понедельник, 10 декабря 2012 г.

Ежедневные занятия с ребёнком 2х лет, 10-14 декабря


«Обычная, но поучительная картина.

Встречаются двое детей, едва стоящих на нетвердых ногах. У одного мячик или пряник, другой хочет у него это отобрать.
Матери неприятно, когда ее ребенок что-нибудь отнимает у другого, не хочет дать, поделиться, одолжить. Ее коробит, что поведение ребенка нарушает благопристойность.
В сцене, о которой идет речь, события могут развиваться по-разному.
Один отнимает, другой смотрит удивленно, потом поднимает глаза на мать, ожидая от нее оценки непонятной ситуации.
Или: один пытается отобрать, но нашла коса на камень - атакуемый прячет вожделенный предмет, отталкивает нападающего, опрокидывает его. Матери бегут на помощь.
Или: дети долго смотрят друг на друга, боязливо сближаются, один неуверенным движением тянется к предмету, другой невыразительно защищается. Только после длительной раскачки вспыхивает конфликт.
Здесь играет роль возраст и жизненный опыт обоих. Ребенок, у которого есть старшие братья и сестры, уже не раз выступал в защиту своих прав или собственности, не раз нападал сам. Но, отбросив случайное, мы обнаружим две различные организации, два человеческих типа: активный и пассивный, действенный и страдательный.
- Он у нас добрый, все отдаст. Или:
- Вот дурачок, все другим отдает.
  Не доброта это и не глупость».    Януш Корчак «Как любить ребёнка»


Друзья, извините, вообще не могу понять, что происходит с размером шрифта здесь: при переносе из текстового документа он меняется (то маленький становится, то огромный)...    

Выходные выдались морозныеJ! Приветствую вас, мои драгоценные Друзья и Читатели! Сейчас попробую описать восторги этих выходных!

1 Фёдору удалось поиграть внутри настоящей снежной крепости, которую построили родители вместе с детками во дворе дома, соседствующего с домом бабули. Это наша первая крепость из снега, поэтому эмоции били через край! Федя выглядывал из каждого окошечка, пролез по всем внутренним коридорам и остался очень доволен! Очень!

2 Тётя Вика раздобыла ему прыгающий пластилин, не прилипающий к рукам! Такого у нас еще не былоJ! Вместе с Викой, бабушкой и дедушкой (дядя Петя тоже немного помогал) Фёдор вылепил зайчика и мишку. Главная особенность этого пластилина в том, что поделки из него прыгают как мячики из каучука. Так что зайчик и медведь ускакались потом по всей квартире вместе с ребёнком.
3 Фёдор спросил у бабушки, откуда у неё картина с викториями, которая висит на кухне. Бабуля объяснила, что картину подарила твоя мама, а на обратной стороне сделала добрую надпись. Поэтому вопросом дня было: «А что такое обратная сторона?» Бабушка сняла картину, показала, рассказала. А восторг у ребёнка был тоже неописуемый. Вроде, ведь мелочь, но ребёнку, оказывается, очень важно было это понять и узнатьJ!

4 К окну подлетали снегири и клевали сеткуJ. Снегирей в этом году мы тоже еще не видели, только синичек с жёлтой грудкой, поэтому знакомство с новой птичкой стало чрезвычайно увлекательным…
5 Фёдор помогал бабуле печь шарлотку: пересыпал кружкой 5 кг муки в огромную кастрюлю, просыпал только чайную ложечку. Цвет и консистенция муки пришлись ему по душеJ!
А когда мы вышли на улицу, чтобы поехать домой, Фёдор выдал: «О-о! Дед Мороз раскрасил все деревья снежной краской» (деревья заиндевели, красота на улице великая)J
А мы с мужем всю субботу потратили на то, чтобы найти нашему Феденьке костюм Серого волка. Скоро ведь уже ёлка, первая в жизни. Учитывая, что последнюю неделю он всё время входит в образ Серого Волка, мы решили сделать ему такой сюрприз! Оказывается, сложно найти на двухлетнего ребёнка костюм по размеру, но мы нашли и купили! Да сих пор хихикаем в предвкушении…

