вторник, 4 декабря 2012 г.

II квартал, программа "Детство" (декабрь-февраль), цели и задачи занятий с ребёнком 2х лет

 

«Я!

Когда новорожденный царапает себя ноготком, когда младенец, сидя, тащит в рот ногу, падает и сердито ищет рядом виноватого, когда тянет себя за волосы, кривится от боли, но повторяет попытку, когда, стукнув себя ложкой по голове, смотрит вверх, что там такое, чего он не видит, но чувствует, - он еще не знает себя.
Когда он изучает движения своих рук, когда, обсасывая кулачок, внимательно разглядывает его, когда во время кормления вдруг перестает сосать и начинает сравнивать свою ногу с материнской грудью, когда, ползая, останавливается и смотрит вниз, отыскивая нечто, что поднимает его вверх не так, как материнские руки, когда сравнивает свою правую ногу в чулке с левой, без чулка, - он жаждет познать и понять.
Когда в ванне он изучает воду, отыскивая среди множества неодушевленных капель себя, капельку одушевленную, - он ощущает великую правду, которая заключена в коротеньком слове: я.
Только футуристическая картина может открыть нам, каким видит себя ребенок: пальцы, кулаки, ноги - едва намечены, может, обозначен и живот, может, даже голова, но все это скорее угадывается по контурам, как на карте окрестностей полюса.
Работа еще не закончена, он еще поворачивается и нагибается, чтобы разглядеть, что там прячется сзади, изучает себя перед зеркалом и на фотографии, обнаруживает то впадину пупка, то выпуклости своих родимых пятен, а на очереди - новая работа: отыскать себя среди других. Мама, отец, пан, пани, одни появляются часто, другие редко, множество таинственных фигур, предназначение которых загадочно, а действия - сомнительны.
Едва только он установил, что мать существует для выполнения его желаний или, напротив, стоит на пути их осуществления, отец приносит деньги, а тетя - конфеты, как уже в собственных мыслях, где-то в себе самом, открывает новый, еще более удивительный, незримый мир.
Затем предстоит еще найти себя - в обществе, себя - в человечестве, себя - во Вселенной.
Вот уже и волосы поседели, а работе конца-краю нет».  Януш Корчак «Как любить ребёнка»

Здравствуйте, мои драгоценные Друзья и ЧитателиJ! Как вы помните, занятия наши опираются на программу для детского сада «Детство».
II Квартал (декабрь-февраль). 1-я младшая группа (третий год жизни). Основные цели и задачиJ по направлениям (некоторые слова изменены мной)
Ребёнок и природа
Формирование представлений о явлениях зимней природы: стало холодно, идёт снег.
Узнавание и называние животных и их детёнышей (выделение частей тела, признаков).
Обогащение представлений об образе жизни птиц (им голодно, холодно, их нужно кормить – сыпать корм в кормушки).
Математическое развитие
Подбор предметов, одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький).
Выделение отдельных предметов из группы.
Сравнение совокупностей предметов по количеству (столько же).
Определение цвета, размера, формы предметов, геометрических фигур путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Освоение способа складывания узора из кубиков по образцу.
Художественно-творческая деятельность
Соотнесение предметов, живых объектов с рисунками и иллюстрациями.
Создание образов из пятен и линейным контуром формообразующими движениями.
Освоение приёмов декоративного узора: прямые, пересекающиеся линии, точки, круги, мазки.
Узнавание знакомых рисунков художников В. Сутеева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина.
Выполнение элементарных требований к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации.
Освоение способов создания знакомых образов путём скатывания материала для получения округлых форм, расплющивания, присоединения.
Освоение умений в постройке простейших конструкций с использованием строительных деталей по горизонтали и вертикали.
Развитие речи
Расширение контактов ребёнка с другими людьми, сверстниками.
Поддержка взрослыми речевой активности и инициативы ребёнка, его стремления вступать в речевое общение.
Освоение первых уроков культуры речи: умения употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить).
Развитие и активизация словаря: называние действий с предметами, собственных действий.
Овладение умением пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени.
Восприятие и воспроизведение звукового образа слова.
Социально-нравственное воспитание
Развитие у детей потребности в обращении с вопросами к взрослому.
Различие эмоциональных состояний (смеётся, плачет, сердится); проявления интереса к выражению лица сверстников.
Узнавание себя, членов своей семьи (в зеркале и на фото).
Самостоятельное воспроизведение игровых действий, перенос их на другие игрушки (кукла-мишка, зайчик-белочка).
Развитие представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома (мытьё посуды, пола, вытирание пыли, смена белья и др.).
Физическое развитие
Формирование активности в выполнении физических упражнений вместе со взрослым.
Побуждение к действию по ходу разыгрывания сюжета по указаниям взрослого.

