среда, 6 февраля 2013 г.

Занятия с ребёнком 2х лет, 4 - 8 февраля





«Среда догматизма


Традиция, авторитеты, ритуалы, безукоснительное выполнение долга - определяющий основной жизненный принцип. Дисциплина, порядок, честность. Серьезность, душевное равновесие, бесстрастность как высшая форма владения собой, признак устойчивости, неуязвимости, уверенности в себе и в правильности своих поступков. Аскетизм, самообладание, ежедневный труд, строгое соблюдение нравственной гигиены, ни малейшего отступления от норм морали.

Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правд, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, неукоренившихся повторением изо дня в день.
Если в этой среде уверенность в себе не перерастает в самодурство, простота - в примитивность, она плодотворна для воспитания. Она ломает ребенка, чуждого ей по духу, но высекает превосходного человека, который ответит уважением своим воспитателям за то, что те не забавлялись им, а трудным путем вели к поставленной ими цели. Неблагоприятные условия жизни, тяжелая физическая нагрузка не меняют духовной сущности этой среды. 

Тщательность исполнения здесь перерастает в труд до мозолей, спокойствие – в смирение, самоотреченность - в стремление выстоять любой ценой, робость и исполнительность, которые порой воспитываются ею, искупаются уверенностью в своей правоте и доверием к себе. В данном случае пассивность и консерватизм - не слабость, а сила, которая оказывает сопротивление чуждым влияниям и злой воле.
Догмой может стать все и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние...

 

Среда идейная

Ее эффект не в духовной стойкости, а в натиске, напоре, в активности. Тут не работают, а созидают. Действуют, а не выжидают. Здесь нет долга - есть добрая воля. Нет догм - есть задачи. Нет равнодушия - есть воодушевление, энтузиазм. Для человека, воспитанного этой средой, внутренний регулятор его отвращение к грязи и нравственный эстетизм. Случается, что он на минуту возненавидит, но никогда не будет презирать. В основе его терпимости не сознание несовершенства человеческой натуры, а уважение к человеческой мысли, горделивая радость от ее свободного парения, от ее способности подниматься на любую высоту и проникать в любые глубины. Смелый в своем деле, он чутко улавливает отзвуки чужих молотков, с интересом ждет завтра, его неожиданностей и чудес, открытий и заблуждений, борьбы и сомнений, новых суждений и переоценок.

Если догматическая среда способствует воспитанию ребенка пассивного, то среда идейная годится для посева инициативных детей. Тут, я думаю, таятся истоки ряда досадных сюрпризов: одному дают десяток заповедей, высеченных на камне, в то время как он жаждет высечь их сам в своей душе, другого же заставляют искать истину, которую ему свойственнее получить готовой. Не заметить это можно, если приближаешься к ребенку с уверенным "я сделаю из тебя человека", а не с вопросом: "чем можешь ты стать, человек?"»
Януш Корчак «Как любить ребёнка»






Выходные прошли довольно весело. Ездил с бабушкой и дедушкой гулять в лес и в конный клуб. Кормили белочек, накладывали лакомства в кормушки для птичек и белочек. Катались на ледянке. А потом пекли с бабулей колобки в духовке. Вот было радости:)!


4 февраля, понедельник

Слоги: ры-рэ-рю-ря

Пальчиковая гимнастика (для тех, кто читает впервые, предлагаю посмотреть про слоги и пальчиковую гимнастику разделы блога по развитию речи малыша и пост от 5 ноября 2012г.).


Занятие № 1. Математическое  развитие

Подбор картинок (предметов для заданной группы). Игра «Лото» (новое). Тётя Лена подарила нам новую игру, которая называется «Лото». Давай играть.
- Смотри, лото квадратной формы. На каждом квадратике своя картинка. Что нарисовано на картинках? Много всего интересного: животные, птицы, жители моря, машины, фрукты, овощи, ягоды и тд.

1 Давай сначала найдём всех животных, которые здесь есть. Положим их слева.
- Кого мы нашли, назови? (ребёнок выбирает сам или с вашей помощью). Надо посчитать, сколько же животных у нас получилось?

2  Теперь найдём то, что растёт в саду. Какая интересная игра, правда? Тебе интересно? Называй всё, что растёт в саду, и подавай мне. В саду растут фрукты, овощи и ягоды. Посчитаем?

