четверг, 10 января 2013 г.

Занятия с ребёнком от 1 года до 2х лет

 

«Деревенский мальчик, вглядывающийся в небо и землю, в плоды и творения земли, знает диапазон возможностей человека.


Конь быстрый, ленивый, трусливый, норовистый; курица яйценосная; корова молочная; земля плодородная и неурожайная; лето дождливое, зима бесснежная. Везде он встречает нечто, что можно немного изменить или быстро исправить,  присмотром, трудом, палкой, но случается, конечно, и так, что ничего изменить нельзя.

У горожанина преувеличенные понятия о человеческих возможностях. Картошка не уродилась. Ну и что ж. Она ведь есть, просто за нее придется дороже заплатить. Зима - надеваешь шубу, дождь - калоши, сухо - поливают улицу, чтобы не было пыли. Все можно купить, со всем справиться. Ребенок болеет - вызовем врача, плохо учится - возьмем гувернера. А книга, подсказывая, что надо делать, способствует иллюзии, что всего можно добиться.
Как же тут поверить, что ребенок должен быть тем, чем он есть, что, как говорят французы, золотушного можно выбелить, но нельзя вылечить.

Если я хочу, чтобы худой ребенок прибавил в весе, я делаю это медленно, осторожно, и вот удача: прибавил целый килограмм. Но достаточно мелкого недомогания, простуды, груши, данной не во время, - и пациент тут же теряет два фунта, заработанные с таким трудом.
Летний лагерь для детей бедняков. Солнце, лес, река, дети наслаждаются весельем, заботой, добротой. Вчера маленький дикарь, сегодня он уже полноправный участник игры. Запуганный, забитый и несообразительный, через две недели - смелый, живой, инициативный, общительный. Один меняется что ни час, для другого требуются недели, а в третьем и вовсе никакой перемены не наблюдается. Это не чудо и не его отсутствие, это лишь проявление того, что имелось в ребенке и только ждало своего часа, а то, чего в нем не было, так и не появилось.

Я учу слаборазвитого ребенка считать: два пальца, две пуговицы, две спички, две монеты... Вот он уже считает до пяти. Но попробуй я изменить порядок вопросов, интонацию, жесты - он снова не знает, не умеет.

Ребенок с больным сердцем. Медлительный в движениях, разговоре, улыбках, послушный. Ему не хватает дыхания, каждое более резкое движение вызывает кашель, страдание, боль. Он и должен быть таким.

Материнство облагораживает женщину, Когда она жертвует собой, отказывается от себя, отдается ему всей душой, и деморализует, когда, прикрываясь мнимым благом ребенка, отдает его на съеденье своим амбициям, привычкам, страстям.

Мой ребенок - это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест:
- Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать.
Логика лечения истерии, очевидно, заключается в следующем:
- Вы утверждаете, что вы петух. Пожалуйста, будьте петухом, но только не клюйтесь.
- Ты вспыльчив, - говорю я мальчику, - ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день.

Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь».     

Януш Корчак «Как любить ребёнка»

Здравствуйте, Друзья и Читатели! Поздравляю всех с прошедшими праздниками, искренне желаю здоровья вам и вашим близким! Активные занятия мы начнём со следующей недели в обычном режиме. Сейчас попытаюсь воспроизвести наши занятия годовой давностиJ по просьбам нескольких мам! Вопросы пишите, не стесняйтесь!!!
Знаете, моему сыну было интересно совсем не всё, на чём стояла надпись с  1года! Приходилось импровизировать. Попробую описать то, что было интересно моему ребёнку, что вызывало у него желание заниматьсяJ! Помните, что каждый малыш индивидуален, поэтому только маме виднее, что будет эффективно в занятиях с её ребёнком.

1) Я не могла вызвать у сына интерес к чтению сказокJ. Точнее, интерес у него был, но ровно на 5 минут, потом он уползал, убегал к другим игрушкамJ. Помогло посещение библиотеки!
В нашей библиотеке имени Аси Горской есть великолепный зал «Малышок» для детей от  1 года до 3 лет. В этом зале всё «обыграно» с использованием книг для малышей: книги-игрушки, книги-машинки, книги-паровозы! Ребёнок словно попадает в книжную сказку! Кругом игрушки, диванчик в виде собаки, матрёшки и многое другое…
Стала водить Фёдора сюда с года! Интерес к чтению и книгам появился тут же!
Поиграем в этом зале и идём в детский зал выбирать книги для чтения и игр дома. Это тоже целое событие для малыша! Это повлияло и на то, что мы довольно рано начали говорить!
2) Всегда старались обогащать ребёнка новыми впечатлениями! Чаще это происходит в выходные. Эти прогулки всегда необычны: посещение зоопарка, конного клуба, музея, выставки, бор, городской сад, памятник паровозу, сад Победы (с военной техникой).
Фёдору, например, очень нравилось ходить в музей лесаJ. Это мы делали в будни, совсем недалеко от нашего дома. Как он бегал около этих зверей, птиц, деревьев. От таких впечатлений сын прямо там начинал говорить: волк, медведь и тд. А некоторые мамы считают, что малыш может напугаться чучел. Детки, конечно же, разные. Фёдору очень нравилось.
3) Мы всегда старались приобретать полезные игрушки по возрасту. После полугода, например, долго искали нормальный детский рояль! Не на батарейках, с нормальным звучанием нот! Нашла!!! Аналогично с металлофоном! Долго искали достойный! Стоит, естественно, недёшево, но зато польза какая!
4) Если позволяет погода, прогулки у нас всегда дважды в день: утром со мной, а вечером с папой! С папой у сына свои важные дела на улице. Разве я могу рассказать Фёдору, как называются машины спецтехники и их отдельные частиJ? А папа знает много такого, что интересно сыну! Такого, о чём мама и не догадывается. Это очень важно!