«СКРЕЩИВАНИЕ СЛОВ

     Из  созданных  ребенком  прилагательных  мне  особенно пришлось по душе
слово "блистенький":
     - Моя чашка такая блистенькая (блестящая и чистенькая сразу).
     Блистенький  - синтетическое слово. В нем слиты два разных слова, корни
которых созвучны. Таково же услышанное мною недавно: бронемецкая машина.
     Замечу  кстати,  что  такое скрещение двух разных корней наблюдается не
только в прилагательных. Например:
     - Я поломою (мою полы).
     - Где же твоя волосетка? (сетка для волос).
     - Я безумительно люблю кисанек! (безумно плюс изумительно).
     К этой же категории относится слово переводинки - переводные картинки.
     Недавно  мне  сообщили  о  маленьком  Юре,  которого взрослые назойливо
спрашивали:
     - Чей ты сын?
     Вначале он всякий раз отвечал:
     - Мамин и папин!
     Но потом это ему надоело, и он создал более краткую формулу:
     - Мапин!
- Смотри, какая жукашечка ползет! (жук плюс букашечка).

- Давай сделаем из снега кучело! (куча плюс чучело).

Примеряет бескозырку:
     - Шапка с морякорем (моряк плюс якорь).

 Кира, лет двенадцати, крикнула:
     - Мама, дай мне, пожалуйста, луксусу!
     Я не понял, чего она хочет.
     - Луксус  -  это  лук  с  уксусом,  - пояснила мне Кирина мать. - Кира,
когда  была  маленькая,  так  быстро  произносила "лук с уксусом", что у нее
получался "луксус". Слово это осталось в нашей семье навсегда.

Владимир  Глоцер  в  детстве  кого-то обозвал подхализой (подхалим плюс
подлиза).
Трехлетняя Таня Дубинюк:
     - У моего папы тоже такой пиджакет (пиджак плюс жакет).

И вот гибрид паука с тараканом:
     - Мама, я боюсь, на полу паукан!

Луксус,  мапин,  пиджакет,  паукан, подхализа, волосетка, безумительно,
блистенький   -   подобные  составные  слова  создаются  не  только  детьми.
И.Е.Репин  в  своей  книге "Далекое близкое" выразился, например, о газетных
писаках,  что  они "шавкали из подворотни". Это была обмолвка. На самом деле
он   хотел   написать  "тявкали,  как  шавки",  -  но  слово  "шавкали"  так
выразительно,  что  отказаться  от  него  было жалко, и я как редактор книги
свято сохраняю его в репинском тексте.
     Когда   два  схожих  слова  вклиниваются  одно  в  другое  так,  что  в
результате   получается  новое,  состоящее  из  двух  приблизительно  равных
частей,  это  слово  называется  гибридным.  Примером  такого  гибрида может
служить  слово драмедия (драма + комедия); слово это придумал один из друзей
Чарли  Чаплина, стремившийся охарактеризовать те своеобразные киноспектакли,
которые созданы гениальным актером.
     "Его  комедии  балансируют  на  грани  трагедии.  Для  этого подходящее
название - драмедия.
     Таким  же  гибридом является другое английское слово смог, сложенное из
двух слов: смок - то есть дым, и фог - туман.
     Слово  это  возникло  давно: оно встречается в английской газете "Daily
News"  уже  в 1905 году. Знаменитый английский писатель Льюиз Керролл, автор
"Алисы  в  стране  чудес",  очень  любил  сочинять  такие  составные слова и
называл их "слова-чемоданы".

     По  своей  структуре  эти  "взрослые" слова-чемоданы - драмедия, смог и
шавкали - ничем не отличаются от детских волосеток, пауканов и луксусов». 
Корней Чуковский «от 2 до 5»

Комментариев нет:

Отправить комментарий