вторник, 19 марта 2013 г.

Занятия с ребёнком 2х лет, 18 - 22марта





«Между первым и вторым годом жизни ребенка родители чаще всего меняют домашнего врача.

В этот период случалось и мне приобретать клиенток-мамаш, сетовавших на моего предшественника, который якобы неумело вел их ребенка, и напротив, матери отказывались от моей помощи, обвиняя меня в том, что тот или иной нежелательный симптом появился вследствие моей небрежности. Правы и те и другие, постольку поскольку врач считал ребенка совершенно здоровым, и тут вдруг давала себя знать непредвиденная, незамеченная инфекция.
Но только стоит переждать критический момент - и ребенок, не отягощенный дурной наследственностью, быстро обретает утраченное  равновесие, а в состоянии ребенка с плохой наследственностью наступает улучшение, и вновь спокойно продолжается развитие юной жизни.
Если в первом и во втором случае принять определенные меры, то улучшение приписывается именно им. И если на сегодня известно, что выздоровление после воспаления легких или тифа наступает по окончании цикла болезни, то в нашем случае непонимание будет царить до тех пор, пока мы не установим порядка этапов развития ребенка, не очертим индивидуальных профилей развития для детей разного типа.
Кривая развития ребенка имеет свои весны и осени, периоды напряженной работы и отдыха для восстановления сил, поспешного завершения произведенной работы и накопления запасов для дальнейшего строительства. Семимесячный плод уже жизнеспособен, но ведь еще два долгих месяца (почти четвертую часть беременности) он дозревает в лоне матери.
Младенец, утроивший свой первоначальный вес за год, имеет право отдохнуть. Стремительный путь, который проходит его психическое развитие, дает ему право кое-что забыть из того, что он уже умел и что мы преждевременно считали прочным навыком».

Януш Корчак «Как любить ребёнка»







18 марта, понедельник                               

Слоги: фа-фе-фё-фи-фо-фу

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Математическое развитие

Счёт, цвет, конструирование.
1)    
Подбор и складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (или пазл). Пазл для малышей «Черепаха на полянке» из 4 частей. Смотрим на собранный, вместе разбираем, потом собираем. Ребёнку интересно.
2)     
Объединение предметов в совокупности по общему признаку. Объёмные фигуры (треугольник, прямоугольник и квадрат).

Будем строить гараж для нашего нового трактора. Для этого нам нужно найти в нашем ящике с игрушками строительные материалыJ ( объёмные треугольники, прямоугольники и квадраты).

- Давай положим все объёмные треугольники в правую сторону. Какого они цвета? (оранжевые)

- Квадраты объёмные положим в левую сторону, какого они цвета?

- Прямоугольники объёмные остались посередине. Какого они цвета?

- Ты заметил, что треугольников у нас столько же, сколько и квадратов? Теперь подсказывай и показывай мне, как надо строить гараж для такого трактора, я же сама не умеюJ!

Занятие № 2+ № 3 (речевое развитие+музыка)

Музыкальная аудиопостановка «Весёлая прогулка». 

Песенки для малышей П.И. Чайковского и др. русских композиторов + стихи русских поэтов. В музыкально-игровой форме ребёнку предлагаются истории про времена года (мы слушали про весну), про птиц (ласточка, воробей и тд).
Совершенно потрясающий диск, который я случайно купила в Детском мире по акцииJ. Ребёнок в восторге.

Прогулка. Наблюдение

Были в зоомагазине: те маленькие крысята подросли и прыгали по клетке. Попугайчиков-неразлучников зелёненьких купили. Наблюдали за рыбками и крысамиJ. Ходили по крокодильчику на детской спортивной площадке, учились «держать» равновесие. Играли в снежки с папой подтаявшим снегом. Потом встретили Толю (1.5года) погуляли и пообщались с ним. Понаблюдали за сильно капающей с крыш водой. Весна – всё тает.

Вечернее чтение: Хрестоматия для дошкольников
В. Берестов «Весёлое лето»;
А. Майков «Ласточка»;
С папой читали сказку «Кот и лиса» (Фёдор сам выбрал эту сказку).

Массажный коврик (ходим по нему ножками)









19 марта, среда

Слоги: ха-хе-хё-хи-хо-ху

Пальчиковая гимнастика

У Фёдора с папой появилось новое забавное, но чрезвычайно полезное для мелкой моторики занятие: они разматывают огромный моток ниток для вязания, вытягивают ниточки и делают клубочки для бабушки Таи, которая вяжет носочки и варежки. Ребёнку очень нравится, даже неожиданно как-тоJ.

