вторник, 19 февраля 2013 г.

Ежедневные занятия с ребёнком 2х лет, 18-22 февряля



«Среда успеха и карьеры

И здесь в ходу целеустремленность, но приводит к ней не внутренняя потребность, а холодный расчет. Здесь нет места для полноты содержания, есть только прикидывающаяся ею форма, лишь искусная маскировка пустоты, судорожные поиски престижных ценностей. Лозунги, на которых можно заработать, условности, перед которыми выгоднее склониться. Вместо истинных ценностей - искусная реклама. Жизнь не как чередование работы и отдыха, а как охота по следу и вечная беготня. Алчущая пустота, хищничество, чванство и в сочетании с подхалимством, завистью, недоброжелательством и злорадством.
Здесь детей не любят и не воспитывают, их здесь натаскивают. На них либо теряют, либо зарабатывают, их либо покупают, либо продают. Кивок, улыбка, рукопожатие-все вычислено, все известно заранее вплоть до супружества и плодовитости. Зарабатывают на всем - на денежных операциях, авансах, ордерах, связях в "кругах".
Если в такой среде и вырастает стоящий человек, то со временем обнаруживается, что это одна видимость, более тонкая игра, лучше подогнанная маска, и только. Однако случается, что и в этой среде расчета и гниения в душевном разладе и муках вырастает то самое "жемчужное зерно в навозной куче". Это свидетельствует лишь о том, что наряду с общепризнанным законом влияния среды на воспитание действует еще и другой - закон антитезы. Мы видим его проявления в тех случаях, когда скряга воспитывает мота, безбожник - верующего, трус - героя, этого уж не объяснить наследственностью.

 Закон антитезы основан на внутренней силе, которая противопоставляет себя влияниям, идущим из разных источников и использующим различные средства.

Это защитный механизм сопротивления, самообороны, нечто вроде инстинкта самозащиты духовной организации, чуткий, включающийся автоматически.
Нравоучения в воспитании дискредитированы уже в достаточной степени, зато влияния примера и среды до сих пор пользуются полным доверием. Отчего же они столь часто подводят?
Я спрашиваю, почему ребенок, услышав ругательство, хочет его повторить, несмотря на запрет, а подчинившись угрозам, все же сохраняет его в памяти?
Где источник той злой с виду воли, когда ребенок упрямится, хотя мог бы легко уступить?
- Надень пальто.
Нет, он хочет идти без пальто.
- Надень розовое платье. А ей (как назло) хочется голубое. Если не настаивать, ребенок может еще послушаться, если же настаивать, уговаривать или угрожать, он непременно заупрямится и подчинится только по принуждению.
Почему (особенно в период созревания) наше привычное "да" наталкивается на его "нет"? Не есть ли это одно из проявлений внутреннего сопротивления искушениям, идущим изнутри, а могущим прийти извне?
"Ирония судьбы заставляет добродетель жаждать греха, а преступление - мечтать о чистоте" (Мирбо).
Преследуемая вера завоевывает самых горячих приверженцев. Стремящиеся усыпить народное самосознание успешнее всех его будят. Может, я смешал тут факты из разных областей, однако довольно и того, что лично для меня гипотеза о законе антитезы объясняет множество парадоксальных реакций на воспитательские шпоры и удерживает воспитателя от слишком многочисленных, частых и сильных давлений даже в самом желаемом направлении.
Семейный дух? Согласен. Но где же дух эпохи; он останавливался у границ растоптанной свободы; мы трусливо прятали от него ребенка. "Легенда Молодой Польши" Бжозовского не спасла меня от узости взглядов».   Януш Корчак «Как любить ребёнка»





18 февраля, понедельник

Слоги: ба-бе-бё-би-ба-бу

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Математическое развитие

Игра «Что же изменилось?»

Счётные палочки разных цветов. Выкладываем фигуры: квадрат, два треугольника.

- Сегодня будем играть в прятки с фигурами. Хочешь, научу?
Сначала давай посмотрим на фигуры из палочек. Вот оранжевый треугольник, вот зелёный квадрат, а вот еще один треугольник жёлтого цвета. Запомнил? Назови теперь сам. Я показываю, а ты называй.

- А теперь закрывай глазки. В это время я убираю один треугольник. Чего не хватает?
Поначалу ребёнок говорил, что не понимает, чего не хватает. Я при нём положила треугольник на место. Потом при нём же его убрала. Опять попросила закрыть глаза и убрала треугольник другого цвета. Теперь игра пошла нормальноJ.

- Теперь выложим домик. Он состоит из квадрата и треугольника. Закрывай глазки. Убираю треугольник (крышу). Спрашиваю у ребёнка, чего не хватает. Теперь он быстро говорит, что крыша спряталась от домика. И так далее, импровизируйтеJ.


Занятие № 2. Речевое развитие

Ирина Токмакова «Ива»

Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?


Беседа по картинкам книги и содержанию стихотворения.

А.Н. Плещеев «Сельская песня»

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.


С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.


Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...


Беседа по картинкам книги и содержанию стихотворения.