3 Квадратиков с какими картинками получилось больше (с животными или садовых)? Давай посчитаем?


Занятие №2. Речевое развитие

Рассказ на тему «На чём люди ездят». Совместный рассказ. Я начинаю, побуждаю ребёнка к диалогу.
- Давай еще найдём в «Лото» картинка с машинами. Побуждаете ребёнка рассказать что-нибудь по каждой картинке, дополняете, задаёте наводящие вопросы.
- Что нарисовано на этой картинке (легковой автомобиль, автобус, эксковатор)?

1 Кто ездит на этом транспорте?
2 Для чего нужен этот транспорт?
3 Когда и где ты видел этот транспорт?
4 Какого цвета, большой или маленький, есть ли у тебя такая игрушка? Как ты с ней играешь? И тд

Дальше – стихотворения:



А.Барто

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!


Е. Карганова

«Олины помощники»
Оля весело бежит,
Скачет по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле...НОЖКИ!

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле...УШКИ!

Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле...РУЧКИ!

Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле...ЗУБКИ!

Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле...ГЛАЗКИ!

Прогулка. Наблюдение

Интерес у кормушкам и тому, из чего они сделаны. Рассматривали кормушки, описывали их, накладывали в них корм для птиц.
Кормили голубей и воробьёв хлебом. Наблюдали через окно за трактором, стоящим в гаражеJ.

Занятие № 3. Музыкальное развитие
Моцарт

Вечерняя сказка: В. Бианки «Лис и мышонок», В. Орлов «Хрюшка обижается».





У Шарика – новый
Лиловый берет.
У козлика – красный,
Атласный жилет.
У курицы – бантик.
У кошки – сапожки.
У двух петухов –
По гармошке.

Все очень довольны,
А хрюшка сердита.
В слезах отвернулась
Она от корыта:
Ей хочется новый
Лиловый берет,
Ей хочется красный
Атласный жилет,
Ей хочется бантик,
Сапожки
И две петушиных
Гармошки.

Но только о ней
Не подумал никто –
Ей дали не то,
Совершенно не то!
А то, что она
Не любила:
Ей дали мочалку
И мыло.








Коврик массажный (ходим по нему ножками).




5 февраля, вторник

Слоги: сы-сэ-сю-ся
Книга «Звуки и слова» Сергея Михалкова (текст в разделах прошлой недели).

Пальчиковая гимнастика.  Книга Сергея Михалкова «Развиваем моторику руки» (текст книги тоже есть в разделах прошлой неделиJ)

Занятие № 1. Аппликация
Аппликация из пластилина «Лепестки подсолнуха».
Нарисуйте два подсолнуха (это несложно J), один – с лепестками, а второй – без них. Задание выполняете по очереди или совместно с ребёнком. Мы делали вместе J.
1 катаете колбаски из пластилина жёлтого цвета;
2 расплющиваете эти колбаски, получается «лента»;
3 с помощью стеки делаете на этой «ленте» надрезы по краю, чтобы      получилась бахрома;
4 приклеиваете эту бахрому вокруг сердцевины  нарисованного подсолнуха, получаются лепестки.

А теперь расскажите ребёнку, что в сердцевине подсолнуха созревают семечки, из которых делают подсолнечное масло.



Занятие № 2. Речевое развитие

С. Я. Маршак «Мэри»
(чтение стихотворений с выразительной интонацией), вопросы по содержанию.

У маленькой Мэри
Большая
потеря:
Пропал ее правый башмак

В одном она скачет
И жалобно плачет
, -

Нельзя без потери никак!

Но, милая Мэри,
Забудь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим
готовый,

Но только смотри
береги!
***
- Вам сколько лет, вам сколько лет,
Мой друг, со дня рожденья?
- Трех еще нет, трех еще нет,
А будет в воскресенье.


Чтение  сказки М. Пляцковского «Однажды утром». Беседа по содержанию, отвечаем на вопросы.


Прогулка. Наблюдение

Дороги завалены подтаявшим снегом, потому что трактор давно не расчищал двор возле нашего дома. Наблюдение за работой дворника. Описывание его инструментов (какая у него лопата, для чего она нужна, какого цвета метла и тд). Качели, санки, общение со сверстникамиJ. Ходили в магазин за сметаной.


Занятие № 3. Социальное развитие

1 Продолжение темыJ.