10 декабря, понедельник

Слоги: ла-ле-лё-ли-ло-лу (для тех, кто читает впервые, предлагаю посмотреть про слоги и пальчиковую гимнастику разделы блога по развитию речи малыша и пост от 5 ноября)

Пальчиковая гимнастика

Занятие № 1. Математической развитие (счёт, цвет, конструирование)

Пазл «Домашние животные» (пазл прямоугольной формы, в нём 6 квадратов с изображением домашних животных. Квадраты делятся на 2 части, чтобы собрать домашнее животное, нужно правильно подобрать две части квадрата).
- Я прочитаю тебе стихотворение про игрушек-зверюшек.

Стихотворение  « Игрушки»  (И. Плакида, взяла из приложения в программе «Детство»)

У Толи и Катюшки                           (можно имя своё вставитьJ: у нашего Федюши)
Есть разные игрушки:
Свинья с поросенком,
Корова с теленком,
Курочка-хохлатка
И желтые цыплятки.

- У нас тоже есть такие игрушки, а еще есть пазлы с домашними животными. Давай сегодня заниматься по пазлу. Наши животные решили поиграть с нами в прятки, все разбежались и спрятались (разбираем пазл и перемешиваем детали квадратов)! Давай найдём их и соберем пазл правильно, тогда каждое животное окажется в своём домике.
Берём одну деталь «овечки».

- Овечка какого цвета, давай искать вторую часть квадрата (овечка потеряла хвостик). Поначалу задание вызвало у ребёнка затруднение, ему нужно было помогать вопросами и тд. Только после четырёх собранных вместе животных, он проявил инициативу. Задание оказалось сложным.
- А это кто? Это козлик, а он какого цвета? А что это около козлика? (яблоки) А какого они цвета? Посчитаем яблоки: сколько на земле? (3), сколько на дереве растёт? (1)…Так с каждой картинкой животного.
Когда мы всё собрали и рассадили по домикамJ, решили посчитать всех наших животных:
- курочка и цыплёнок
- корова
- лошадь
- поросёнок (можете сами посчитать, можно ребёнка попросить).
Мы нашли всех домашних животных, теперь каждое животное сидит в своём домике! Какие мы молодцы!

Занятие № 2.  Речевое развитие (сказка и стихотворение)
Начинаем готовиться к новому годуJ, подбираем стихотворения.

Марина Юрина
Вьюга

В доме хвоей пахнет тонко,
В печке прячется пирог.
Новый год приводит ёлка
На декабрьский порог.
Вьюга танец серебристый
За окошком заведёт,
Утром на снежок пушистый
Солнца лучик упадёт.
Снег укроет всё на свете
Гладким белым полотном,
Побегут вприпрыжку дети
Строить новый снежный дом.

С. Маршак
«Про всё на свете»

Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка - тоже.

Иней лёг на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.

Сказки: «Петух и собака», «Кот – серый лоб, козёл да баран» (беседа по картинкам к сказкам).



Прогулка. Наблюдение
Игра «Мы топаем» (дома или на улице).

Ах какие наши ножки
Побегут по дорожке
Будут прыгать и скакать –
Маму с папой радовать.  («Играю и говорю» Н.В. Хоркунова, А.Е. Кудашов)

Эх, топни, нога!
Топни, правенькая!
Всё равно плясать пойдёшь,
Хоть и маленькая!  
( из книги О.Ю. Ботяковой «Мамин массаж с потешками»)

По большой дороге, шли большие ноги: топ -топ-топ!
По маленькой дорожке шли маленькие ножки: топ -топ-топ! (там же)

Побежали по дорожке наши маленькие ножки.
Ножки, ножки, вы куда бежите?
В лесок, на мошок, избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.  (там же)

Гуляли полчасика, на улице безветренно и минус 17. Всё вокруг покрыто инеем и льдом. Сказочная красота! Киса рыжая во дворике хотела запрыгнуть прямо к нам в саночки.

