вторник, 20 ноября 2012 г.

Ежедневные занятия с ребёнком 2х лет ( 19-23 ноября)

 

«Деревенский мальчик Ендрик

Уже ходит. Держась рукой за дверной переплет, осторожно перелезает из избы через порог в сени. Из сеней по двум каменным ступенькам ползет на четвереньках. Перед хатой встретил кота: поглядели друг на друга и разошлись. Споткнулся о грядку, остановился, смотрит. Нашел палочку, сел, роется в песке. Рядом лежит картофельная кожура, берет ее в рот, во рту полно песка, скривился, плюет, бросает. Снова на ногах, бежит навстречу собаке, собака грубо опрокидывает его. Скривил губки, вот-вот заплачет, нет: что-то вспомнил, тянет метлу. Мать идет поводу, уцепился за юбку и бежит уже уверенней. Группа старших детей, у них тележка - смотрит; его отогнали, встал в сторонке - смотрит. Два петуха дерутся - смотрит. Его посадили в тележку, везут, опрокинули. Мать зовет его. Так проходит первая половина из шестнадцати часов дня. Никто не говорит ему, что он еще маленький, он сам чувствует, что ему не под силу. Никто не говорит ему, что кот может оцарапать, что он не умеет еще спускаться по ступенькам. Никто не запрещает играть со старшими детьми. "По мере того, как Ендрик подрастал, все дальше от хаты уходили дороги его странствий"… (Виткевич).
Частенько ошибается, падает - ну что же, набивает шишки, гордится шрамами.
Нет, нет, я вовсе не хочу заменить излишек опеки полным ее отсутствием.
Я только хочу отметить, что годовалый ребенок в деревне уже живет, тогда как у нас зрелый юноша еще только входит в жизнь. Помилуйте, да когда же он жить-то начнет?

Бронек хочет открыть дверь.

Подвигает стул. Устал, отдыхает, но о помощи не просит. Стул тяжелый, малыш прямо замучился с ним. Тащит его поочередно то за одну, то за другую ножку. Работа идет медленно, но что-то получается. Вот уже стул близко от двери, ему кажется, что он достанет, влезает на стул, стоит. Чуть придерживаю его за платье. Закачался, испугался, слезает. Подвигает стул к самым дверям, но сбоку от щеколды. Вторая неудачная попытка. Ни тени нетерпения. Снова работает, только паузы для отдыха немного удлинились. В третий раз влезает на стул: ногу вверх, хватается рукой и опирается согнутым коленом, повисает, ищет равновесие, новое усилие, рукой хватается за край, лежит на животе, пауза, бросок телом вперед, становится на колени, выпутывает ноги из платья, стоит. Как жалки эти лилипуты в стране великанов! Голова вечно задрана кверху, чтоб хоть что-нибудь увидеть. Окно где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, надо быть акробатом. Усилие всех мускулов и всего ума, чтобы наконец дотянуться до щеколды.
Двери открыты - глубоко вздыхает. Этот глубокий вздох облегчения мы наблюдаем уже у самых маленьких детей после каждого усилия воли, длительного напряжения внимания. Когда мы заканчиваем интересную сказку, ребенок вздыхает точно так же.
Я очень хочу, чтобы вы поняли это.
Этот глубокий одинокий вздох доказывает, что до сих пор дыхание было замедленно, поверхностно, недостаточно, ребенок затаив дыхание смотрит, ждет, следит, напрягается, вплоть до того момента, когда начинается нехватка кислорода, отравление тканей. Организм тут же приводит в состояние тревоги дыхательные центры, следует глубокий вздох, возвращающий равновесие.
Если вы умеете диагностировать радость ребенка, интенсивность его радости, то вы должны были заметить, что величайшей радостью становится счастье преодоленной трудности, достижения цели, открытой тайны, радость победы и счастье самостоятельности, овладения, обладания.
- Где мама? Мамы нет. А ну поищи.
Нашел! Почему он так хохочет?
- Вот погоди, мама тебя догонит. Ой, не может поймать.
До чего же он счастлив!
Почему он хочет ползать, ходить, вырывается из рук? Обычная сцена: он семенит, удаляется от няньки, видит, что нянька бежит за ним, убегает, утрачивает чувство опасности, бежит вперед, сам не зная куда, в экстазе свободы - и, подхваченный кем-нибудь, вырывается, колотит ногами, верещит.
Вы скажете: избыток энергии, но это физиологическая сторона, я же ищу психофизиологическую.
Я спрашиваю: почему он хочет сам держать стакан, когда пьет, и чтобы мать даже пальцем к нему не прикасалась, почему, даже не желая есть, все же ест, если разрешить ему самому держать ложку? Почему с радостью гасит спички, тащит отцовские тапочки, несет бабушке скамеечку под ноги? Что это, подражание? Нет, нечто гораздо более ценное и значительное.
- Я сам! - кричит он тысячу раз, жестом, взглядом, улыбкой, умоляя, сердясь, плача».    
Януш Корчак «Как любить ребёнка»

