вторник, 12 марта 2013 г.

Ежедневные занятия с ребёнком 2х лет, 11-15 марта





«Ребенок изменился.

С ребенком что-то случилось. Мать не всегда может сказать, в чем заключается перемена, зато у нее уже готов ответ на вопрос, чему эту перемену следует приписать.
- Ребенок изменился после появления зубов, после прививки оспы, после того, как его отняли от груди, после того, как он вывалился из кровати. Уже ходил - и вдруг перестал, просился на горшок - снова пачкает штанишки, "ничего" не ест, спит неспокойно, мало (или слишком много); стал капризным, слишком подвижным (или вялым), похудел.

Другой период:

после того, как пошел в школу, после возвращения из деревни, после кори, после того, как выкупался, несмотря на запрещение, после того, как испугался пожара. Меняются не только сон и аппетит, меняется и характер: раньше слушался - теперь своевольничает, раньше быстрый – теперь расхлябанный и ленивый. Бледен, осанка отвратительная. Вдобавок какие-то гадкие выходки. В чем дело? - дурная компания, заучился, а может, заболел?
Двухлетняя работа в доме сирот, скорее наблюдения за детьми, нежели их изучение, позволили мне прийти к выводу, что все то, что известно под названием "неуравновешенность переходного периода", в менее резко выраженной форме ребенок переживает несколько раз в жизни. Это такие же "критические" моменты развития, только они менее заметны, а потому пока недооцениваются наукой.

Стремясь к единству во взгляде на ребенка, иные склонны рассматривать его как усталый организм. Этим они объясняют его повышенную потребность во сне, слабый иммунитет к болезням, уязвимость органов, низкую психическую выносливость. Эта ( в общем) справедливая точка зрения годится не для всех этапов развития ребенка.

Ребенок попеременно бывает то сильным, живым, веселым, то слабым, усталым и мрачным. Когда он заболевает в критический период, мы склонны считать, что болезнь уже коренилась в нем, я же думаю, что болезнь гнездилась в области, на какое-то время ослабленной, или что она, притаившись, ждала наиболее благоприятных условий для нападения, либо, случайно залетев извне и не встретив сопротивления, расхозяйничалась в организме.

Если в будущем мы перестанем делить циклы жизни на искусственные "младенец, ребенок, юноша, взрослый, старик", то основой для деления на циклы окажется не рост и внешнее развитие, а те еще неизвестные нам глубинные преобразования организма как целого, от колыбели до могилы, на протяжении двух поколений, о которых говорил Шарко в своем докладе об эволюции артрита».

Януш Корчак «Как любить ребёнка»





Дорогие Друзья, спасибо вам за понимание и ожидание! Мы выздоровели. Как же тяжело болеть долго и с высокой температурой... Возвращаемся теперь к обычному ритму:) !!! Две недели Фёдор не был у бабушки на выходных. Лечились...


11 марта, понедельник



Слоги: на-не-нё-ни-на-ну  (по слогам смотрите раздел по развитию речи малыша и пост от 5 ноября);



Пальчиковая гимнастика  (тексты для пальчиковой гимнастики смотрите в разделе: развитие речи малыша);



Занятие № 1. Математическое развитие

Освоение простейших геометрических фигур: шар, куб (по программе). Мы знаем больше фигур, так получилось. Я никогда не требую от ребёнка знать больше нормы, просто временами выходит само собой, так как сыну интересно, он задаёт вопросы, запоминает, когда мы в процессе занятия называем многие геометрические фигурыJ.

Сегодня к нам на занятие пришёл тигрёнок, он хочет, чтобы мы показали ему шарик и кубик. Поможем нашему полосатому другу из сказки? А еще тигрёнку очень хочется научиться отличать и называть цветаJ.

1 Из предложенных фигур выделяем шар и куб. Сравниваем объёмные фигуры (шар и куб) и изображение таких же фигур на картинках (необъёмных). Называем цвета геометрических фигур.

Соотнесения фигуры и отверстия, соответствующего данной фигуре (это удаётся довольно быстро, просто вызывает особый интерес, поэтому мы периодически возвращаемся к этой игреJ).

2 Счёт. Считали игрушечные брёвнышки (от одного до трёх).
Столько же, сколько и там (игра).

Занятие № 2. Речевое развитие

Занятие проходило совместно с Ксюшей (ровесница Фёдора).