Игра «В магазине». Небывалый интерес у нас сейчас вызывает момент, когда надо расплачиваться за покупки на кассеJ. Так и поиграли, ребёнок выбирал продукты в магазине, складывал их в сумочку, доставал свои денежки из своего кошелька и расплачивалсяJ! На кассе у нас была лошадка ЮляJJJ.


2 Беседы по иллюстрациям:

а) удивительные животные из джунглей;
б) животные, которые живут в лесу;
в) птицы.


Вечерняя сказка: книга сказок Сутеева (чтение по выбору ребёнка).

Массажный коврик ортопедический








6 февраля, среда

Слоги: ты-тэ-тю-тя

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Математическое развитие +2 Рисование

«Весёлый лабиринт»

Выделение отдельных предметов из группы. Определение цвета, размера, формы предметов, геометрических фигур путём зрительного, осязательного и двигательного обследования.
Сегодня мы совместили два занятия: математику и рисование.
Альбом, набор новых фломастеров, логическая детская игра «Лабиринт» для малышей.
- Давай искать фигуры в лабиринте, подбирать фигуры такого же цвета и рисовать эти фигуры в альбоме.

- Найди в лабиринте красный шар, теперь выбери красный фломастер. Будем рисовать такой же красный шар?

- Какой мне нарисовать (большой или маленький шар?) Где нарисовать (в какой части альбомного листа?). Потом ребёнок сам попросил: «Нарисуй еще шар побольше, а теперь очень большой шар нарисуй».
Затем я рисовала контуры, сын разукрашивал. Потом и сам стал пытаться рисовать кружочкиJ.

Далее мы проделали то же самое с фигурами других цветов (жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый).

Лабиринт примерно такой (только больше и на квадратном основании): 





Прогулка. Наблюдение

Видели огромную стаю воробьёв, Фёдор сказал, что это гули кушать полетелиJ. Изучали (на вид и на ощупь) новый, белый, пушистый снежок, наблюдая за снегоуборочной машинойJ.

Занятие № 3. Физическое развитие

Игры:  «Догонялки», «Прятки», «Пинай мяч!»

Вечерняя сказка: «Дикие лебеди», «Дюймовочка» (адаптированные для малышей)

Коврик массажный (ходим ножками)








7 февраля, четверг



Слоги: фы-фэ-фю-фя

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Лепка

«Кокосы для обезьянки», техника: шарики из пластилина.

Нарисованы две пальмы, а между ними на травке сидит и грустит маленькая обезьянка. Может быть, она хочет кушать?

- Сделаем кокосовые орехи из коричневого пластилина и прилепим их на пальму?

Занятие прошло довольно интересно, ребёнок делал всё очень увлечённо! 

Потом придумал еще банан желтый обезьянке слепить и дать в лапку. Потом смотрю, он катает маленькие красные шарики. Спрашиваю, для чего это?

- Это будут красные ягодки тоже обезьянке покушать!
- А разве ягоды на пальме растут, сынок?
- Нет, на пальме не растут, а я их на траву под пальму прилеплю, там ведь могут расти красные ягодкиJJJ!

Занятие № 2. Речевое развитие

- Давайте мне читайте сказки Сутеева, мама и папа. Вот и читалиJ

Прогулка. Наблюдение

На саночках катались с Наташей (2г) и Надей (7л). Держали в руках огромные сосульки, которые тётя Лена прямо с крыши оторвалаJ. Качались на карусельке и качелях.

Занятие № 3. Музыкальное развитие
Чайковский

Вечерняя сказка: опять читали СутееваJ.

Массажный коврик (ходим по нему ножками).









8 февраля, пятница


Слоги: хэ-хы-хю-хя

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Рисование «Зёрнышки для цыпляток».

Техника: рисование точек ватной палочкой, гуашь жёлтого цвета.
Курочки, цыплята и петушок проголодались. Давай нарисуем им зёрнышки, чтобы они поклевали их. Сначала можно выполнить на своём листе-заготовке самому, комментируя ребёнку свои действия, чтобы потом малыш самостоятельно проделал то же самое на своём листочке. Мы делали совместно.

Занятие № 2. Развитие речи (с элементами театрализации)
Рассматривание игрушек,  словесное описание игрушек-рукавчиков.