Как мы провели выходные
В Челябинске наступила настоящая зима в ноябре. Навалило снегаJ! Белого, пушистого, хрустящего, еще такого чистого!
В субботу Фёдора возили в парк Гагарина. Там он накатался на санках, наблюдал за лошадями, играл в снежки. Днём они с бабулей пекли пирожки и колобок! Ребёнок сам раскатывал тесто маленькой скалочкой (бабушка где-то раздобыла), резал тесто, лепил пирожки. Придумал испечь колобка, наверное, в продолжение пятничного занятия с элементами театрализации по сказке «Колобок», хи-хи. Еще захотел сделать котлету в тесте и сам воплотил свою идею в жизнь (котлета у бабули готовая была, он только в тесто завернул)J. Надо было видеть, с каким же удовольствием, восторгом ребёнок потом кушал эту выпечку, угощал дедушку, а потом и маму с папой.
Воскресенье
Гуляли в городском саду имени Пушкина. Там настоящий паровоз, по которому Фёдор любит ходить и тд. Аттракционы, пони, сани и многое другое! Рассматривали семейные альбомы с фотографиями. Вот была потеха! Двухлетний Фёдор изучал фото с великим интересом и вниманием, но никак не мог согласиться с тем, что мама, папа, бабушка и даже дедушка Олежка были такими же маленькими как он. А на себя, когда лялей был, вообще с открытым ртом смотрелJJJ!
Научился самостоятельно чистить варёное яйцо и есть гранат, выплёвывая косточки. Ходил потом такой гоооооооооордый, важныйJ!
Уже вторые выходные у нас любимая игра – «Больничка» (29 предметов)J! Лечит всех  и ПОСТОЯННО! Еще и приговаривает из мультика про «Машу и Медведя»: «Давай-давай лечиться! Еще один укольчик и будешь ты здоров!»