Картинки и иллюстрации по темам: явления природы, транспорт, животные.

Дети по очереди показывали картинки друг другу и называли их. Затем совместно со взрослым составляли фразу или предложение с данными словами. Если это вызывало затруднение, взрослый сам составлял предложение (или несколько) для того, чтобы дети запомнили фразы, связанные по смыслу и логически с данными словами. Занятие проходило очень интересно. Дети увлеклись и не хотели заканчивать игру около 40 минутJ.

Прогулка. Наблюдение

Зима не хочет уступать место веснеJ. Наблюдение за вьюгой из окна. Как раз пригодились фразы с речевого занятия по картинками про метель (вьюгу). Сын смотрел в окно и перечислял все фразы и предложения, которые он запомнил после занятияJ. Вечером, когда потеплело, прогулка по сугробам. Наблюдение за подъёмным краном с папойJ.

Занятие № 3. Музыкальное развитие

Музыкальные инструменты: рояль и металлофон (совместно с Ксюшей). «Делали» музыку (как выразились дети)J! Сравнивали звучание этих инструментов.

Вечерняя сказка: книга «Радуга Дуга» с рисунками Ю. Васнецова (русские народные тексты).

Массажный коврик (ходим по нему ножками).







12 марта, вторник



Слоги: па-пе-пё-пи-по-пу



Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Аппликация (ватой)

Шубка для овечки. У овечки очень тёплая шуба. Художник забыл нарисовать овечке шубку (шёрстку), давай сделаем её сами, чтобы овечке было теплоJ.
Такая потрясающая овечка получилась. Сначала предложила ребёнку нарвать вату маленькими кусочками из «катушки». Потом – намазали овцу клеем пва, а сын сам прикладывал пучочки ваты на клей по контуру. Такая шкодная овечка получиласьJ.


Занятие № 2. Речевое развитие

Ирина Токмакова «Дуб»

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.

Вопрос: а в какой книжке мы вчера тоже читали стихотворение про дуб и рассматривали картинку дуба с желудями? Правильно, в книге «Радуга Дуга». Ребёнок самостоятельно находит нужную страницу с картинкой и стихотворением. Вместе сравниваем изображённые дубыJ.

Мир природы. Стихотворения про времена года из полной хрестоматии для дошкольников.

А. Н. Плещеев «Сельская песня» (беседуем про ласточку, про то, как она щебечет)

А.В. Кольцов «Весною степь зелёная» (сложновато для такого возраста, на мой взгляд. Заявлено от 1-3 лет)

Прогулка. Наблюдение

Навалило снега больше, чем зимойJ. Взяли санки и поехали вечером кататься под снежными хлопьямиJ. Накатались по весенним сугробамJ. Набегались по снегу свежему. Ходили на горку. Гуляли с Анатолием (1,5г). Наблюдали за трактором, расчищающим тротуарJ.

Занятие № 3. Социальный мир

Продолжаем заниматься по тематическим картинкам (фрукты, офощи, ягоды). Называем, составляем фразы, предложения, отвечаем на вопросы. После перерыва ребёнку стало интересно вдвойне, так он и соскучился по своим иллюстрациям и кое-что подзабылJ.  

Вечернее чтение: самостоятельно смотрел книги и выбирал, что мы будем читатьJ, выбрал стихотворение про «Олиных помощников»J. Мы его несколько недель назад читали ужеJ.

Е. Карганова

«Олины помощники»

Оля весело бежит,
Скачет по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле...НОЖКИ!

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле...УШКИ!

Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле...РУЧКИ!

Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле...ЗУБКИ!

Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле...ГЛАЗКИ!

Больше ничего не захотел читать, потому что уже пахло пирогом из духовкиJ. Побежал кушать с папойJ.

Массажный коврик (ходим по нему ножками).









13 марта, среда



Слоги: са-се-сё-си-со-су


Пальчиковая гимнастика

Из книги «Развиваем моторику руки» (серия «Ладушки», автор и художник Сергей Михалков).

Картинки к этим стихам смотрите в посте от 21-25 января, 2013 год

  • Зайка кулачок зажал
  • И кузнечика поймал.
  • Пальчики свои разжал,
  • И кузнечик ускакал

  • Пальчики, как ножки,
  • Ходят по дорожке.
  • По тропиночке пойдешь -
  • В гости к белке попадешь.