Занятие № 3. Музыкальное развитие

Слушали музыкальные произведения Глинки (впервые взяли этого композитора).
Включили отрывок из оперы «Руслан и Людмила», Фёдор как закричит: «Это из мультика про разные колёса!» Мы с мужем решили проверить… Оказалось, что ребёнок прав: в мультике взята основная тема и обработана. А мы не заметили… Вот дела…J


Сказка вечерняя: Сутеев «Это что за птица?» (беседа по картинкам)
Коврик массажный (ходим по нему ножками).




11 декабря, вторник


Слоги: ма-ме-мё-ми-ма-му

Пальчиковая гимнастика

Занятие №1.  Аппликация на окно (вечером с папой). Снежинки из бумаги.
У нас на всех окнах, включая кухню, уже витражи (золотые снежинки и серебряные колокольчики), кроме залаJ.

Занятие №2. Речевое развитие (сказки, стихотворение)

«Ёлка»    (Корней Чуковский)
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.


Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.


Закружились бы на ёлочке
Игрушки -
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.


Завертелись бы на ёлочке
Флаги
Из пунцовой, из серебряной
Бумаги.


Засмеялись бы на ёлочке
Матрёшки
И захлопали б от радости
В ладошки.


Потому что
У ворот
Постучался  
Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!


Сказки:  «Зимовье зверей», «Мужик да медведь» (оказалась похожей на сказку «Вершки и корешки»). Беседа по содержанию и картинкам.

Прогулка. Наблюдение

У нас лютует мороз. Так печально без прогулкиL! Наблюдать можно лишь из окошка… Обычно мы гуляем дважды в день: утром со мной, а вечером с папой, вообще без прогулки очень тяжело… Посмотрели мультики про ПростоквашиноJ

Занятие №3. Социальный мир

Дикие и домашние животные: иллюстрации. Второе занятие по этой теме. Домашние животные живут у человека, который кормит их и ухаживает за ними. Дикие – живут в лесу (мы брали лесных), такие животные сами заботятся о себе и добывают себе еду. Показываю картинки, называю, какое это животное: дикое или домашнее, объясняю. Далее: вопросы к ребёнку по картинкам.

Вечерняя сказка: Сутеев «Мешок яблок» (беседа по сказке)

Массажный коврик (ходим по нему ножками)
 

12 декабря, среда

Слоги: на-не-нё-ни-но-ну

Пальчиковая гимнастика

Занятие№1. Математическое развитие (счёт-фигуры).
«Разноцветные детали куба»

Я этот кубик случайно купила, когда Фёдор еще совсем лялькой был. С полугода играли с ним. Мне очень понравился: недорогой и многофункциональный. Только вот непонятно: в некоторых кубиках детали выпадают, не фиксируются, а это уже чрезвычайно неудобно!
1Рассматриваем игрушку-куб, которой мы уже давно не играли.
- Какой у нас яркий кубик! Стороны кубика квадратные и разноцветные, а в них вставлены геометрические фигуры. Эти фигуры тоже разноцветные!

 2 Разбери, пожалуйста, кубик сам, чтобы у нас с одной стороны лежали квадратные стороны куба, а с другой фигуры.

3 А теперь будем собирать куб вместе!
- Выбирай любую сторону и подавай её мне! Ребёнок выбирает: это сторона синего цвета, у неё в серединке овальное отверстие, значит, в неё вставляется фигура «овал» зелёного цвета! Убедитесь, что малышу всё понятно.