Занятие № 1. Речевое развитие

Аудиопостановка по сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» в исполнении Олега Табакова.

Занятие № 2. Аппликация (обрывная) «Пушистый одуванчик».

Клей (нам было удобно калей-карандаш, тк ребёнку самому нравится намазывать клеемJ), бумажные салфетки жёлтого или белого цветов, заготовка для занятия – рисунок одуванчика на зелёной полянке (контур, стебель, листочки) и фотография или картинка одуванчика.

1 Вместе с малышом сделайте заготовки для аппликации: 1-2 салфетки порвите на мелкие кусочки. Сначала вы сами выполняете всё на своей заготовке, комментируя каждое своё действие. Затем предлагаете малышу проделать то же самое на его листе-заготовке, при необходимости помогаетеJ.

2  Нанесите клей на область внутри контура одуванчика и сверху набросайте кусочки салфеток. Ваш одуванчик готов.

У нас такой хорошенький, пушистенький одуванчик получился, признаться, я не ожидала такого результатаJ. Мы специально в магазин за салфетками даже ходили вместе с ФёдоромJ.


Прогулка. Наблюдение

На улице резко похолодало, вчерашние лужицы замёрзли, стало скользко. Дует сильный ветер. Даже голубям холодно. Мы немного прогулялись, когда шли к Наташе и тёте Лене в гости.

Занятие № 3. Социальный мир

"Мы идём к Наташе в гости" (общение со сверстниками, поведение в гостях).

1 У Наташи много интересных вещей: батут, шведская стенка, велосипед, игрушки, доска для рисования (мы все ещё не можем её купить, никак не найдём такую, какую хотим).

2 У Наташи дома живут золотые рыбки в аквариуме и живой кот ВаськаJ.

Фёдору так понравилось в гостях, что он совершенно не хотел уходить, даже сопротивлялся, начал вести себя неприлично. Поэтому дома была беседа дополнительная о поведении в гостях.
Дома мы рассматривали тематические карточки про «Удивительных животных». Называли животное и описывали его словесно.

Вечернее чтение: русские народные сказки

Массажный коврик (ходим по нему ножками)










20 марта, среда

Слоги: ча-че-чи-чо-чу  (по слогам смотрите раздел по развитию речи малыша и пост от 5 ноября);

Пальчиковая гимнастика (тексты для пальчиковой гимнастики смотрите в разделе: развитие речи малыша);

Занятие № 1. Математическое развитие.

«Пуговицы»J

Закрепление. Объединение предметов в совокупности по общим признакам, сопровождение действий словами «поровну», «здесь столько же, сколько и там».

Баночка с пуговицами разных цветов и размеров.

1 Какие пуговицы по форме: круглые или квадратные? (круглые)

2 Какие пуговицы по размеру? (большие, маленькие, средние). В баночке разные пуговицы, вопрос провокационныйJ.

А теперь давай-ка поиграем!

- Найдём в банке две большие чёрные круглые пуговицы! А теперь – две большие белые круглые пуговицы! Черных больших пуговиц столько же, сколько и больших белых.

- Поищем 2 маленькие круглые чёрные пуговки. А теперь ищем средние серенькие пуговки, они спряталисьJ. Смотри, маленьких чёрных пуговиц тоже столько же, сколько и средних серых пуговиц.

3 «Разбирающиеся» пуговицыJ

- Смотри, неужели, эта пуговка сломалась… Как же её починить? Ребёнок самостоятельно приходит к выводу, что пуговица не сломалась, а её части вставляются одна в другую. «Чинит» самJ!

4 По вашему желаю можно попробовать выложить что-нибудь из пуговиц вместе с ребёнком (цветок, круг, квадрат и тд).

Занятие № 2. Рисование «Фейерверк» (салютJ)

Разбрызгивание зубной щёткой, гуашь ярких цветов.

Заготовка с рисунком: небо ночью, люди выглядывают из окон своих домов в ожидании фейерверкаJ (купили заготовку для занятия).

Предварительно посмотрели мультфильм про салют, чтобы вспомнить и понимать, что же такое фейерверкJ.

Дорогие друзья, это было что-то с чем-то…
Вся квартира в гуаши, пришлось даже плед стирать, сами мы с трудом отмылись мылом от гуаши… Зато сколько впечатлений и какой рисунокJJJ!

Прогулка. Наблюдение

Вьюга успокоилась лишь к вечеру. У нас в Челябинске снега почти по шею, словно канун Нового годаJ
Всё на улице покрылось белым пушистым снегом. Мы совершили долгую пешуюJ прогулку на саняхJ, любуясь «новогодними» пейзажами в конце марта.