Прогулка. Наблюдение

Лопатками убирали снег с Наташей, наверное, подражали дворникуJ. Как раз за ним на днях долго наблюдали.


Занятие № 3. Музыкальное развитие

Детские песенки из мультиков

Вечерняя сказка: Чуковский «Федорино горе»

Массажный коврик ( ходим по нему ножками)





    

19 февраля, вторник



Слоги: ва-ве-вё-ви-во-ву


Пальчиковая гимнастика (для тех, кто читает впервые, предлагаю посмотреть про слоги и пальчиковую гимнастику разделы блога по развитию речи малыша и пост от 5 ноября 2012г.).

Занятие № 1. Лепка 
(лёгкая масса для лепки)

Шарики разных размеров и цветов. Самый большой шарик, средний и самый маленький. Лепим, сравниваем. Используем разные цвета: розовый, фиолетовый, голубой. Совместное занятие (всё делаем вместе, сообщаJ).


Занятие № 2. Развитие речи

Корней Чуковский «Телефон». Беседа по иллюстрациям и содержания. Игра «Закончи фразу из сказки». Я начинаю предложение, ребёнок заканчивает (читаем уже не первый раз).

Прогулка. Наблюдение

Снег почти растаял, саночки больше не берем с собой на прогулку. Игра «Высоко-низко; быстро-медленно». Цель: различать перечисленные выше понятия, применять их в речи. Составляем предложения с этими словами. С Наташей чистили снег лопатками. Фёдор разгребал лавочку от снега.

Занятие № 3. Социальный мир

Общение со сверстниками. Совместные игры (дома) с Наташей. Надо делиться своими игрушками с друзьями и придумывать, во что можно поиграть этими игрушками вместе. Фёдор и Наташа придумали: резали игрушечные фрукты на липучках вместе. Поначалу не могли яблочко поделить, потом справились с этой трудностьюJ.

Вечерняя сказка: книга сказок Сутеева («Петух и краски», «Палочка-выручалочка»).

Массажный коврик (ходим по нему ножками)




20 февраля, среда

Слоги: га-ге-гё-ги-го-гу

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Математическое развитие

Игра «Раз, два, три, ищи!» Мозаика. Кладём две штуки: красную и зелёную (они достаточно большие по размеру).

- Закрой глазаJ (одну шт. прячем), а теперь открой и посмотри, какой мозаики не хватает?

Усложняем: кладём 3-5 деталей мозаики. Вновь просим закрыть глазки, а в это время убираем 1-2 шт.

- А теперь открывай глазки и посмотри, какие детальки спрятались?
Называем цвета мозаики. Что сделаем из мозаики? Пусть ребёнок проявляет инициативу, можете предложить сами (солнышко, цветок, облака и тд).

Занятие № 2. Рисование

«Хвост павлина», техника: рисование линий разных цветов (акварель).

- Представляешь, художник нарисовал павлина, но забыл про его прекрасный хвост. Нарисуем? Поможем павлину стать красивым?

- А найди в наших картинках про птиц павлина, чтобы мы могли посмотреть на его хвост. Тогда мы нарисуем правильноJ

Ребёнок находит, мы рассматриваем и начинаем рисовать. Сначала вы рисуете на своей заготовке, комментируя все свои действия малышу, затем предлагаете ему самому проделать то же самое на своём листе-заготовке.

Прогулка. Наблюдение

Катались на трамвае, не поверите, для сына это как аттракцион. Впечатлений сколько!!! Наблюдали за эвакуатором с мигалкой, который перевозил машину после аварии. Видели машину-вышку, сын вспомнил и назвал её. Наблюдали за мусоровозом JJJ.

Занятие № 3. Физическое развитие

Игры с мячом; игра «Беги ко мне!»; прыжки

Вечерняя сказка: «Идёт коза рогатая» с рисунками Ю. Васнецова. Чтение, беседа по картинкам, отвечаем на вопросы.

Коврик массажный (ходим по нему ножками).









21 февраля, четверг



Слоги: да-де-дё-ди-до-ду

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Аппликация

«Лепестки для ромашки», вырезанные из белой бумаги лепестки, клей-карандаш.

На листке-заготовке нарисована полянка, а на ней ромашка без лепестков. Ромашка потеряла свои лепесточки (ветерок их сдул), давай сделаем ей новыеJ!

Сначала выполняете сами на своей заготовке (все действия комментируете), потом ребёнок – на своей.

Занятие № 2. Речевое развитие

Ирина Токмакова «Ели»

Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.

А внучата-ёлочки ,
Тонкие иголочки -
У лесных ворот
Водят хоровод.

Сказка Сутеева «Мешок яблок» (по выбору ребёнка). Потом посмотрели мультфильм аналогичный (пятидесятых годов с достойной озвучкой).


Прогулка. Наблюдение

Изучали новую кормушку, которая привлекла наше внимание. На кормушке кто-то сделал добрые аппликации: птичка и домикJ. Вот мы и рассуждали, а для чего же ребятки так украсили кормушку, получилась занимательная беседа.