4 Дальше – ребёнок сам выбирает и подаёт вам следующую сторону, называя её цвет. Вы кладёте сторону куба и спрашиваете о том, какая фигура будет внутри этой стороны. Ребёнок изучает отверстие для фигуры, выбирает нужную фигуру, пытается её вставить. Вы подбадриваете, помогаете советомJ! Ребёнок сам понимает, правильно ли он выбрал фигуру, вставляя её. Вот, что у нас получилось:
- в фиолетовом квадрате – белый полукруг, который похож на месяц;
- в белом квадрате (сторона куба = квадратная) – жёлтый круг;
- в ещё одном белом квадрате – зелёный прямоугольник ( у нас предыдущая деталь сломалась, поэтому мы новый кубик покупали, чтобы позаимствовать сторону. Этот кую просто удобнее нового оказался, в нём детали прочно стоят друг в друге, не выпадают);
- в зелёном квадрате – розовая трапеция;
- в синем квадрате – зелёный овал;
- в зелёном квадрате – жёлтая звезда.

5 - Давай посчитаем стороны и фигуры (6 сторон куба = квадратов и 6 фигур геометрических). А теперь, когда мы всё правильно вставили, когда каждая фигура «сидит в своём домике», я покажу, как собирать куб. Вот какой у нас куб! А ты Молодец!
После этого Фёдор еще попросил поиграть с кубом самостоятельно: разбирал по сторонам, вытаскивал и вставлял деталиJ. Понравилось занятиеJ!

Занятие№2. Рисование: «Шёрстка мамонтёнку».

Техника: рисование линий-штрихов. Восковые мелки коричневых оттенков.
Для занятия использую купленную заготовку, на которой нарисован прекрасный и добрый мамонтёночек, стоящий на снегу. Шерсть на спине у него не закрашена, ему холодноJ.
Как всегда: сначала выполняете задание сами, комментируя ребёнку каждое своё действие, затем – предлагаете малышу самому закрасить шёрстку мамонтёнку на его листе-заготовке. Ребёнок с воодушевлением включается в работу.
Представляете, сын еще и усовершенствовал сегодня занятие: попросил достать ему статуэтку чёрного слона с огромными бивнями. Спрашивает: «Это мамонт? У него же шкура вон чёрная…»JJJ

Прогулка. Наблюдение
 Мороз всё еще не выпускает нас на улицу гулять…
Рассматриваем снежинки-звёздочки, которые они вчера с папой вырезали и на окно наклеилиJ.
- Нарисуем снежинку на бумаге фломастером? Хочешь, я научу тебя?

Вместо прогулки читаем: Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (стр 3-10), слегка пропуская обзывательства в диалоге Комара Комаровича и Медведя JJJ

Занятие№3. Физическое развитие
Игры: «Прятки», «Догонялки», «Весёлый паровоз»


По железной по дороге
Вдоль холмов и рек глубоких,
Мимо леса, через поле
Мчится, мчится скорый… Поезд (И. Арефьева «На колёсах. С ветерком!»)

- А в какой книжке у нас еще живёт стихотворение про паровоз? Ребёнок приносит книгу, и мы плавно переходим к вечернему чтениюJ

Вечерняя сказка: Владимир Степанов «Паровоз тук-тук»
"Паровоз ТУК-ТУК"

Паровоз тук- тук,
Паровоз друг – друг,
По утрам зверят
Возит в детский сад.

В детский сад – тигрёнка,
В детский сад – козлёнка,
В детский сад пушистого
Жёлтого цыплёнка.

Машинист в фуражке
Сигналит черепашке:
- Ваш вагон сегодня пятый,
С вами едет кот усатый.

А седьмой вагон
Занимает слон.
От стены и до стены -
Вот какой ширины!

Паровоз тук- тук,
Паровоз друг - друг,
В детский сад с утра
Едет детвора.


И. Арефьева - автор, рисунки Т.Андреева «На колёсах. С ветерком!» (взяли в библиотеке, картинки красочные). Загадки ребёнку удалось угадать быстро (отгадки - в рифму), картинки как раз с загадками про любимые виды транспортаJ.


Это транспортное средство
Хорошо знакомо с детства.
И малыш, и старый дед
Любят свой… ВЕЛОСИПЕД.