  • Режет ножницами ежик
  • Ткань для новеньких сапожек.
  • Так же пальчики сложи-
  • Ножницы нам покажи.

  • Мышонок в лодочке плывет,
  • Лисенка в лодочку зовет.
  • Ладошки правильно сложи -
  • И лодочку нам покажи.

  • Щенок все время баловался
  • И дома под замком остался,
  • Чтоб выбраться щенок не смог -
  • Сложи из пальчиков замок.

  • Мишка по лесу гулял,
  • Шишки он щелчком сбивал.
  • Щелкаем по шишкам,
  • Как веселый мишка.

  • Каждый пальчик- это птичка.
  • Вот сорока, вот синичка,
  • Дятел, филин, воробей-
  • Покажи их всех скорей.


  • Бабочка крылом махала,
  • Над цветочками порхала.
  • Ручки крыльями сложи
  • И, как бабочка, кружи.

Занятие № 1. Математическое развитие

Освоение простейших геометрических фигур. Прямоугольник, треугольник, квадрат. 
В гости к нам из книжки пришёл Мишка и принёс свой волшебный сундучок с геометрическими фигурами (объёмными и нарисованными на картинках)! Давай играть вместе с Мишкой?

1 Называем фигуру и её цвет (доставая из сундучка).

2 Игра «Найдём треугольник, квадрат и прямоугольник» (синий, зелёный, жёлтый).

3 Посчитаем фигуры (от 1 до 3). Треугольников столько же, сколько и квадратов.

4 Сравниваем объёмные фигуры и необъёмные.

- Давай поблагодарим Мишку за интересные игры. Что мы ему скажем? (Спасибо!)

Занятие № 2. Рисование. Акварель

«Облака» (можно включить песенку «Облака – белогривые лошадки»). На заготовке изображено поле с цветами, небо и солнышко. Цветочкам очень жарко под солнышком, им нужно помочь и нарисовать облакаJ.

Прогулка. Наблюдение

Наблюдали за кошкой, которая резвилась в снегу и бегала. Солнце светит ярко. На крышах сосульки. Вчера выпало много снега, а уже сегодня он начинает таять под весенним солнышком. Наблюдая за работой дворника, сами собирали снег лопаткой в ведеркоJ.

Занятие № 3. Физическое развитие
Ходьба «гуськом» (на корточках). Игра «Домик открывается, домик закрывается» (ползание с препятствиями).

Вечернее чтение: С.Д. Дрожин «Всё зазеленело…» , А.А. Фет «Уж верба вся пушистая», Ф.И. Тютчев «Зима недаром хмурится» (из полной хрестоматии для дошкольников).

Массажный коврик (ходим по нему ножками)











14 марта, четверг



Слоги: са-се-сё-си-со-су

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Лепка

«Колючки на спину дракончику», техника: колбаски из пластилина, защипывание. Занятие совместно с малышом, можно выполнять одновременно. На листе-заготовке нарисован дракон с «голой» спинойJ.

Скатать длинную «колбаску», большим и указательным пальцами сделать на ней несколько защипов. Это и будут колючке на гребне драконаJ. Приклеить гребни на спину дракону (каждый приклеивает гребни своему дракону).

Занятие № 2. Речевое развитие

Ирина Токмакова «Рябина»

Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.

То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?

Беседа по содержанию стихотворения.

- Помнишь, как голуби тоже не хотели есть рябину, ели только яблочки. 
Описываем рябину словесно (какая она).

П.С. Соловьёва «Подснежник»

Давай найдём картинку с подснежником, чтобы вспомнить, какой это красивый цветок. Тематические картинки «На лесных тропинках» (называем, описываем).

Прогулка. Наблюдение

Наблюдали за огромным жёлтым грузовиком, который вываливал снег из кузова.
Наблюдали за дворником, у которого была необычная огромная лопата для уборки снега.
Описывали словами ветер на улице (сильный, холодный).

Занятие № 3. Музыкальное развитие
Танцевали под ритмичные современные песенкиJ.

Вечернее чтение: музыкальная аудиопостановка «Конёк горбунок» с исполнении Олега Табакова.

Массажный коврик (ходим по нему ножками).











15 марта, пятница


Слоги: та-те-тё-ти-то-ту

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Рисование

«Веснушки у Незнайки»
Рисование точек тонкой кисточкой. Красная и жёлтая краски (смешиваем). Объясняем, что при смешивании красок получается новый цвет (оранжевый).