Занятие № 3. Физическое развитие

Детский боулинг (бабуля прикупила ФёдоруJ): стойкие оловянные солдатики (из пластика, размером по колено взрослого человекаJ) и шары для того, чтобы сбивать солдатиков. Вот было развлечение…

Вечерняя сказка: аудиокнига «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в исполнении Табакова.

Массажный коврик (ходим по нему ножками).










21 марта, четверг

Слоги: ша-ше-ши-шо-шу

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Лепка

Крылышки для стрекозы, катание колбасок, расплющивание колбасок в лепёшкиJ.
Нарисованная стрекоза (цветная) с контурами для крыльев. Катаем колбаски, делаем лепёшки из них, приклеиваем в контуры крыльев стрекозы. Можно выполнять совместно с малышом. Похвалите ребёнка, расскажите, что стрекоза – это самое быстрое насекомоеJ.


Занятие № 2. Речевое развитие

Освоение первых форм монологической речи: умение рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из 2-3 предложений.

1 Расскажи мне историю, как мы ходили в зоомагазинJ. Что тебе там больше всего запомнилось и понравилось?

2 Расскажи, как ты ходил к Наташе в гости, во что ты там играл? J

Стихотворения:

С.Д. Дрожжин «Летом»,

А.С. Пушкин «За весной, красой природы…»,

И.С. Никитин «Поднялась, шумит непогодушка…»

Вы читаете с выражением, малыш слушает, привыкает воспринимать выразительное чтение стихотворений.

Тематические фотографии «Мы едем, едем, едем» и «Известные марки машин»
(называем, описываем, обсуждаем).

Прогулка. Наблюдение

Прогулка на санках, игра в снежки. Наблюдение за работой трактораJ (любимое занятие).

Занятие № 3. Музыкальное развитие

Моцарт, Бах, русские народные песни в отличном исполнении на детском дискеJ.

Вечернее чтение: 
«Едем, плаваем, летаем» Святослава Сахарнова (одна из любимых книжек наших), аудио сказки (русские народные)

Массажный коврик (ходим ножками)











22 марта, пятница

Слоги: ща-ще-щи-щу

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Рисование «Веточка мимозы»

На листе-заготовке нарисована веточка мимозы с парочкой жёлтых точек (цветочков) для наглдядности.

- Веточка мимозы еще не расцвела, давай сделаем её пушистой и красивой. Рисование ватной палочкой (точки-цветочки делаемJ), гуашь жёлтого цвета. 
Совместное занятие, но каждый работает на своём поле.

Занятие № 2. Развитие речи (с элементами драматизации)

Настольный театр «Теремок». Воспроизведение сказки при помощи книги с хорошими иллюстрациями и героев-игрушек вместе с ребёнком.

Герои: мышка, заяц, лягушка, лиса, волк, медведь и теремокJ.

- Давай выберем из нашего ящика с игрушками тех зверей, которые есть в сказке «Теремок». Поможешь мне?

Можно прямо по книге с картинками искать по порядку.
Далее – само воспроизведение сказки. Ваша творческая импровизация вместе с малышом.

Такие занятия обычно очень увлекательно проходят. Ребяткам очень и очень нравятся. Фёдор помогал: двигал героев, подавал нужных, пытался правильно за них говоритьJ.

Прогулка. Наблюдение

К нам в гости приходила бабуля! Фёдор включал ей русские народные песни, плясал под них, хвалил новый дискJ. Вечером, когда мы прогуливались, наблюдали за мокрым снегом, который мешал нам гулятьJ

Занятие № 3. Физическое развитие
Самостоятельное воспроизведение ранее освоенных движений (вы говорите, малыш делает).

Игры: «Лошадка скачет», «Походи и побегай».

Вечернее чтение: детские стихотворения.

«Ёжик» Б. Заходер
«Петушок» Г. Лагздынь
«Зайка, зайка, попляши» Г. Лагздынь
«Капризы» Э. Мошковская
«Приказ» Э. Мошковская
«Медведь» И. Токмакова
«Прятки» З. Александрова
«Баиньки» И. Токмакова
«Обновки» П. Воронько
«Кто скорее допьёт» С. Капутикян