Двухколесная машина
Громко требует бензина.
Угадали? Молодцы!
Это быстрый… МОТОЦИКЛ



Остановка на маршруте,
 Входят и выходят люди.
 Чтобы ехать, нужен пропуск –
Где билет ваш на… АВТОБУС?



Как автобус, но с усами,
 Кто он? – догадайтесь сами.
 Плавно едет по аллее
 И везёт людей… ТРОЛЛЕЙБУС.



Шумный городской вагон –
Пассажиров любит он.
 Видишь рельсы – не зевай!
 Здесь работает… ТРАМВАЙ.


Кирпичи, песок и гравий
Нам на стройку он доставил,
И ни капли не устал.
Этот сильный… САМОСВАЛ.



И картошку он сажает,
И дорогу расчищает,
Землю рыл ковшом он как-то –
На все руки мастер… ТРАКТОР.



Если вы спешите очень,
Если ехать нужно срочно, -
Вас, куда ни попроси,
Быстро довезет… ТАКСИ.


Довезет без приключений
Груз любой по назначенью.
Он лениться не привык –
Наш помощник… ГРУЗОВИК

Потом Фёдор сам принёс книгу «Едем, плаваем, летаем»  С. Сахарнова, показывал мне поезда и паровозы. Увлёкся!
В. Степанов «Лесные дрыхи»

Это кто там шагом тихим
Ходит в тапках меховых?
Это мы, лесные дрыхи,
Ну а с нами – Главный Дрых.

За спиной у нас подушки,
Мы зверятам дуем в ушки:
Не вставайте вы чуть свет,
Нам от вас покоя нет.

Не играйте у реки
В чехарду и в городки.
Лучше, детки, целый день
Вы в себе копите лень.

Ты зачем, Медведь, проснулся
И за медом потянулся?
Ты зачем, колючий Ёж,
Пироги с утра печешь?

Не доволен Дрых наш Главный,
Что не спит Енот забавный,
Что будильники звенят
У тигрят и поросят.

Ах, какие ж вы, зверята,
Непослушные ребята!
Дайте дрыхам отдохнуть
Хоть немного, хоть чуть-чуть.

Одолела нас зевота,
Нам все время спать охота.
Мы во сне едим и пьем,
Даже песенки поём.

На осину, на малину
Мы повесим паутину,
Паутину сонную,
Дрыхами сплетённую.
Пусть в тени
Ветвей густых
Будет слышно:
Дрых-дрых-дрых…

Осталось время, прочли еще сказки: «Белая шкурка» (Ю. Яковлев); «Ничуть не страшно» (Л. Кириллов).

Массажный коврик (ходим по нему ножками)


 



13 декабря, четверг

Слоги: па-пе-пё-пи-по-пу

Пальчиковая гимнастика

Занятие №1. Лепка «Несъедобные грибы - мухоморы».

Техника: шарики из пластилина.
Заготовка: несколько нарисованных мухоморов на полянке, у грибов на шляпках нет белых крапинокJ. Катаем маленькие шарики и прилепляем их на шляпки, тренируя заодно и мелкую моторику. Картинка с изображением настоящего мухомора (фото), попробуйте еще сказку какую-нибудь найти с иллюстрациями, на которых присутствуют эти грибы. Можно делать параллельно с ребёнком, либо (как обычно) сначала вы на своей заготовке, комментируя свои действия, а потом ребёнок выполняет на своём листе.

Занятие№2. Речевое развитие.
«Рассматривание игрушек. Матрёшка». Беседа


- Сегодня к нам в гости пришла настоящая Матрёшка.
- Какого она цвета, какого цвета у неё наряд, что нарисовано на платье? А помнишь ли ты, кто живёт внутри матрёшки?

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрёшка)



Основная задача занятия – вызвать у ребёнка желание к диалогу. Заинтересовать его новой игрушкой, побуждая к беседе.
Разбираем матрёшку=10 шт. Беседуем, считаемJ. Ребёнок был в восторге от занятия!!!