Занятие № 2. Речевое развитие (с элементами театрализации)

Программа «Детство», страница 31

«Песня-песенка»

Цель: закрепление правильного звукопроизношения; развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Материал: кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход занятия:

Взрослый сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; чётко произносит звукоподражания и добивается этого от ребёнка при ответах на вопросы по рассказу.


Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
- Ты спой, Мурка!
- Мяу, мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- А ты, мишка?
- Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой!
- Квак-квак-квак, проквакала лягушка.
- А ты, кукла, что споёшь?
- Ма-ма, ма-ма!
Складная песня!


В конце рассказа ребёнка спрашивают:

- Как поёт кошечка?
- Как поёт мишка? И так далее…
При этом можно показывать персонажейJ.

Прогулка. Наблюдение

Весна начинает вступать в свои права, побеждает зиму. Снег начинает таять, на крышах огромные сосульки. Радостно щебечут воробьи, радуются яркому весеннему солнышку!

Занятие № 3. Музыкальное развитие
Слушали Детское радио J, спокойные мелодии перед сном.

Вечерняя сказка: «Волшебная шкатулка» (японская сказка, книга из коллекции «Комсомольской правды» с прекрасными рисунками).

Массажный коврик (ходим по нему ножками)











«Существуют  не  только  слова,  а  целые  фразы,  которые вновь и вновь
создаются детьми.

Когда-то я опубликовал в своей книжке выражение моего младшего сына:
- Посоли сахаром!
Потом,   лет   через  двадцать,  услышал  такую  же  фразу  от  другого
трехлетнего   мальчика,  а  теперь  нахожу  ее  вновь  в  недавнем  дневнике
Н.А.Менчинской,  которая  записала  о  своем сыне (четырех с половиною лет):
"Употребил такое выражение: "посоли сахаром".

Было  бы  небесполезно  составить  словарь,  таких общедетских речений,
изобретаемых  сызнова  чуть не каждым трехлетним-четырехлетним ребенком. Они
схожи,  а  порой  и  тождественны,  так  как  взрослые, в лице бабок, отцов,
матерей,  воспитателей,  не  только  внушают  каждому  ребенку  одинаковые -
общенациональные   -   принципы   построения  речи,  но  и  дают  однородный
строительный материал. И один изобретатель отлично понимает другого.

"Одинаковые  принципы"?  "Однородный строительный материал"? Еще недавно
к  таким  утверждениям  было  принято  относиться  враждебно.  Их  объявляли
антинаучною  ересью.  Считалось,  что  буржуазные  дети  говорят на каком-то
другом  языке,  чем  дети,  рожденные  в  семье  пролетариев, и что принципы
построения речи не могут быть у тех и других одинаковыми.

Поэтому  редакторы  требовали,  чтобы  я,  говоря о каком-нибудь слове,
произнесенном  трехлетним  ребенком,  всякий  раз,  во  что  бы  то  ни стало
указывал,  к  какому  социальному  слою  принадлежит названный мною малыш, и
демонстрировал  бы  при  этой  оказии,  какая  глубокая пропасть лежит между
языком "Пети Буржуйчикова" и языком "пролетария Симы".

Ибо  в  то  время  многие лингвисты, философы, литературоведы, историки
ошибочно  считали  доказанным,  будто  каждый  язык  есть непременно явление
классовое.

Но  теперь,  когда мы окончательно утвердились в той истине, что язык у
всех  классов  данного  народа  один,  стало до очевидности ясно, как дики и
бесплодны  попытки  найти  коренные  различия  в языке двухлетних-трехлетних
детей, к какому бы социальному слою ни принадлежали их семьи.

Развитие  языка  совершается  у всех малышей по одним и тем же законам:
все  русские дети равно оглаголивают имена существительные, удваивают первые
слоги,  выбрасывают трудные согласные, борются с нашей метафорической речью,
называют  сухарики  кусариками,  лопатки - копатками, пружинки - кружинками.

Ведь  все  без  исключения  русские  дети  черпают  свои языковые ресурсы из
одного  и  того же словарного фонда, подчиненного одной и той же грамматике.
Хотя,  конечно,  социальная  среда  не  может  не  влиять в какой-то мере на
лексику  того  или  иного  ребенка,  но  методы  ее  усвоения везде и всегда
одинаковые».

Корней Чуковский «От двух до пяти»



Комментариев нет:

Отправить комментарий