Занятие № 3. Музыкальное развитие
Моцарт

Вечерняя сказка: чтение книги со стихами А. Барто

Массажный коврик (ходим по нему ножками)





22 февраля, пятница

Слоги: жа-же-жо-жи-жо-жу

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Рисование  «Красная смородина»

Техника: рисование ватной палочкой. 

На листе-заготовке нарисован куст красной смородины, только ягод на веточках нет. Сначала вы сами выполняете задание на своём листе, комментируя свои действия. Потом предлагаете ребёнку выполнить это задание на его листе.

Занятие № 2. Речевое развитие (с элементами театрализации)

Лошадка Юля (игрушка-рукавчик) будет читать нам книжку, которую мы вчера с тобой прочитали лишь наполовину. 

Можно вообще устроить «представление» как в театре кукол: показывать лошадку из-за ширмы и читать стихиJ.

Мы начали занятие, которое продолжалось более часа, тк ребёнок просил, чтобы лошадка Юля читала ЕЩЁ! Потом у меня уже устала рука, на которую игрушка была надетаJJJ

Прогулка. Наблюдение

Наблюдали за стаей свиристелей, которые сидели на яблоне и клевали засохшие, замёрзшие яблочки (около 200 птиц, потрясающее зрелище не только для ребёнка, но и для меняJ). Ребёнок описывал птиц, захлёбываясь от положительных эмоцийJJJ.

Занятие № 3. Музыкальное развитие
Моцарт

Вечерняя сказка: читали с папой любимую книгу со скороговорками для малышей. Ребёнок продолжал скороговоркиJ. Это всегда забавно звучитJ. Потом перечитывали новогодние сказкиJ.

Массажный коврик (ходим по нему ножками).









Свежесть  реакций  ребенка  на  взрослую речь сказывается именно в том,
что каждую нашу идиому дети воспринимают буквально.
    
 - С  тобой  голову  потеряешь,  ей-богу!  - говорит, например, сердитая
мать.
     - Со мною не потеряешь: найду - подниму.
Про  какого-то доктора большие говорили в присутствии Мити, что денег у
него  куры  не  клюют.  Когда  Митю  привели  к  этому богатому доктору, он,
конечно, сейчас же спросил:
     - А где у тебя твои куры?
     Для  взрослых  всякая  такая  реализация  метафоры  является,  конечно,
сюрпризом.  Тот,  кто  сказал про старуху, будто она "собаку съела", даже не
заметил,  что упомянул о собаке. Тот, кто сказал о сварливых супругах, будто
они  "живут  на  ножах", не заметил в своей речи ножей. Тот, кто говорил про
богатого  доктора,  будто куры не клюют его денег, ни на минуту не подумал о
курах.  В  том  и  заключается  огромная экономия наших умственных сил, что,
оперируя   готовыми  штампами  речи,  мы  почти  никогда  не  вникаем  в  их
изначальный   смысл.   Но   там,   где   для   нас  -  привычные  комбинации
примелькавшихся  слов, стертых от многолетнего вращения в мозгу и потому уже
не  ощущаемых  нами,  для  ребенка - первозданная речь, где каждое слово еще
ощутимо.   Когда   мы   говорим   "навострить  лыжи",  у  нас  не  возникает
представление  о  лыжах  и о том, что для скорейшего передвижения на них, их
необходимо "вострить".
     Поэтому  ребенок  так  часто  попадает  впросак,  прислушиваясь к нашим
разговорам.  Когда, например, один трехлетний американец узнал, что на афише
цирка  напечатано:  "За  детей  -  полцены!"  (то  есть, иными словами, дети
платят  за  вход  половину),  он,  по словам Джемса Сэлли, обратился к своей
матери с просьбой:
     - Мама, купи мне ребеночка: они стали такие дешевые.

Двухлетняя  Джана,  которую  я  уже  цитировал  на  одной из предыдущих
страниц,  говорила  знакомым,  что  ее  мать  на  луне, так как неоднократно
слыхала от взрослых, что мать уехала в отпуск на месяц.


     Пятилетний Стася услышал по радио, что враги были под самой Москвой.
     - Значит, и под нашей террасой?
     Слова  "под  Москвой"  он  воспринял буквально и решил, что речь идет о
больших подземельях, прорытых под улицами и зданиями города.

 - Мама, что такое война?
     - Это когда люди убивают друг друга.
     - Не друг друга, а враг врага!
     Когда  мы  произносим  "друг друга", мы вполне резонно забываем, что то
слово,  которое  дважды  повторяется  здесь,  связано  с  понятием "дружба".
Только  благодаря  этому  забвению в нашей речи возможны такие обороты, как:
"они  ненавидят друг друга", "они пакостят друг другу" и т.д. Но для свежего
и  острого восприятия детей отказ от прямого значения слов невозможен, и они
требуют, чтобы люди сражались не "друг с другом", а "враг с врагом".
     Такая    критика    получаемого   от   взрослых   языкового   материала
представляется  мне  одним  из  очень  многих  путей, которые в конце концов
приводят ребенка к полному обладанию родной речью». 

Корней Чуковский «От двух до пяти»


Комментариев нет:

Отправить комментарий