Прогулка. Наблюдение
Опять из-за мороза на улицу не выходили.
Читали: «Алёнушкины сказки» (Мамин-Сибиряк, стр. 10-14). Беседа по картинкам.

Занятие№ 3. Музыка Моцарта

Вечерняя сказка: «Алёнушкины сказки» (Мамин-Сибиряк, стр. 15-19).

Со сказками, конечно, проблема… Не могу нормальные, адаптированные подобрать для ребёнка двух лет. Берём в библиотеке пока из того, что естьJ

Коврик массажный, ортопедический (ходим по нему ножками).
Перед сном, лёжа в кроватке, мы уже неделю читаем колыбельные Нины Пикулевой. Ребёнку понравилось, да и тексты добрые такие! (см. 5декабря)

«Где ты, дедушка Молчок?» (прибаутка)

Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим,
Помолчим…

Слышишь, добрый старичок?
Ти-ши-на… пришел Молчок!
Не спугни его, смотри,
Ни-че-го
Не говори, тсс…



«Колыбельная для вечера с капризами»
Чики-воки, чики-воки,
Жили-были Ничевоки.
Ничего не говорили,
И не ели, и не пили.
Ничего не говорили.

Только  дулись, дулись, дулись!
А потом вдруг улыбнулись,
И на маму поглядели,
И попили, и поели!
Над собой похохотали,

Да и спать легли. Устали. 


Чики-воки, чики-воки,
Засыпают Ничевоки…
Тише, тише, не шумите,
Ничевок не разбудите.


«Тропинка ко сну. Паучок»
Пау-пау-паучок,
Паутиновый жучок,
Семь ночей не спал,
Для тебя соткал
Сон про солнышко –
Колоколнышко,
И про дождь грибной,
И про нас с тобой…
Хочешь по лесу во сне  побродить? Глазки попробуй закрыть.

«Ходит сказка по домам» (колыбельная)
 Ходит сказка по домам,

По высоким теремам.

Жди её, глаза закрой.

Спи, глазок,

Спи, другой.
Сказка добрая придёт,

Сердце доброе найдёт.

Жди её, глаза закрой.

Спи, глазок,

Спи другой.



14 декабря, пятница

Слоги: ра-ре-рё-ри-ро-ру

Пальчиковая гимнастика

Занятие №1. Рисование
Самостоятельное рисование: «Снегопад» (импровизация). Краски, мелки, фломастеры, пусть малыш сам выбираетJ!

Занятие №2. Речевое развитие с элементами театрализации.

Чтение сказки «Колобок» по ролям, с выставлением игрушечных героев сказкиJ!
Вы читаете слова автора, а ребёнку предложите говорить за зверей, которых встречал Колобок, «разными голосами». Покажите пример сами, объясните, что у Мишки низкий голос, грубый и громкий; у Зайки голосок тоненький, а у Лисички – тоненький и хитрыйJ. Поимпровизируйте вместе! Нам как раз надо порепетировать, мы же на ёлке Серым Волком скоро будемJ.
Занятие прошло у нас презабавно, папа сидел в другой комнате и услышал, как Фёдор разными голосами говорит. ХохоталJ. Федя в роль так вошёл, что еле-еле уговорили его голосом Медведя перестать говоритьJ.

Прогулка. Наблюдение

Погуляли! Катались на санках. Наблюдали, как украсили живые ели возле магазина Ариантовского на Блюхера. Молодцы! Ребёнку очень понравилось! Полдня потом всем об этом рассказывалJ. Наблюдали за огромнейшими сосульками, свисающими с крыши. Поняли, что тут ходить опасно.

Занятие №3. Физическое развитие

Подвижные игры: «Беги, лови», приседание, прыжки на двух ногах.

Вечерняя сказка: «Алёнушкины сказки» (Мамин-Сибиряк, стр. 27 -32; дочитали).