19 ноября, понедельник
Слоги: са-се-сё-си-су-со (для тех, кто впервые читает, про слоги – см. пост от 5 ноября)
Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Математическое развитие (счёт, цвет, элементы конструирования).
Игры: «Какой это формы?» и «Разложи в коробки».
Сегодня к нам на занятие пришла собачка (наш резиновый пёсик Барбосик). Давай научим собаку с нашими геометрическими фигурами. Давайте вместе посмотрим, какие фигуры есть в нашей синей коробке?
- вот 5 фигур квадратной формы: 2 жёлтых и 3 зелёных, мы их называем кубиками;
- вот 4 фигуры треугольной формы. Они похожи на крыши маленьких домиков (тут интереснее, друзья: я не знаю, как объяснить ребёнку, что объёмный треугольник называют тетраэдр… Да и вряд ли ему это надо знать в 2 года). Говорю, что это объёмные треугольники оранжевого цветаJ
Теперь я, ты и наш Барбос будем играть в игру:
1 положим все объёмные треугольники в зелёное ведерко, а какого цвета наши объёмные треугольники, напомни собачке?
2 Сам кубики положи в синий ящик; сначала 2 жёлтых, потом 3 зелёных.
3 А что ты можешь построить для Барбосика из этих фигур. Сам придумал строить домики: кубик+тетраэдрJ. А построим высокую башню для собачки? Насколько же высокая она у нас получится?
Занятие № 2. Речевое развитие.
1 Сказкотерапия. Сказка про то, как не бояться темноты.
2 Стихотворение Елены Благининой «Огонёк»:
Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
Читаю стихотворение, рассматриваем картинки в книжке.
Сегодня Фёдор решил еще и полепить. Сам взял новый пластилин и налепил собственное произведение искусства. Сфотографировала, надо будет выложитьJ.
Прогулка. Наблюдение
На улице уже много снега. Деревья стоят все без листочков. Только у нас на подоконнике у дерева зелёные листочки, потому что дома тепло (как в стихотворении про цветок-огонёк). Давай посмотрим, потрогаем листочки у нашего домашнего дерева-грейпфрута. Как и в стихотворении оно стоит на окошке. Вы с папой его бережёте и поливаетеJ.
Еще один спонтанный опыт-наблюдение: бабуля подарила Фёдору медведя, которого нужно посадить в воду на 48 часов, чтобы он вырос в несколько раз. Посадили его в трёхлитровую банку. Наблюдаем и ждёмJ.
Занятие № 3. Музыкальное развитие
Сегодня мы дважды подолгу гуляли, поэтому полноценно провести музыкальное не удалось. Фёдор послушал с папой какие-то песенки, побегал под них, натанцевалсяJ. Это была не классикаJ.
Сказка вечерняя. Сказку не удалось прочитать тоже, потому что ребёнок выбрал книгу «Едем, плаваем, летаем» и самостоятельно её смотрел и комментировал.
Коврик массажный (ходим по нему ножками)


Вторник, 20 ноября

Слоги: та-те-тё-ти-то-ту

Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Аппликация. Техника: посыпание гречкой. «Подсолнух».
Сначала читаем стихотворение и рассматриваем картинкуJ (у нас такая книжка как раз есть).
М. Пляцковский

Под солнышком,
Под солнышком,
Прямо у дорожки,
Золотой подсолнушек
Застыл на тонкой ножке.
Наверно, важный генерал,
Прославленный всемирно.
Ему однажды приказал
Стоять по стойке смирно.
Затем я выполняю на своём листе-заготовке, комментирую свои действия, ребёнок наблюдает. Теперь на его листочке намазываю клеем пва середину подсолнуха и предлагаю сыну самому насыпать туда гречку и придавить рукой. Оставшуюся гречку высыпаем, кладем, чтобы клей высох. Подсолнух готов. Надо отметить, что на моей заготовке получилось гораздо хуже, чем у Фёдора. Нужное количество клея (чтобы крупа приклеилась) определилось лишь ко второму разуJ. А так идея оказалась очень интересной.
Занятие № 2. Речевое развитие.
Нина Пикулева
Потихоньку, помаленьку,
Понемножку, не спеша,
Ели мы с тобою кашу.
Правда, каша хороша?
Это — ложка,
Это — чашка,
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало! Как же так?
Так случайно подобралось стихотворение, только сейчас замечаю, что про гречку- как в аппликацииJ
Сказкотерапия. Читаем сказку про то, как один мальчик не любил убирать за собой игрушки и попал в страну нерях.
 Прогулка. Наблюдение
Покажи куст и дерево, чем они отличаются? Наблюдение за воробьями, сидящими на кустике. Наблюдали за синичками на дереве. Чем синица отличается от воробья? (цветом). Собака и её повадки (в гостях у дедушки видели, как собачка косточку грызла). «Знакомство» с сосулькамиJ, трогали, изучали (прозрачная, длинная как палочка, холодная, тает в тепле).
Занятие № 3. Социальный мир.
1 «Угостим гостей овощами и фруктами».
- к нам в гости пришли два малыша (куклы ляльки). Будем их угощать овощами и фруктами (у нас есть набор пластмассовые овощи-фрукты, которые можно резать ножиком детским). Угостим-ка их по-настоящему! Что для этого нужно: накроем стол, возьмём посудку, всё порежем и разложим на тарелочки. Дадим малышам и научим их правильно кушать.
2 Работа по иллюстрациям. Рассматриваем картинки с овощами и фруктами, ребёнок называет то, что на картинке. Вы можете проговорить: овощ это или фрукт (для общего развития)J
Сказка вечерняя. Читали Корнея Чуковского «Мойдодыр» и «Муху Цокотуху» (сцены насилия пропускала; в детстве я и не замечала, насколько кровожадная сказка…)
Коврик массажный (ходим по нему ножками