5) Мультики начали включать только после года, выбор мультфильмов для просмотра ребёнка – ответственность родителей! Смотрите внимательно на то, что собираетесь включить своему малышу!!!
6) Песенки детские добрые и классическая музыка помогают ребёнку: под некоторые мелодии можно поплясать, побегать; а некоторые заставляют задуматься. Иногда малыш даже выдаёт: «Мама, музыка поёт, как птичка!»
7) Никаких методик по раннему развитию особенных я не использовала, потому как считаю данный вопрос спорным. Всегда страшно перегрузить ребёнка, ради своих родительских амбиций отдать малыша в дорогую развивающую школу с шести месяцев и успокоиться, что теперь ТАМ позанимаются, а мне можно отдыхать! Мы приобретали диск для развития речи малышей (называть компанию не стану)… Так у меня была масса вопросов к составителям, рецензентам и мультипликаторам данного шедевра! Это было что-то… Хотя какие-то слова оттуда сын, конечно, запомнил. А в целом – настоящая жуть…
8) Чем мы занимались с года:
-музыка (слушали, танцевали);
- картинки животных, фруктов, овощей, птиц (смотрели, называли, угадывали, запоминали)
-лепили (самые примитивные колбаски, шарики и прочее), это развивает мелкую моторику;
- играли и занимались со счётными палочками и маленькими игрушками из Киндеров (старые, такие были 10 лет назад). Все под присмотром взрослых. Такие маленькие игрушки также развивают мелкую моторику и вызывают интерес, тк они яркие и в виде зверей. Счётные палочки тоже яркие и интересныеJ для ребёнка. Чаще я просто смотрела на ребёнка и видела, что именно вызывает его интерес, использовала это в занятиях;
- каждый день – чтение книг! Начиная с самых простых стихов и подходя к лёгким сказкам с достойными картинками. Вопросы по картинкам, по сюжету, беседы. Фёдору интересно было сравнивать сказку прочитанную с мультиком: Сутеев, например.
А ещё стихи Барто с радиопостановками на эти стихи. Ребёнок прямо слушал и открывал на той странице, где такое же стихотворение в книге (ориентировался, конечно же, по картинкам);
- массаж, гимнастика, физкультура по возрасту;
- пальчиковая гимнастика обязательно, чем чаще - тем лучше;
- массажный коврик для ступней;
- рисование (почему-то пальчиковыми красками мы не хотели рисовать, сразу кисточкой начали; Фёдору брезгливо не нравилось, когда у него пальчики пачкались), мелки восковые для годовалых, фломастеры для малышей;



А вот занятия из книги Э.Г Пилюгиной:
- нанизывание колец на стержень (от 11 месяцев и старше);
- нанизывание на стержень колец одинакового размера (от 1года и старше);
- проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия (от года и старше) здесь мы использовали всё, что у нас было: машина с соответствующим заданием, логические кубы разных размеров (от 1года и старше);
- нанизывание на стержень больших и маленьких колец (от 1года 1 месяца и старше);
- нанизывание колец на конус (от 1года 2 месяцев и старше);
- нанизывание на стержень колец, убывающих по величине (от 1года 2 месяцев и старше);
- складывание матрёшки с одним вкладышем (от 1года 2 месяцев и старше);
- складывание матрёшки с двумя вкладышами (от 1года 2 месяцев и старше);
- группирование предметов по форме: круги и квадраты (от 1года 4 месяцев и старше);
- раскладывание однородных (одинаковые по цвету, величине и фактуре предметы) предметов разной величины на две группы: круги двух разных величин и квадраты двух разных величин, побольше и поменьше (от 1года 4 месяцев и старше);
- раскладывание больших и маленьких предметов на две группы (от 1года 4 месяцев и старше);
- раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы: круги и квадраты, прямоугольники и треугольники (от 1года 5 месяцев и старше);
- раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы (от 2года 6 месяцев и старше);
- размещение круглых или овальных вкладышей (по типу пазла J) разной величины в соответствующие отверстия (от 1года 7 месяцев и старше);
- размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях (от 1года 8 месяцев и старше);
- размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях (от 1года 9 месяцев и старше);
- размещение более близких по форме вкладышей в соответствующих отверстиях (от 1года 10 месяцев и старше);
- раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две группы: цвет такой, не такой, разные (от 1года 10 месяцев и старше);
- раскладывание однородных предметов, близких по цвету, на две группы. Детям предлагают следующие цветовые сочетания палочек: красный-оранжевый, оранжевый-жёлтый, синий-фиолетовый, жёлтый-белый, чёрный-фиолетовый, зелёный-синий. Например, красные и оранжевые палочки перемешать, выбирать и раскладывать в разные стороны по цвету, объясняя, что цвета разные (от 1года 10 месяцев и старше);

Пока так, друзья, по возможности буду дополнять. Присылайте и вы интересные задания с указанием автора и источника.


