,   пытаясь  самостоятельно  добраться  до  смысла  непонятных
речений, он принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам.
     Услышала,  например,  трехлетняя  Кира, что у какой-то женщины родились
двояшки, и в ту же минуту прибежала ко мне:
     - Понимаешь:  родились  два  мальчика  и  оба называются Яшки. Их так и
назвали:  два  Яшки  (двояшки).  А когда они вырастут, их будут звать Миша и
Лева.
     Этот  миф  о  двух  Яшках избавил Киру от мучительного чувства, которое
испытывает  каждый ребенок, когда ему становится ясно, что он чего-нибудь не
понимает.
     А  когда  маленькой  Тане сказали, что у нее на наволочке ржавчина, она
без смущения спросила:
     - Это мне лошадка наржала?
     Но  более всего замечателен миф, при помощи которого трехлетняя девочка
превратила  непонятное  ей  слово "блокада" в понятные ей "облака". Во время
гражданской войны ее отец вошел с газетой и сказал:
     - А блокаду сняли!
     Девочка  была  поглощена  чаепитием  и  словно  не  слыхала  отцовского
возгласа. Но через час она сообщила подруге:
     - Облака-то сняли! Сняли с неба облака!
     Та подумала и спросила печально:
     - А как же дождик?
     И посмотрела в окно.
     Увидит  ребенок  в  деревне крестьянина, несущего грабли, и решает, что
это - грабитель.
     - Ломовик! - говорит он про мальчика, который ломает игрушки.
     В  каждом  слове,  которое  детям случается услышать от взрослых, они с
младенческих  лет  привыкают  искать  его  корень,  очищенный от приставок и
суффиксов.
     
Плодотворный  метод  такой  лингвистической  (и совершенно неосознанной
ими)  работы  вскрывается  лучше  всего  в  тех  ошибках,  которые они порой
совершают при этом.
     Двухлетней  Саше,  например,  в  слове  "отпугивать"  почудился  тот же
корень,  что  в  "пуговице".  Она  так  я  спросила  у  бабушки,  пытавшейся
расстегнуть ей пальто:
     - Зачем ты меня отпугиваешь?
     Ей,  очевидно,  хотелось, чтобы пальто оставалось "запуганным" (то есть
застегнутым на все пуговицы).
     Та   же  Саша,  услышав  как-то  слово  "наблюдать",  решила,  что  оно
происходит  от  "блюда": положить какие-нибудь вещи на блюдо - в этом, по ее
догадке, и состоит на-блюде-ние.
     Такие  ошибки  чрезвычайно  типичны.  Они  повторяются  снова и снова в
каждом  новом  поколении детей. С Сашей я познакомился в марте 1956 года - и
тут  же  вспомнил,  что  еще  четверть века назад мне встретился подобный же
филологический  казус.  В Сестрорецке на даче соседские дети долго лепили из
глины  какую-то замысловатую фигурку, потом утвердили ее на дощечке, которая
звалась у них блюдом, принесли ко мне и сказали:
     - Вот тебе и наше наблюдение.
     Оказалось,  что  наблюдением  они,  как и Саша, считают все, лежащее на
блюде.
     Пользуясь  такими  словами, как ломовик, наблюдение, отпугивать, малыши
не  меняют ни фонетики, ни морфологии существующих слов - они присваивают им
другую семантику, наполняют их другим содержанием.
     Лодырь  - это человек, который делает лодки, а всадник - "это который в
саду";  "деревня  -  где  деревьев  много";  "кустарник  -  сторож,  который
караулит  кусты".  Мельница  -  жена  мельника, а казак, конечно, муж козы.
"Дядя  Филя  -  спец" - про человека, который любит поспать. Фантазер - "кто
пускает фонтаны".

Корней Чуковский «От двух до пяти»



Комментариев нет:

Отправить комментарий