Массажный коврик











«МАСКИРОВКА НЕВЕДЕНИЯ

     Всем  памятны  вещие строки, которые написал Лев Толстой о самых первых
годах своей жизни:
     «Разве  не  тогда  я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал
так  много,  так  быстро,  что  во всю остальную жизнь я не приобрел и одной
сотой  того?  От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного
до пятилетнего страшное расстояние».
     Среди  ранних приобретений детского разума величайшую ценность для всей
будущей   жизни   детей  имеет,  конечно,  язык,  его  словарный  фонд,  его
грамматика.
     Подумать  только, что в эти первые годы ребенку предстоит овладеть теми
изощреннейшими  формами  речи,  которые  на  протяжении  своей  тысячелетней
истории создал многомиллионный народ!
     Здесь  главный  пафос  всей  жизни  ребенка,  и,  хотя  он сам почти не
замечает   тех   гигантских  усилий,  при  помощи  которых  так  планомерно,
целесообразно  и  деятельно  совершает  он  этот  процесс,  все  же я не раз
наблюдал,  что безупречно правильное усвоение речи является для многих детей
предметом честолюбия и гордости.
     К  сожалению,  я  не  располагаю  достаточным  количеством  материалов,
которые  давали  бы  мне  право  утверждать, что это благородное честолюбие,
основанное  на жажде интеллектуальных побед, свойственно всем без исключения
детям,  но  даже те случайные сведения, которые удалось мне собрать, говорят
о широкой распространенности этого чувства.
     Впервые  оно  поразило меня при встрече с Юриком, двух с половиной лет,
который однажды обмолвился и сказал вместо винтики - тинтики.
     Его поправили, и он заявил, не смутившись:
     - Это Боря сказал тинтики, а Юрик сказал: винтики.
     Среди  близких знакомых Юрика никакого Бори тогда не было, Юрик изобрел
этого  Борю  специально  затем,  чтобы  взваливать на него все свои ошибки и
промахи, а себе приписывать непогрешимость речи:
     - Это Боря сказал: мамовар, а Юрик сказал: самовар.
     - Это Боря сказал: дан-дан, а Юрик сказал: чемодан.
     Изобретя  несуществующего  Борю  и  нагрузив его всеми своими ошибками,
хитроумный  малыш  обеспечил  себе  полный душевный комфорт. Благодаря этому
небывалому  Боре  сам он при всех обстоятельствах всегда и везде ощущал себя
безупречным  знатоком  языка,  получая  вдобавок  возможность издеваться над
побежденным  соперником. При помощи такой махинации двухлетний человек раз и
навсегда застраховал себя от обид, наносимых его самолюбию.
     Всякая  новая  ошибка только возвышает его в собственном мнении, всякая
неудача  ощущается  им  как новый триумф. Но до чего, значит, мучительно для
самолюбия  детей  сознание  своего  неумения,  своей неспособности! До чего,
значит,  невыносима  для Юрика мысль о его ошибках и слабостях, если он счел
необходимым   изобрести   двойника   и,   наградив   его   своими  ошибками,
неукоснительно полемизирует с ним!
     Чем  больше  я вглядывался в двухлетних-трехлетних детей, тем яснее мне
было, что этот Юрик не исключение, а правило.
     Точно  такой  же  эпизод  сообщает французский романист Жорж Дюамель об
одной трехлетней парижанке:
     "Она  страшная  шалунья, хитрая и изобретательная. Она производит опыты
над  человеческой  речью.  Но  для  того чтобы избежать ответственности, она
приписывает их воображаемому брату".
     Ведь это слово в слово то самое, что проделывал Юрик.
     То же сообщает мне и Галина Дмитриевна Катанян о своем сыне:
     "Когда  ему было три года, он выдумал себе брата Васю-Касю, на которого
валил  все свои ошибки. Этого брата он представлял себе так живо, что ревел,
когда  я  ему говорила, что не пущу Васю-Касю к нам, и оставлял ему конфеты,
пряча их под подушку".
     Такой же случай сообщает мне В.Подключникова из Иркутска:
     "Трехлетняя  Клара  ошиблась  и назвала мой капот компотом. Это вызвало
общий  смех.  Стали  говорить,  что на самой Кларе надета каша, на ее сестре
Ляле  -  кисель  и  т.д.  Клара  смеялась  вместе  с  нами, и в конце концов
заявила:  "Эта  Ляля  такая  чудачка.  Надо  говорить: капот, а она говорит:
компот".
     О  необходимости  борьбы  с  этими  ребячьими  уловками  напоминает мне
Д.Я.Фельдман (Москва).
     "У  моего  сына Додика, - пишет она, - существовала мифическая личность
"Андрюша".  Этот  Андрюша  был виновником всех его прегрешений, и нам стоило
многих  трудов  убедить его в том, что надо быть мужественным и уметь честно
признавать свою вину, не сваливая ее на Андрюшу".

Корней Чуковский «От двух до пяти»





Комментариев нет:

Отправить комментарий