Вот уже Иришка прислала идеи для рисования:). Спасибо! Выкладываю:
















«Проезжая  в  Крыму  по  степи,  я  назвал  эту  степь  пустыней. Но моя
четырехлетняя спутница указала на кусты:
     - Это не пустыня, а кустыня.
     Четырехлетний  Вадик  с  удивлением  увидел,  что  взрослые  наливают в
молочник не молоко, а вино.
     - Теперь это не молочник, а виновник.
     Требуя,  чтобы  в  конструкции  каждого  слова была самая прямолинейная
логика, ребенок сурово бракует слова, логика которых не удовлетворяет его:
     - Это не синяк, а красняк.
     - Корова не бодает, а рогает.
     Леночка Лозовская (четырех с половиною лет), увидя утят, воскликнула:
     - Мама, утки утьком идут!
     - Гуськом.
     - Нет, гуси - гуськом, а утки - утьком.
     В  тех  взрослых,  которые  окружают  ребенка,  он,  естественно, видит
непогрешимых   учителей   языка.   Он  учится  у  них  с  младенческих  лет,
старательно копируя их речь.
     Но   тем  разительнее  тот  строгий  контроль,  которому  он  эту  речь
подвергает.
     Услышав,  например, что бабушка сказала кому-то: "Ты тогда еще под стол
пешком ходил", внучка перебивает ее язвительным смехом:
     - Разве под стол на извозчиках ездят?
     Когда  же  бабушка  сказала  однажды,  что вот скоро и праздник придет,
внучка возразила, смеясь:
     - Разве у праздника - ножки?
     Этот  вопрос  о  ножках  задают  очень  многие  дети, полемизируя таким
образом с нашим метафорическим истолкованием слова "идти".
     Слишком  широкое  и  многообразное  применение слова "ходить" то и дело
сбивает малышей с толку.
     Мать  приказала  ребятам  запереть  за  нею дверь на крючок и никого не
впускать, "так как, - пояснила она, - по городу ходит скарлатина".
     В отсутствие матери кто-то долго стучался к ним в дверь.
     - Приходила скарлатина, но мы не впустили.
     Правда,  в  конце  концов, у детей создается привычка к нашим "взрослым"
идиомам  и  метафорам, но эта привычка вырабатывается не слишком-то скоро, и
любопытно  следить  за различными стадиями ее возникновения и роста. Приведу
один  очень  характерный  пример.  В  семье  заговорили  о новой квартире, и
кто-то  сказал,  что  ее  окна  выходят  во  двор.  Пятилетний  Гаврик  счел
необходимым  заметить,  что  окна  из-за отсутствия ножек не могут ходить по
дворам.  Но произнес он это свое возражение без всякой запальчивости, и было
видно,  что  для  него  наступил  тот  период языкового развития, когда дети
начинают  примиряться с метафоричностью наших "взрослых" речей. Этот период,
насколько  мне  удалось  заметить,  у  нормальных детей начинается на шестом
году  жизни  и  заканчивается  на  восьмом  или  девятом.  А  у трехлетних и
четырехлетних   детей   такой   привычки  нет  и  в  зародыше.  Логика  этих
рационалистов  всегда  беспощадна.  Их  правила  не знают исключений. Всякая
словесная вольность кажется им своеволием.
     Скажешь, например, в разговоре:
     - Я этому до смерти рад.
     И услышишь укоризненный вопрос:
     - Почему же ты не умираешь?
     Ребенок  и  здесь,  как  всегда, стоит на страже правильности и чистоты
русской  речи,  требуя,  чтобы она соответствовала подлинным фактам реальной
действительности (в той мере, в какой эта действительность доступна ему).
     Бабушка сказала при внучке:
     - А дождь так и жарит с утра.
     Внучка,  четырехлетняя  Таня,  тотчас  же  стала  внушать ей учительным
голосом:
     - Дождь не жарит, а просто падает с неба. А ты жаришь котлету мне.
     Дети   вообще   буквалисты.   Каждое   слово   имеет   для   них   лишь
один-единственный,  прямой  и отчетливый смысл - и не только слово, но порою
целая  фраза,  и,  когда,  например, отец говорит угрожающе: "Покричи у меня
еще!" - сын принимает эту угрозу за просьбу и добросовестно усиливает крик».
Корней Чуковский «От двух до пяти»



Комментариев нет:

Отправить комментарий