- Сегодня к нам в гости пришли жираф и слоник. Давай придумывать историю про них, чтобы им стало очень интересно!
- Какого цвета слоник, а какого жирафик? Какие у них носики, ушки, глазки, лапки?
- У слоника есть хобот, а у жирафика? А что еще есть у слоника? (бивни) и тд.
Ребёнок с интересом включается в диалог, отвечая на вопросы, начинает рассказывать сам.
А теперь история! J
- Где живут слоник и жираф? В скобочках буду писать ответы ребёнка (жираф живёт в своём домике, а слон на кресле нашем живёт).
- Что они любят делать вместе, во что играют? (гулять ходят и прыгают на кровати).
- А как они оказались у нас дома? (взяли и пришли) J Тут я не выдержала и добавила, что их нам Дедушка Мороз принёсJ
- А где они были до этого? (где-то были до этого!) и тдJ
Занятие прошло интересно.

Прогулка. Наблюдение

Наблюдали за машиной-вышкой, которая поднимала рабочего к крыше. Рабочий сбивал палкой огромные снежные глыбы и сосульки. Перекрыли движение транспорта, сыну было чрезвычайно интересно наблюдать за этим зрелищем JJJ.
Катались на саночках с Толей (игра J «Кто быстрее» получилась).

Занятие № 3. Физическое развитие

Бег, игра в прятки, прыжки.

Вечерняя сказка: читали с папой книгу скороговорок для малышей. Фёдор так забавно повторял скороговорки, заодно и звуки попроговаривали! J

Коврик массажный (ходим по нему ножками)





«Иногда,  впрочем, дети великодушно снисходят к заблуждениям взрослых, и
полемика   завершается   полюбовным  размежеванием  двух  различных  "систем
языка".
     - Мама,   -   предлагает   четырехлетняя   Галка  Григорьева,  -  давай
договоримся.  Ты  будешь  по-своему  говорить "полозья", а я буду по-своему:
"повозья". Ведь они не "лозят", а возят.
     Но  такая  покладистость  -  явление  сравнительно  редкое.  Чаще всего
ребенок   защищает   свою  версию  горячо  и  упрямо,  не  допуская  никаких
компромиссов:
     - Почему ты говоришь - "колоть дрова"? Ведь дрова не колют, а топорят.
     Многие  ошибки  ребенка  объясняются,  по-моему, тем, что из нескольких
функций  той  или  иной  части  слова он усваивает всего лишь одну и начисто
отвергает другие.
     Заметив,  например, что суффикс  -ка-  придает многим словам уничижительный
смысл  (Ванька,  Сонька,  Верка  и  т.д.), ребенок не видит, что то же самое
окончание  -ка  обладает  иногда  другими свойствами и применяется при других
обстоятельствах.  Поэтому  он готов протестовать против этого «ка» даже тогда,
когда уничижительный оттенок отсутствует.
     - Ругаться  нехорошо:  надо  говорить  не  "иголка с ниткой", а игола с
нитой.
     Я спросил у трехлетней Оли:
     - Почему ты называешь веревку - "верева"?
     - А  тебе  приятно  будет,  - пояснила она, - если тебя будут Корнюшкою
звать?
     Она же с демонстративным упрямством называла свою кошку - коша:
     - Она  коша,  потому что хорошая; а когда она будет плохая, я назову ее
кошка.
     А трехлетний Игорь по той же причине называет белку - бела.
     Здесь  основная  причина  большинства  тех  словесных  ошибок,  которые
совершает  ребенок:  действуя  аналогиями, он не догадывается о многообразии
функций, выполняемых данной частицей слова.
     Обычно   ему  бывает  известна  всего  одна-единственная  функция  этой
частицы,  и  всякий  раз,  когда мы выходим за пределы единственно известной
ему функции, он уличает нас в искажении слов.
     Таких  фактов  тысячи,  и  все  они  неопровержимо свидетельствуют, что
ребенок  в  меру своих умственных сил очень часто бессознательно анализирует
тот  языковый материал, который дают ему взрослые, и порою даже бракует его,
если  то  или иное речение почему-либо не соответствует общим грамматическим
или  логическим  нормам,  усвоенным ребенком ранее в процессе его общения со
взрослыми*.
     ______________
     *  Об  этом  "выравнивании  по  аналогии"  см.  книгу А.А.Реформатского
"Введение в языкознание", М. 1960, стр. 228.»
Корней Чуковский «От двух до пяти»



Комментариев нет:

Отправить комментарий