Коврик массажный, ортопедический (ходим по нему ножками)



«С.Изумрудова   сообщила   мне   такой   замечательный   разговор   двух
четырехлетних девиц:
     - А я твоего петушка спря-та-ю (очень протяжно).
     - А я отыскаю.
     - А ты не отыскаешь.
     - Ну, тогда я сядаю и заплакаю.


     - Ты же пил чай.
     - Да не пил я. Я только пивнул капельку.


     - Стрелка на часах ходнула разок.


     - Он, как больнуло живот!

    - Я только немножко откуснул от пирожка.


     - Пойдем в этот лес заблуждаться... Да что ты от меня все ухаживаешь?


     Деревенской девочке сказали, что мы собираемся в лес; она спросила:
     - Всколькером?
     Это  слово  так очаровало меня, что, признаться, в первую минуту я даже
подумал:  ввести  бы  его  в нашу "взрослую" речь. Нам его давно не хватает.
Изволь  говорить: "В каком числе человек вы собираетесь в лес?", когда можно
коротко и прямо сказать: "Всколькером?"
     Здесь  ребенок  (тоже  вполне  самостоятельно)  подошел к самым истокам
народной  речи,  ибо в народе на Севере бытует форма "сколькеро", которая по
аналогии  с  "пятеро",  "шестеро"  относится  исключительно  к  одушевленным
предметам.
Вообще  для  ребенка  пластичны  даже  такие  слова,  форма которых, по
убеждению  взрослых,  не  подлежит изменениям. Интересны формы сравнительной
степени,  образованные  от  таких  слов,  как  едва,  нельзя,  звезда, утро,
никогда не знавших этой формы.
     Воспитательница детского сада сказала, например, об одном из питомцев:
     - Бедный мальчик, он едва идет!
     - Подумаешь!  -  ревниво  отозвался  другой.  -  Я, может быть, иду еще
едвее!


     Девочкам дали по белой кувшинке:
     Оля. Смотри, у меня как звездочка!
     Катя. А у меня еще звездее!


     - Вставай, уже утро!
     - Я буду ждать, когда станет утрее.


     - За это нельзя браться, а за это еще нельзей, да?
     Благодаря  многократным  и  единообразным  воздействиям  речи,  которую
ребенок  с  утра до вечера слышит от всех окружающих, в уме у него создаются
соответствующие  грамматические  обобщения;  сам того не замечая, он умело и
тонко применяет их к каждому данному случаю.
     Возьмем  хотя  бы  только  что  приведенное  слово  "пивнул".  Конечно,
ребенок  не  выдумал  этого  слова:  суффикс  ну,  означающий  мгновенность,
однократность,  законченность  действия,  подсказан  ребенку  взрослыми,  от
которых  он,  несомненно, слыхал "чихнул", "хлебнул", "глотнул", "повернул",
"заглянул"  и  т.д.  Да и самое слово "пивнул" существует в наших диалектах.
Но   ребенок   его  никогда  не  слыхал,  и  то  обстоятельство,  что  он  в
совершенстве  постиг  сложную  экспрессию  суффикса ну и так удачно применил
свое  обобщение к одному из тех слов, которым в обычной "взрослой" речи этот
суффикс  не  свойствен,  говорит  о  самостоятельной  конструктивной  работе
ребенка.
     - У меня развязнулся шнурок.
     - У мамы коса расплетнулась!
     Особенно  выразительно  звучит  у  детей  суффикс  ну в тех глаголах, в
которые  он  не  допускается  взрослыми.  Это  видно  из  такого,  например,
диалога:
     Кира. Мама, Лена кривляется!
     Лена. Неправда!
     Кира. А кто сейчас кривнулся?
     Или  вспомним  такие  слова,  как  "ихинная",  "кавонина",  "ктойтина",
"сумасошлатая" и т.д.
     Хотя  они  построены  по  готовым  моделям,  но  самый выбор именно той
модели,  которая  наиболее  пригодна  для  каждого  данного  случая,  никоим
образом нельзя свести к механическому подражанию».

Корней Чуковский «От двух до пяти»


Комментариев нет:

Отправить комментарий