21 ноября, среда

Слоги: фа-фе-фё-фи-фо-фу (для тех, кто впервые читает, про слоги – см. пост от 5 ноября)

Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Математическое развитие (счёт, фигуры). «Разноцветные фигуры в лабиринте» (у нас есть такая игрушка, можно взять любую, подходящую для такого занятия).
- На нашем лабиринте, с которым мы так давно не играли столько много разноцветных геометрических фигур.
- А кто живет в нашем лабиринте? (лёвушка). Давай с ним поиграем.
- Какие же фигуры охраняет лев в своём лабиринте? (шарики и кубики).
- А это что? (домик). Какого он цвета? (жёлтый)
- Давай покажем льву, как мы умеем находить красные шарики. Сколько шариков мы нашли? (посчитаем вместе)
- Покажи лёве сам, где спрятались зелёные шарики? А розовые? А жёлтые? (посчитаем их – всех по 3 шт).
- А вот у нас шарик нового цвета, который мы еще не знаем – Фиолетового.
- Давай-ка еще раз посчитаем для лёвы шарики, чтобы он запомнил: у нас 3 зелёных шарика, а это что? (красный кубик).
- Мы узнали новый цвет – фиолетовый! У нас в книге есть стихотворение про цвета, давай прочитаем нашему лёве и покажем картинки.
Сколько костюмов у хамелеона?
Андрей Усачев

Сколько костюмов у хамелеона?
Может быть, два, может, три миллиона.
Что ни минута - меняется цвет:
Красный,
Оранжевый,
Желтый,
Зеленый,
Голубой,
Синий,
И цвет - Фиолет.

Желтый костюм у него для пустыни.
Выйдет к воде - одевается в синий.
Ходит по клумбе - прямо букет -
Красный,
Оранжевый,
Желтый,
Зеленый,
Голубой,
Синий,
И цвет - Фиолет.

То он вишневый,
То он лимонный -
В общем, какой-то Хамелеонный…
И не опишешь точный портрет:
Красный?
Оранжевый?
Желтый?
Зеленый?
Голубой?
Синий?
И цвет – Фиолет?

Занятие № 2. Рисование (на закрепление цветов). «Радуга» - техника рисования кривых линий кисточкой, акварель.
Сначала выполняю сама листе-заготовке, комментирую свои действия, ребёнок наблюдает. Потом предлагаю ребёнку проделать то же самое по аналогии на своём листе-заготовке.
У сына получилась настоящая радуга с цветами, размазанными и плавно переходящими друг в другаJ. Почти вся комната была вымазана и закапана красками, но сколько впечатленийJ!
Прогулка. Наблюдение
Опыт: наш медведь, которого мы посадили в воду, вырос в несколько раз (как и было написано в инструкции). Теперь мы его вытащили из воды, он стал уменьшаться. Наблюдаем за его уменьшениемJ. Интересно!
Ходили кормить голубей, наблюдали, как они купались в луже. Видели много голубей, сидящих на яблоне и клюющих ранетки.
Занятие № 3. Физическое развитие.
Игра «Собираем шарики». У нас после праздника как раз осталось много надувных шариков, которые рассыпаны по всему балконуJ. Бегали, играя в догонялки. С папой они выполняют упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук : уголок и тд. Проползал через домик, ползание в препятствием.
Вечером Фёдор с папой изучали инструменты (молоток настоящий, отвёртки разные и тд.), у ребёнка было столько положительных эмоцийJ.
Сказка вечерняя: «Федорино горе» Чуковского (помнишь, мы на днях уже читали сказку про мальчика-неряху, который игрушки не убирал за собой) и «Краденое солнце» Чуковского, еще стихи Чуковского (сын попросил много почитатьJ)
Коврик массажный (ходим по нему ножками). Тут они с папой тоже придумали новое упражнение: по колючему коврику пробегает быстро и запрыгивает к папе на руки, хохооочетJ!
 




22 ноября, четверг
Слоги: ха-хе-хё-хи-хо-ху
Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Лепка.
Катаем шарики, делаем из них лепешечки, прилепляем на доску и оставляем на них отпечатки: подсолнух, яблоко, ягодка, слон, зайчик и тд. Специальным набором печатейJ. Ребёнку интересно!
Занятие № 2. Речевое развитие. «Рассматривание игрушки».
Мы выбрали для этого занятия музыкальную карусель с лошадками.
- В субботу ты был с бабулей и дедушкой в парке, видел лошадок, которые катали ребят. Летом ты сам катался на каруселях-лошадках. У нас дома тоже живут маленькие лошадки на музыкальной карусели. Давай найдём, где они у стоят? Теперь заведём карусель и понаблюдаем, что будут делать лошади, когда заиграет музыка? Лошади бегают по кругу, танцуют.
- Сколько же у нас лошадей на карусели музыкальной, посчитаем? (их 4)
- Какого они цвета?
- А что тут за геометрическая фигура? (на крыше карусели - шарик)
- Какого цвета этот шар? (золотой). По краю крыши тоже много шариков, только они маленькие, тоже золотые.
- Давай их вместе посчитаем (я считаю до 10, малыш просто слушает и запоминает; хотя он уже наизусть говорит цифры 1-10, не знаю только, насколько осознанноJ).
- Попросим лошадок еще раз потанцевать для нас? Заведи сам карусель (её нужно покрутить за крышу по часовой стрелке).
- А в какой книжке у нас живёт стихотворение про лошадку? (ребёнок любит эту книгу и помнит про стихотворение, приносит; читаем):
Агния Барто
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.


- Это мы сами прочитали, а хочешь, еще раз послушаем это стихотворение? Включаю радиопостановку музыкальную, слушаем и параллельно листаем книгу, смотрим картинки. Кстати, это помогает ребёнку запоминать стихи. Многие он уже наизусть рассказывает. Дикторы подают пример правильного проговаривания слов, это важно для развития в таком возрасте.

Прогулка. Наблюдение
Наблюдали за огромными сосульками, свисающими с крыши. Видели дерево-сосульку (на него вода с крыши капала, поэтому каждая его веточка была в виде сосульки). Еще сын сам увидел маленькую кормушку из пластиковой бутылки, которая висела у кого-то на балконе второго этажа, а из неё ела синичка. Вот он всем потом рассказывал об этом событии:)
Опыты: вода тёплая и холодная.
Занятие № 3. Музыкальное развитие.
Музыкальные детские инструменты: рояль. Сами на нём поиграли, послушали мелодию классическую – фортепьяно.

Сказка вечерняя: Корней Чуковский «Телефон».
Коврик массажный (ходим по нему ножками).





23 ноября, пятница

Слоги: ча-че-чи-чо-чу

Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Рисование (художественно-творческая деятельность)
«Камешки на берегу», техника отпечатков твёрдым предметом (гуашь). Как обычно: сначала сама(на своём листе-заготовке), комментируя все свои действия. Потом предлагаю малышу проделать то же самое на своём листе-заготовке.
Занятие № 2. Развитие речи с элементами драматизации
Игра-импровизация: «Как жираф обедал». Читаем стихотворения (по программе Детство) Благининой и Чёрного (точнее, их читает сам жираф, надетый на руку – игрушка для постановок кукольного театраJ):
   Пиставалка
(С. Чёрный)
 
– Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
– Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
– Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
– Отчего у няни
Волоса в сметане?
– Отчего у птичек
Нет рукавичек?
– Отчего лягушки
Спят без подушки?…
 
– Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.
 
1912

Обедать!
Автор: Елена Благинина
Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры –
Я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.
Не кормите тут же кошку:
Плошка кошки – в уголке.

Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба,
А на сладкое – компот.

Пообедали? Ну вот!
Что должны сказать?
- Спасибо!

Жираф просит кушать, ведь настало время обеда! Чем ты можешь покормить его? Расскажи жирафу, что ты сам любишь кушать на обед, а на завтрак?

Прогулка. Наблюдение
На улице наблюдали за работой трактора. За ночь навалило снега. Трактор чистил дорогу: «лопатой» J своей сгребал снег, а щётка сзади чистила дорогу до черноты. Это у нас сейчас любимоё занятие: наблюдать за спецтехникой и её работой…
На вечернюю прогулку возьмут с папой фонарик, очень ребёнку нравится светить в темноте.
Опыты: 1 тонет - не тонет
Можно проводить во время вечернего купания. Предложите ребёнку два предмета: тяжёлый и лёгкий. Объясните, что происходит, когда предметы попадают в таз с водой и почему.
2 Свечи горят.
Зажигание свечей, наблюдение за ними. Можно и свет для красоты момента выключить. При строжайшем присмотре взрослых!!!
Занятие № 3. Физическое развитие
Подвижные игры: «Беги ко мне», «Лови меня», «Догони мяч».
Сказка вечерняя: Корней Чуковский «Айболит»
Коврик массажный (ходим по нему ножками).


Желаем всем, Друзья и Читатели волшебных выходных!!!


«ОН И ОНА

     Замечательна  чуткость  ребенка  к  родовым  окончаниям  слов. Здесь он
особенно часто вносит коррективы в нашу речь.
     - Что ты ползешь, как черепаха? - говорю я трехлетнему мальчику.
     Но  он  уже  в  три  года  постиг,  что мужскому роду не пристало иметь
женское окончание "а":
     - Я не черепаха, а я черепах.
     Вера  Фонберг пишет мне из Новороссийска о следующем разговоре со своим
четырехлетним сыном:
     - Мама, баран - он?
     - Он.
     - Овца - она?
     - Она.
     - А почему папа - он? Надо бы пап, а не папа.
     Другой такой же грамматический протест:
     - Мама, у меня на пальце царап!
     - Не царап, а царапина.
     - Это у Муси если, - царапина, а я мальчик! У меня царап!
     От четырехлетней Наташи Жуховецкой я слышал:
     - Пшеница - мама, а пшено - ее деточка.
     О   такой  же  классификации  родовых  окончаний,  произведенной  одним
дошкольником, мне сообщают из Вологды:
     - Синица - тетенька, а дяденька - синиц.
     - Женщина - русалка. Мужчина - русал.
     Начинают играть:
     - Я буду барыня, ты, Таня, слуга, а Вова будет слуг.
     Позже,  к  семилетнему  возрасту, дети начинают подмечать с удивлением,
что  в русской грамматике слова одной и той же категории бывают и мужского и
женского рода:
     - Мам! Москва - она, и Пенза - она. Ростов - он, Смоленск - он*.
     ______________
     * А.Н.Гвоздев, Вопросы изучения детской речи, М. 1961, стр. 330.

     Когда  отец  Алены Полежаевой укоризненно сказал ей: "Ляля - бяка", она
тотчас же от этого женского рода образовала мужской:
     - Папа - бяк! Папа - бяк! Папа - бяк!
     - Папа,  ты мужчин! - говорит Наташа Маловицкая, так как с окончанием а
у  нее  связано  представление  о  женщинах.  Это  представление в некоторой
степени   свойственно   также   взрослым».      Корней Чуковский «от 2 до 5»    
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий