вторник, 18 декабря 2012 г.

Занятия с ребёнком двух лет, 17-21 декабря

 

«Мягкость, слабый жизненный напор, низкий полет воли, страх перед действием.

Избегает внезапных движений, живого опыта, трудных начинаний.
Меньше действуя, добывает меньше практических сведений, значит, вынужден больше доверяться, дольше уступать.
Что это, менее значительный интеллект? Нет, просто другой. У пассивного меньше синяков и унизительных ошибок, значит, ему недостает болезненного опыта, но зато, может, он глубже запечатлелся в его памяти...
У активного больше ссадин и ошибок, зато он, может, быстрей забывает их.
Первый переживает меньше и медленней, но зато, может, более основательно.
Пассивный удобнее. Оставленный один, он не выпадет из коляски, не поднимет тревогу неизвестно отчего, расплакавшись, легко успокоится, не требует с чрезмерной настойчивостью, меньше ломает, рвет, уничтожает.
Дай - он не протестует. Надень, возьми, сними, съешь - смущается.
Две сцены.
Он не голоден, но на донышке осталась ложка каши, следовательно, он должен ее съесть: количество ведь установлено самим врачом. Он нехотя открывает рот, долго и лениво жует, медленно, с усилием глотает. А вот второй - он не голоден и сжимает зубы, энергично крутит головой, отталкивает, выплевывает, защищается.
А воспитание?
Судить о ребенке по двум полярно противоположным типам детей - все равно, что на основании свойств кипятка и льда говорить о воде. В шкале сто градусов, где на ней место нашего ребенка?
Но мать должна знать, что в ее ребенке заложено от рождения, а что выработано упорным трудом, и должна помнить, что все, достигнутое тренировкой, настоянием, насилием недолговечно, непрочно, обманчиво. А когда послушный, "хороший" ребенок вдруг становится упрямым и непослушным, не стоит сердиться, что ребенок таков, каков он есть на самом деле».  Януш Корчак «Как любить ребёнка»




  17 декабря, понедельник        
Слоги: ра-ре-рё-ри-ро-ру (для тех, кто читает впервые, предлагаю посмотреть про слоги и пальчиковую гимнастику разделы блога по развитию речи малыша и пост от 5 ноября 2012г.)
Пальчиковая гимнастика
Занятие №1. Математическое развитие «Счётные палочки» (счёт, цвет, конструирование).
Интерес к счётным палочкам у моего сына появился примерно с 6 месяцев. Мы приходили на полугодовую комиссию в поликлинику к психологу-логопеду, а у неё на письменном столе как раз лежали такие заманчивые, цветные и притягательные счётные палочкиJ! Так и возник интерес. Я подумала, а почему бы и нет, и купила такие. Польза точно будет: разноцветные, моторику мелкую разовьют. Один минус: выдавать палочки  можно лишь под пристальным контролемJ.
- Посмотри-ка, как много у нас в коробочке палочек счётных! Они разных цветов. Давай вместе найдём эти разные цвета и назовём их:
- жёлтый;
- оранжевый;
- зелёный;
- розовый.
- А теперь давай раскладывать по коробочкам, сначала найдём все желтые палочки и положим их в одну коробочку, потом зелёные – в другую коробочку (то же самое с оставшимися цветами проделать).
- Теперь у тебя 4 коробочки с палочками. Дай мне, пожалуйста, 1шт оранжевую палочку; 2 зелёные; 3 розовые и 4 жёлтые! Спасибо!
- Хочешь, поиграем! Представляешь, из этих палочек можно выкладывать фигуры!
Выкладываю жёлтый треугольник из жёлтых палочек; зелёный квадрат, оранжевый прямоугольник и розовую трапецию. Рядом с каждой выложенной фигурой кладу такую же объёмную фигуру для сравнения (благо они у нас естьJ).
- Теперь давай считать: сколько палочек в жёлтом треугольнике? (а в квадрате зелёном; а в розовой трапеции; а в оранжевом прямоугольнике?)
- А хочешь сам попробовать выложить какую-нибудь фигуру? Ребёнок захотел выложить домик, попросил помощи. Домик получился забавный! Потом сын еще минут 20 самостоятельно играл с палочками как с мозайкойJ.

Занятие №2. Речевое развитие (сказка и стихотворение)
Ф Е Д Ю Ш К А  (будилочка)

Утром к нашему Федюшке
Приходили Потягушки -
Не худышки, не толстушки,
Потягушки-порастушки!

А Федюшка – спи-и-ит,
И подушка – спи-и-ит,
И перинка – спи-и-ит,
И простынка – спи-и-ит!

Ох и сладко Феде спится!
Ничего ему не снится?

Снятся, снятся Потягушки,
Что уселись на подушке,
Одеялко – хвать за край:
Ну вставай,
вставай,
вставай!

А Федюшка – спит,
И подушка – спит,
И перинка – спит,
И простынка – спит!

Потягушки не сдаются,
Не сдаются, с Дрёмой бьются:
Просыпайся, глазок,
Просыпайся, другой,
А не то поиграть
Не успеем с тобой!

Нет, Федюшка – не спит!
И подушка – не спит!
И перинка – не спит!
И простынка – не спит!
Поиграть пришли? Ура!
Начинается ИГРА!

Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растём,
растем,
растем!

Нина Пикулева

Сказка: «Умелые руки», «Кот-рыболов» (Сутеев). Беседа по содержанию и картинкам.
Друзья, мы же получили Письмо от Деда Мороза! Настоящий почтальон принёс заказным письмом!!! Вот это был неописуемый восторг! Это бабушка наша постаралась. Письмо красочное, содержание достойноеJ! Ребёнок счастлив!
Прогулка. Наблюдение
Опять из-за морозов дома сидели… А хотели птиц покормить, потому что им холодно и голодно…Наблюдали только из окошечка на безветренную погоду, как из огромной трубы пар идёт прямо в небо. Наблюдали за снежком, который красиво падал и за другими окошками, которые «мигают» (многие уже гирлянды развесили).
Занятие №3. Музыкальное развитие
Моцарт и хор-капелла (рождественские песенки)
Вечерняя сказка: «Овца, лиса и волк»
Коврик ортопедический (массажный для ступней)




18 декабря, вторник
Слоги: са-се-сё-си-со-су
Пальчиковая гимнастика
Занятие №1. Аппликация манкой «Ёлочка в снегу».
На заготовке нарисована ельJ, вокруг неё снежок. Нужно всю ёлочку снежком засыпать. Сразу делали вместе. Я клеем намазывала, а Фёдор манкой посыпал! Ёлка получилось шикарнаяJ!
Занятие № 2. Речевое развитие (сказка и стихотворение)
Сутеев «Дядя Миша», беседа по сюжету и картинкам.
Шилов Н.П. «Сороконожки» (его нет в сети, как же так…)

Где бежит в лесу дорожка
С бугорка на бугорок,
Шли домой Сороконожка
Да ещё Сороконог.
Говорили о цветочках,
О проказах малышни,
Сын и две любимых дочки,
Как всегда, за ними шли
Следом в след –
Таков порядок –
На извилистой тропе…
И сверкали двести пяток,
Словно искорки в траве.

Прогулка. Наблюдение
На улице минус 32 градуса было утром… Этим всё сказано…
Вспоминаем дома, какие мы видели на улице ёлочки, засыпанные снегом. Похожа ли наша ёлочка (аппликация) на настоящие, которые мы рассматривали около леса и магазинов. Каждая веточка этих елей была покрыта пушистым снежочком.
- А какого цвета были огоньки на ёлочках (гирлянды)?
Наблюдали из окна за природой при таком морозеJ
Поиграли с большой коробкой, наполненной пуговицами. Пришлось позволить, рискуя потом не увидеть многие пуговицы на местеJ… Заодно повторили фигуры, цвета и развивали мелкую моторикуJ!

Занятие №3. Социальный мир
«Наш Мишка простудился. Надо его полечить»
У Фёдора детская больничка из 29 предметовJ
- Как мы будем лечить Мишку?

Вечерняя сказка: «Баба Яга»
Коврик массажный (ходим по нему ножками)
 



19 декабря, среда

Слоги: та-те-тё-ти-то-ту
Пальчиковая гимнастика
Занятие №1. Математическое развитие (счёт, цвет)
«Строим гараж для грузовичка» (из объёмных геометрических фигур).
- Давай стоить гараж для нашего грузовичка, где наши кубики? Каких они цветов? Здесь есть объёмные треугольники и прямоугольники.
- Из чего будем строить гараж (пусть ребёнок подумает и предложит свой вариант)? Выбирай фигуры. Построили.
- Посчитаем, сколько «кирпичиков» ушло на гараж? (считаем вместе)
- А что ты хочешь еще построить?
 Затем спонтанно у нас еще одно занятие возникло. Мы взяли три банки с мелочью: монеты (10, 1, 5, 50 копеек) и стали их перебирать. Золотые – в одну сторону; серебряные – в другую. Потом решили все десятчики переложить в бутылку винную. Ребёнок был очень увлечён, у него давно интерес к копилкам. Обычно он папины коллекции по 10р копошитJ! А тут маленькие монетки. Часа полтора мы с ним сидели: интересно же маленькие десятчики в тонкое горлышко бросатьJ. Потом руки мыли до локтейJ.
Занятие №2. «Костёр» (отпечатки бумагой).
Фёдор занимался с папой, потому что я пекла пирог. У них такой костёр получился!!! Надо его сфотографировать и выложитьJ! Занятие прошло на славу!
Прогулка. Наблюдение
Погода нас порадовала и выпустила погулять минут на 25J. Как только ветер утих, и стало меньше 20 градусов мороза, мы поехали на саночках. Понаблюдать смогли только за новыми снежными горками, которые скоро будут заливать водой, чтобы потом кататься!!!
Занятие №3. Физическое развитие
«Мы топаем», «Беги и лови», «Катаем мячик» - игрыJ
Вечерняя сказка: «Морозко»


Нина Никитина
«Баю-баю, птенчик мой»
(это наша первая книжка, нам её подарили в 6 месяцев). Решили перечитать. Я начинаю, сын продолжает стихиJ

Воробьишке снится сон:
Вместо гнёздышка - батон,
Мягкий, как пуховичок,
И вкусней, чем червячок!

Под крылом любимой мамы
Сладко спится пеликану...
Перестал шуршать камыш -
Подрастает пусть малыш.

Снегирёк уснул на ветке
Под рябиновым зонтом.
В тёплой шубке спиться крепко -
Снится мама, снится дом...

Кто так сладенько храпит?
То цыплёнок крепко спит.
И колышет ветерок
Колыбелечку-листок.

Дятел выдолбил дупло -
В доме птенчикам тепло.
Пока детки будут спать,
Надо шишек натаскать.

Лебедь песенку поёт,
Сын под песенку заснёт.
Сладко спит сынок в гнезде -
Соску выронил во сне.

Вдаль уносит лодочка
Спящего утёночка.
Видит он себя во сне
Штурманом на корабле.

Цапля песню сочиняет,
Колыбелечку качает...
Спать малышка не спешит -
Рыбки-куклы хороши!
Мама убаюкает
Дочку вместе с куклами.

Вечерами соловей
Распевает для друзей...
Днём, чтоб отдыхали ушки,
Прикрывает их подушкой.

Спят зверята, рыбы, птицы...
Только совушке не спится:
По ночам мышат гоняет
Или с шариком играет.
Коврик массажный, ортопедический (ножками ходим по нему) 






20декабря, четверг

Слоги: фа-фе-фё-фи-фо-фу
Пальчиковая гимнастика
Занятие №1. Лепка. Свободное творчествоJ
Иногда нужно позволять ребёнку (вместо обычного занятия) самому придумывать «пластилиновые» темы. Посмотрите потом на его довольное и воодушевлённое лицо, когда малыш поймёт, что весь пластилин в его полном распоряженииJ!
Занятие № 2. Речевое развитие
Владимир Степанов
«Молочная машина»
Молочная машина
По городу идёт.
Корова Катерина
Машину ту ведёт.
Синеет солнце ярко,
Аж боязно моргнуть.
К воротам зоопарка
Корова держит путь.
Она кричит тигрятам
Уже издалека:
- Кому налить, ребята,
Парного молока?
Вот домик Обезьянки.
Вот Ёжик у крыльца...
Кому налить сметанки
Кому дать варенца?
Не зря же я всё лето
Ходила на лужок.
Ну чистая конфета
Катюшин творожок.

 «Вежливый пони»
В ожидании трамвая
Встала очередь живая:
Первым – Пони,
Дальше – Свинка,
Свинка с розовой корзинкой.
Мишка
С книжкой,
Кот с гармошкой
И Наседка
С поварешкой…
Кто же первым
Был в вагоне?
Пони? Нет, друзья,
Не Пони.
Он последним
Сел в вагон,
Потому что
Вежлив он.


«Про котёнка»
Как-то около базара
Мама сына потеряла -
Не барашка, не козленка,
А пушистого котенка.
- Ко-ко-ко, - сказала квочка, -
Хочешь быть моим сыночком?
Будем зёрна мы клевать,
Занавески вышивать.
А котенок ей в ответ:
- Мяу- мяу! Нет – нет - нет!
- Может быть, - спросила мышка, -
Станешь ты моим сынишкой?
Будем норки вместе рыть,
На обед кисель варить.
А котёнок ей в ответ:
- Мяу- мяу! Нет – нет - нет!
Машет крылышками утка:
- Стань моим сынком, малютка!
Будем плавать мы в реке,
Будем крякать в тростнике.
А котёнок ей в ответ:
- Мяу- мяу! Нет – нет - нет!
Отыскала сына кошка,
Язычком умыла крошку.
- Ты устал, поспи, родной,
Мамы хватит и одной.

«Чудо-смешинки»
Мышка Марфуша по улице шла,
Мышка корзинку смешинок нашла.
Вот уж смеялась она от души,
А вместе с Марфушей и все малыши.

Чудо-смешинки по свету летят,
Чудо-смешинки смешат кенгурят,
Ловят смешинки  мартышки сачком,
А поросята — хрю - хрю — пятачком.

Смеются пингвины на льдине седой.
Пингвины -  на льдине, дельфин - под водой.
Хохочет акула и розовый кит.
От смеха вода в океане бурлит.

К мышке Марфуше спешит почтальон:
Просит смешинок прислать ему слон.
В джунглях сегодня большой хоровод,
Сам бегемот посмеяться придёт.

На небо попала смешинка одна,
И в небе -  ха-ха — рассмеялась луна.
Дрыхи и те перестали сопеть,
Начали дрыхи смеяться и петь.

«Чудесный пароход»
К берегу причалил
Чудесный пароход,
Высыпал на берег
Радостный народ.

На самокате едет Слон,
Огромной шляпой машет он.
За ним – Тигрёнок-акробат,
Он кувыркаться с детства рад.

Жонглируют кокосами
Мартышки длинноносые.

А Бегемоты-силачи
Бросают гири, как мячи.

Шагают по канатам
Оранжевые львята.
Встал на ходули Пеликан
И закричал: - Я - великан!

А ты кто будешь, Мишка?
- Я – клоун Торопыжка.
Жираф по небу носом – чирк,
И написал на небе: ЦИРК!

Прогулка. Наблюдение
Наблюдал сам из окна за работой дворника, еще и меня позвал, чтобы показать и объяснитьJ. Наблюдали за «мигающими окошками» (как сын их назвал) – окнами, украшенными гирляндами к новому годуJ. Рассматривали новогоднюю иллюминацию на дорогах. Ждём новый год активноJ!
Занятие №3. Музыкальное развитие
Песни (капелла).
Вечерняя сказка: перечитали книжку И. Арефьевой «На колёсах. С ветерком» (скоро возвращать в библиотеку). Беседы по картинкам и содержанию стихов про нашу любимую спецтехникуJ (тексты и иллюстрации смотрите в расписании прошлой недели).
Массажный коврик,  ортопедический (ходим ножками).





21 декабря, пятница

Слоги: ха-хе-хё-хи-хо-ху
Пальчиковая гимнастика
Занятие №1. Рисование. «Ёлочка-красавица»
Разукрашивание красками по контуру (гуашь). Заранее нарисуйте ёлочку, вокруг неё снежок, а саму ель нужно будет только раскрасить. Можете выполнять вместе, то есть на одной заготовкеJ. Думаю, ребёнок вполне быстро справится!
Занятие №2. Речевое развитие с элементами театрализации
«Рассматривание ёлки, украшенной игрушками» - беседа, описание ёлочки, игрушек (обогащаем речь ребёнка именами прилагательными). Вспоминаем, какие стихотворения про ёлочку мы уже знаем?
Игра-импровизация: «Хоровод игрушек возле ёлки». Предложите малышу самому выбрать игрушечных персонажей для хоровода. Пусть импровизирует, проявляя фантазию!
- А какие стихотворения (мишки, зайчики и тд) приготовили для ёлочки и Дедушки Мороза? Если получится, что ребёнок расскажет стих от лица какого-либо персонажа, считайте, что занятие прошло на 5+ J!!!
- А давай теперь мы прочитаем игрушкам наше стихотворение из книжки, которая появилась у нас вместе с елью к празднику! Книжка выполнена в виде нарядной ёлочкиJ. На прошлый новый год Фёдору эту книжку тётя Света подарила, а потом мы её вместе с ёлочкой убрали. Теперь она для нас словно новая!

Александр Мецгер
Ёлочка-красавица,
Леса украшение,
Чтобы всем понравиться,
Вдруг на удивление
Распустила веточки,
Чудные иголочки -
Словно крошки-деточки,
На волшебной ёлочке.

Звери удивляются:
- Выросла красавица!
К ёлке приближаются,
Как она им нравится!

Мишка косолапый
Вылез из берлоги.
Он лохматой лапой
Ёлочку потрогал.

Птицы прилетели,
Прибежали волки,
У высокой ели
Трогают иголки.

Даже Зайка серый
Перестал резвиться,
Хоть и был несмелым,
К ёлочке явился.

На пушистых ветках
Луч в объятьях снега
Заискрился редким,
Серебристым светом.

Улыбнулось солнышко
Ёлочке–красавице.
Разве наша ёлочка
Может не понравиться?!


Прогулка. Наблюдение
Игра «Кто что делает?» (птицы летают, животные бегают). Лото (или картинки) «Дикие животные (белка, лиса, заяц, волк, медведь и тд). Либо вы сначала показываете картинку и комментируете, либо сразу, показывая иллюстрацию, спрашиваете: кто это и что он делает?
Занятие №3. Физическое развитие
Игра (подвижная) «Поезд и туннель» (поезд должен проехать под туннелем). Импровизируйте с условиями игрыJ. Я была паровозом, а Фёдор – вагончикомJJJ
Вечерняя сказка: пожелали перечитать русскую народную сказку про «Кота и лису».
Коврик массажный (ходим по нему ножками).

Желаю всем волшебных предновогодних выходных, драгоценные Друзья!



«КРИТИК И БУНТАРЬ

К  сожалению, у нас все еще не перевелись теоретики, которые продолжают
твердить,  будто  ребенок, как автомат, без раздумья, послушно копирует нашу
"взрослую" речь, не внося в нее никакого анализа.
     Эта   неправда   декларируется   даже   в   научных  статьях  -  именно
декларируется,  потому  что  доказать  ее  никак  невозможно.  Стоит  только
внимательнее  приглядеться к языковому развитию детей, чтобы стало ясно, что
подражание  у  них сочетается с самым пытливым исследованием того материала,
который предлагают им взрослые:
     - Кочегарка - жена кочегара?
     - Судак - это которого судят?
     - Начальная школа - это где начальники учатся?
     - Раз  они  пожарные,  они  должны  делать пожар, а тушить пожар должны
тушенники!
     Какой  ребенок  уже  на  четвертом  году  не приставал к своей матери с
такими  вопросами,  в  которых  заключается самая строгая и даже придирчивая
критика "взрослых" речений:
     - Почему сверчок? Он сверкает?
     - Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит.
     - Почему ты говоришь: тополь? Ведь он же не топает.
     - Почему  ты  говоришь: ногти! Ногти у нас на ногах. А которые на руках
- это рукти.
     - Почему ты говоришь: рыба клюет? Никакого клюва у ней нет.
     - Почему разливательная ложка? Надо бы наливательная.
     - Почему  перочинный  нож?  Надо бы оточительный. Никакие перья я им не
чиню.
     Нет  ребенка,  который  в  известный  период  своего духовного роста не
задавал  бы  подобных  вопросов.  Названный период его жизни характеризуется
самым пристальным вглядыванием в конструкцию каждого слова.
     Я,  например,  знаю  очень  многих ребят, отвергающих слово "художник",
так  как  они  уверены, что, если слово начинается наречием "худо" - значит,
это  слово  ругательное.  О.И.Капица  рассказывает  о  пятилетнем  мальчике,
который говорил про художника, сделавшего иллюстрацию в книжке:
     - Он совсем не художник: он очень хорошо нарисовал.
     Смастерив какую-то картинку, этот же мальчик воскликнул:
     - Посмотрите, какой я хорошник.
     Когда же картинка особенно удается ему, он говорит:
     - А теперь я прекрасник!*
     ______________
     * О.И.Капица, Детский фольклор, Л. 1928, стр. 181.

     О  чем  бы  мы  ни  говорили с ребенком, мы не должны забывать, что он,
жадно  впитывая  в  себя  наши  слова, требует, чтобы в них была безупречная
логика, и не прощает нам ни малейших ее нарушений.
     Это очень наглядно показывает такой, например, эпизод.
     Мать рассердилась и сказала трехлетнему Ване:
     - Ты мне всю душу вымотал!
     Вечером пришла соседка. Мать, разговаривая с нею, пожаловалась:
     - У меня душа болит.
     Ваня, игравший в углу, рассудительно поправил ее:
     - Ты  сама  сказала, что я у тебя всю душу вымотал. Значит, у тебя души
нету и болеть нечему.
     Ему  неведомо, что такое душа, но он по своему трехлетнему опыту знает,
что,  если  что-нибудь выпито, вылито, вымотано, оно перестает существовать,
- и говорить, будто оно болит, не годится.
     Таких случаев великое множество». Корней Чуковский «От двух до пяти»

Дорогие Друзья, мы совершенно разболелись, поэтому у нас вынужденные каникулы. Занятия и блог продолжатся после новогодних праздников! Всем желаю много Доброты в новом году!!! До встречи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий