вторник, 6 ноября 2012 г.

Ежедневные занятия с ребёнком 2х лет. Планы-конспекты занятий (краткие)

 

«В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить.

Воспитанные сами в безвольном ожидании того, что будет, мы постоянно спешим в полное очарования будущее. Ленивые, мы не желаем искать красоты в сегодняшнем дне, чтобы подготовиться к достойной встрече завтрашнего утра, завтра само должно принести нам вдохновение. И что же это, "если бы он уже ходил, говорил", как не истерия ожидания?
Он будет ходить, будет ударяться о твердые края дубовых стульев. Он будет говорить, будет перемалывать языком жвачку каждодневной рутины. Чем же сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем его завтра? Если речь идет о трудностях, то оно более трудное.
А когда, наконец, наступает завтра, мы ждем нового дня. Потому что основной принцип: ребенок не есть, а будет, не знает, а лишь узнает, не может, а только сможет - приговаривает его к постоянному ожиданию.
Половина человечества лишена права на существование: ее жизнь  - несерьезна, стремления  - наивны, чувства - мимолетны, взгляды - смехотворны. Действительно, дети отличаются от взрослых, в их жизни кое-чего недостает, а чего-то больше, чем в нашей, но самое это отличие от нашей жизни доказывает ее реальность.
Что сделали мы для того, чтобы понять эту реальность и создать условия, в которых ребенок мог бы развиваться и расти?
Страх за жизнь ребенка тесно связан со страхом перед увечьем, страх перед увечьем связывается с необходимой для здоровья чистотой, и тут ремень запретов набрасывается на новое колесо: чистота и безопасность платья, чулок, галстука, варежек, башмаков, рубахи.
Нас беспокоит дыра уже не на лбу, а на штанах, чулках - там, где колени. Не здоровье и благополучие ребенка, а наше тщеславие и карман. Итак, новый виток запретов и заповедей приводит в движение колесо нашей собственной выгоды.
"Не бегай, попадешь под лошадь. Не бегай, вспотеешь. Не бегай, запачкаешься. Не бегай, у меня голова болит".
(А ведь в принципе мы детям разрешаем бегать: это единственное действие, которым мы дозволяем им жить.)
И вся эта отвратительная машина работает долгие годы, сокрушая волю, тормозя энергию, расщепляя силу ребенка.
Ради завтра мы пренебрегаем тем, что радует, смущает, удивляет, сердит, занимает его сегодня. Ради завтра, которого он не понимает, в котором он не нуждается, крадутся годы жизни, многие годы.
- Дети и рыбы немы.
- Еще успеешь. Подожди, пока вырастешь.
- Ого, у тебя уже длинные брюки, - вот это да, у тебя уже и часы есть. Покажись-ка... да у тебя усы растут.
И ребенок думает:
"Я ничто. Чем-то бывают только взрослые. Я ничто уже немного постарше. Сколько же еще лет ждать? Ну погодите, вот вырасту..."
Ждет и лениво перебивается со дня на день, ждет и задыхается, ждет и таится, ждет и глотает слюнки. Прекрасное детство?
Прекрасное? Нет, скучное, и если и есть в нем прекрасные минуты, то отвоеванные, а чаще всего – украденные».  Януш Корчак «Как любить ребёнка»


5ноября, понедельник

Слоги: Га-ге-гё-ги-го-гу;
Слогами мы "занимаемс" еще с младенчества. Тогда я пела их на мелодии любые либо просто чётко проговаривала, а малыш слушал, теперь сын же прекрасно повторяет за мной, временами хохочет (дело в том, что он уже давно разговаривает сложными предложениями и спрашивает: «Мама, а что это ты говоришь?»).
 Такие игры-занятия посоветовала логопед-психолог на месячной комиссии лялек в поликлинике. Об этом же написано в книге Кирилловой, Кудашова и Хоркуновой). В самом начале блога есть такая глава, кому интересно, там же и пальчиковая гимнастика. Слоги, произнесённые чётко – запоминаются ребёнком, он слышит, как правильно проговариваются звуки, как изменяются движения маминых губ и прочее. Пальчиковая гимнастика очень помогает развитию речи. Непосредственное влияние на развитие психических процессов оказывает развитие мелкой моторики. Из нейрофизиологии человека известно, что центр управления рукой находится рядом с центром речи. Поэтому нужно делатьмассаж ребёнку с первых дней его жизни по принципу "чем больше, тем лучше"! !!

Пальчиковая гимнастика
Тексты для неё в полной мере представлены мной в начальных разделах блога.

Занятие №1. Математическое развитие (счёт, цвет; конструирование)
«Что же нам принёс Мишутка?» Подробно писать не буду, цели и задачи, полагаю, вам итак понятны.
Объёмные кубики, треугольники, прямоугольники (всех по 3):
- давай посмотрим, что это нам в коробочке принёс МишуткаJ?
- теперь посчитаем (сколько кубиков?, сколько треугольников, сколько прямоугольников);
- какого они цвета (проговариваем). Если ребёнок затрудняется, мама задаёт наводящие вопросы: кубик такого же цвета как травка, а какого цвета травка? и т.д.);
- у нас есть кубики и треугольники, давай-ка попробуем построить домик мишке, а теперь зайке. Сколько у нас получилось домиков? Это как раз элементы консруирования (один, два);
- к нам пришёл поросёнок и просит дать ему один прямоугольник, а теперь один треугольник, еще – два кубика. Подай ему, пожалуйстаJ;
- а теперь подай Мишке кубик один, а зайке треугольник, пусть они тоже домик построят);


Занятие № 2. Развитие речи
Чтение сказки (сказкотерапия) про то, как один мальчик не хотел засыпать, и что из этого получилось. Сказкотерапия – интересное направлении, но найти нормальные тексты для двухлетнего ребёнка оказалось довольно сложно. Может быть, у меня просто большие запросыJ. Я нашла то, что нам подходит и купила готовые книги. К сожалению, в данном конкретном случае не могу предложить вам текст сказки, потому как получится реклама. А сама я, когда читаю что-нибудь и вижу рекламу, испытываю желание перестать читать этот источник. Порекомендовать могу, конечно, пишите мне – отвечу в личные сообщения. Вы можете заменить сказку и читать, например, русскую народную либо найти подобную нашей в интернете.

Стихотворение Елены Благигиной «Научу обуваться братца»:
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они – сапожки,
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!
- А ты умеешь обуваться сам? Давай попробуемJ
Почему я включила стихи в занятия? Очень хочется прививать любовь к чтению поэзии, чтобы потом ребёнок с интересом слушал стихи.

Прогулка. Наблюдение.
Ездили в конный клуб, наблюдали за лошадями. Кормили лошадок, смотрели, как ребятки катаются верхом. Получили массу положительных эмоций.

Занятие №3. Музыка
Произведения Моцарта и Чайковского. Детские песенки. Определяли весёлую и грустную мелодии.

Массажный коврик
Это чрезвычайно важно для правильного формирования стопы. Мы наблюдаемся у главного ортопеда города. Она обратила наше внимание на то, что ортопедическая обувь не даёт такого положительного результата, как хождение ежедневно по неровной поверхности! Вот! Делюсь и с вами! У нас специальный массажный коврик ортопедический. Сама наша ортопед рекомендует еще вот что: (у нее дома именно так, сама видела): продаются такие коврики (квадратиками или цельные), которые для коридора предназначены. Похожи на травку пластмассовую. У ортопеда весь коридор в таких ковриках, её внук постоянно наступает на них, когда из комнаты в комнату через коридор проходит. Мы купили, но с мягкостью ошиблись – слишком жесткий взяли. Сын по нему не может ходит босиком, но ступни щекотит с удовольствием или в носочках по нему скачет. А наш ортопедический коврик (мягкий и удобный, только дорогой:) в виде бабочки, малыш сам его берёт и наступает. Нет коврика – насыпайте фасоль, горох и тд в тазик или мешочек – эффект тот же будет!!! Кто-то пуговицы к одеяльцу пришивает, делитесь идеями, очень интересно же:)

Вечером сказка «Кот и лиса» (можно перед сном или перед купанием).

6 Ноября, вторник
Слоги: да-де-дё-ди-до-ду;
Пальчиковая гимнастика
Занятие №1. Аппликация. «Приклеиваем колёса к трактору гусеничному».
Пользуемся готовыми купленными заготовками (тоже не буду рекламировать название). Для меня сложно всё, что надо делать руками, друзья, поэтому я купила готовые занятияJ. Сыну нравится.
К такому занятию нужно подготовиться: вырезать 8 колёсиков из цветной бумаги). На одной заготовке вы  сначала проделываете все сами, малыш наблюдает, вы комментируете каждое своё действие. Затем предлагаете ребёнку (на его готовом листе с трактором проделать то же самое) уже самостоятельно. Конечно же, при необходимости вы можете помогать:) Для занятия нужно – 8 кругов, диаметр 4 см, клей. Удачи!
Занятие №2. Развитие речи
Сказка (сказкотерапия), про то, почему смелые мальчики ночью спять. Направлена на то, что некоторые детки не желают вовремя засыпать. На эту тему у нас несколько сказок, эта – вторая уже.
Стихотворение.  Нина Пикулева «Если в доме кто-то плачет»
Если в доме кто-то плачет…
Чаще всего в доме плачет сам Малыш...А если плачет мама или бабушка:) (шутя, разумеется)? И малышу так хочется поднять вам настроение. Давайте вместе про Барабульку вспомним, а кто это – малыш покажет вам, когда возьмется фантазировать с фломастером в руках.
Ходит Ежик во лесу –
Барабулька на носу!
Ежик ей ладошкой машет,
А она – поет и пляшет!

Если хочешь, мы с тобою
Завтра тоже в лес пойдем
И такую Барабульку
Обязательно найдем!

Прогулка. Наблюдение.
Небо сегодня голубое, или на небе плывут тучки? Земля сухая или мокрая? А почему? Проговариваем, что ноябрь – последний месяц осени. А совсем скоро наступит зима.

Занятие №3. Социальный мир
Игровая ситуация: «Мама (папа) хочет кушать. Что для этого нужно (посудка)? Чем будем угощать маму (папу)? Ребёнку очень нравятся такие игры, моему особенно.
Коврик массажный.
Сказка вечерняя:) «Кот и петух»

Друзья, пожалуй, я буду остальные дни этой недели добавлять сюда же. Так что не потеряйтесь

Среда, 7 ноября

Слоги:  жа-же-жи-жо-жи
Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Математическое развитие (счёт, геометрические фигуры)
«Пирамиды: большая и маленькая»
Сегодня к нам в гости пришёл Мишутка, ему очень хочется поиграть с твоими пирамидками. Научим его вместе? (это игровая ситуация).
- Давай покажем Мишутке твои пирамидки. Сколько же их? (две)
- А какая из них самая большая?
- Которая тогда самая маленькая?
- Давай научим Мишку правильно собирать пирамидки. Сначала маленькую: выбираем самые большие колечки, а потом все меньше и меньше.
- А теперь как правильно по порядку собрать большую пирамиду ты сам покажи Мишке. Только показывай ему, а то Мишка запутается, он же еще маленький.
- Мишка, а ты знаешь цвета? Сейчас Федя тебе расскажет, какого цвета колечки у пирамидок. Теперь и Мишка запомнит.
- А теперь дай Мишке самое большое колёсико, а теперь самое маленькое.
Занятие прошло прекрасно, ребёнку было очень интересно важничать перед Мишкой своими знаниями и учить егоJ

Занятие № 2. Рисование
«Осенний лес». Примакивание кисточкой. Заготовка: на листе бумаги нарисованы осенние деревья (три-два), с которых опадают несколько листочков. Вы на своём листе показываете, как с помощью примакивания кистью получаются жёлтые и красные, опадающие с деревьев листочки. Листочки на деревьях, на земле и падающиеJ. Потом предлагаете ребёнку проделать то же самое на его листочке. Мы пользуемся покупными красочными заготовками. Сама я рисую плохоJ.


Прогулка. Наблюдение
Отличительные признаки растений. Сравниваем деревья и кустарники: дерево – большое и высокое; куст – маленький и низкий. Ёлочка высокая, у неё вместо листьев иголочки зелёные. А вот берёзка, а куда же у неё пропали листочки? (вспоминаем, что осенью листочки опадают). А ёлочка круглый год в иголочках.
Занятие № 3. Физическое развитие
На воздухе погода нам позволила провести это занятие. Побегали. Ходьба по узкому пространству: по паребрику  (бордюру), по крокодильчику на детской площадке – выбирайте, как говорится, самиJ.
Сказка вечерняя (или перед сном – кому как удобнее). Читали сказкотерапевтическую про то, как от капризной Девочки, которая не хотела ложиться спать в кроватку, а потом её заправлять убежала кроватка.
Коврик массажный (ходим по нему ножками)

8 ноября, четверг
Слоги: за-зе-зё-зи-зо-зу
Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Лепка. «Бревенчатый мостик для лягушат». Катаем и прилепляем колбаски из пластилина.
На двух заготовках нарисованы: речка, бревенчатый мост через неё (не разукрашен, только очертания бревён), на каждом берегу по 2 лягушонка. Лягушата хотят поиграть вместе, как же им перебраться через речку. Давай сделаем для них мостик из пластилина. Сначала на своём листе проделываете всё, объясняя ребёнку свои действия (сначала оторвём маленький кусочек пластилина, скатаем колбаску, прилепим её на мостик – это наше первое брёвнышко и тд). Далее предлагаете малышу самому на своём листочке сделать мостик. Помогаете при необходимостиJ. УдачиJ! Мы еще игрушечную лягушку рядом посадили, когда лепили, она смотрела, правильно ли мы мостик лепимJ
Занятие № 2. Развитие речи.
а) Чтение и рассматривание картинок в книге Маршака «Про всё на свете»;
б) занятие по карточкам «Домашние животные» и «Животные, которые живут в лесу». У нас готовые прекрасные карточки. Можно использовать картинки из сказок и тд.
- кто это на картинке? А где живёт волчок-серый бочок? (в доме или в лесу?)
- смотрим картинок 20, называет животного ребёнок, говорит, что про него знает, где живёт животное;
 - найди ….(называете животное);
- а лисичка у нас заблудилась, забыла, где она живёт, поможем ей? Где она живёт, подскажи ей (ребёнок убирает картинку в сторону картинок лесных животных).
Сказка «Как мальчик животик кормил». Сказкотерапия.
Прогулка. Наблюдение
Ноябрь – самый последний месяц осени. Уже совсем скоро наступит зима. Солнышко не так ярко светит. Холодно, иногда идёт снежок, который быстро тает, образуя лужи. Уже висят кормушки для птиц.
Удалось не только увидеть шикарную, деревянную, резную кормушку для птиц, но и множество птичьих следов на свежем снежкеJ. Покормили голубей ранетками (яблоками прямо с дерева над кормушкой). Голуби ели с удовольствием. Но, когда малыш бросил им рябину, отказались кушать. Ребёнок сделал вывод, что гули больше яблоки любят, а рябина, наверное, горькаяJ
К нам в гости приходила Ксенька – ровесница. Мы сводили её в зоомагазин наш любимый. Еще раз понаблюдали за рыбками, крысами, мышками, хорькомJ. Только из-за такой насыщенной прогулки, спать на час позже легли днём.
Занятие № 3. Музыка. Моцарт, детские песенки. Фёдор и Ксюша под них устроили танцыJ
Сказка вечерняя «Вершки и корешки», «Царевна-Несмеяна».
Коврик массажный (ходим по нему ножками).



9 ноября, пятница
Слоги: ка-ке-кё-ки-ко-ку
Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Рисование. Тучки и облака. Техника – отпечатки мятой бумагой. Гуашь. Мало того, что мы в пятницу не успели порисовать, так обстоятельства сложились. Перенесли занятие на вечер воскресенья. Так и этого мало!:) Тут и, случилось у нас, друзья, непредвиденное. Посмотрел мой Фёдор, как я делаю эти "волшебные" отпечатки, сам разок сделал облачко белой гуашью... И всё... Не хочу, говорит, так делать. Руки пачкаются, дать мне кисточку! Ни уговоры, ничего не помогло... Рисовал тучки и облака кистью. А мне вот очень понравилась техника отпечатков бумагой - очень красиво, необычно получается:). Только в интструкции написано: сомните бумагу и макните её в гуашь. Мне так было неудобно. Поэтому я взяла и густой слой гуаши нанесла на бумагу, а туда уже смятой бумажкой макала, потом делала отпечатки в виде тучек:) Такие вот дела... Рассказываете, как вашим малышам подобные техники:)?
Занятие № 2. Развитие речи с элементами театрализации. Скзка «Колобок». Набор (резиновые игрушки) персонажей для сказки «Колобок».
- Давай сегодня расскажем и покажем сказку вместе, к нам в гости пришла Маша. Она ни разу не видела и не слышала такую сказку.
- Как начинается сказка про Колобка?
- Кто попросил испечь Колобок?
- Кто испёк? И тд.
- а теперь, когда колобок укатился от бабушки с дедушкой, кого он встретил первого? Предлагаете ребёнку самому выбрать игрушку-героя и поставить на стол. А потом Колобок покатился дальше в лес, как он катится? Малыш показывает. Кого теперь встречает? Ребёнок достаёт персонажа и вновь ставит его на стол. Видишь, игрушки с тобой для меня и Маши сказку всю показали!
- Посмотри, как Маше интересно! Вот, Маша, как мы умеем сказку показыватьJ!
Стихотворение Нины Пикулевой «Песенка про дождик» (как раз у нас нас вчера был ливень, после которого сегодня подмёрзли лужицы):
Дождик бегает по крыше -
Бом - бом - бом!
По весёлой, звонкой крыше -
Бом-бом-бом!
- Дома, дома посидите,
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите,
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте -
В дом, дом, дом!
А уйду - тогда гуляйте...
Бом...
Бом...
Бом...
Прогулка.  Наблюдение.
1) Особенности птиц. Сравнение голубя и воробья.
- Кто больше: голубь или воробей?
- Какого цвета голубь, а воробей?
- Что они любят кушать?
-Когда они не могут найти еду, куда они могут полететь? (к кормушке, там для них люди и ребятки кладут крошки, семечки и хлеб, потому что нужно помогать птичкам в холодную погоду).
Нам удалось покормить голубей и даже одного воробья хлебом. Ребёнку было интересно вживую сравнивать этих птиц, находить отличия.
2) Подмёрзли лужи, наблюдали за льдомJ (внешний вид, свойства: прозрачный, холодный, хрустит под ногами, скользкий).
3) Зашли в аптеку за бахилами. А там уже нарядили четыре шикарных ёлки! У ребёнка было столько восторга, словно он на празднике побывал. Ходил вокруг них, игрушки трогал, восхищался, одним словом. Такая насыщенная получилась прогулка у нас сегодня.
Занятие № 3. Физическое развитие. Игра в мячик. Кидать друг другу. Кидать и попадать мячом в ящик и тд.
Сказка вечерняя «Почему надо кушать?». Сказкотерапия.
Коврик массажный (ходим по нему ножками).


 

«Бабушка Ани Кокуш сказала ей с горьким упреком:
     - Ты недотёпа.
     Аня со слезами:
     - Нет, дотёпа, дотёпа!
     И вот восклицание Мити Толстого перед клеткой зоосада:
     - Ай, какие обезьяны уклюжие!*
     ______________
     *  Ср.  у  Полежаева: "И уклюжистые бары" (А.И.Полежаев, Стихотворения,
М. 1933, стр. 323) и у Игоря Северянина: "Ты послушай меня, мой уклюжий..."

     У  взрослых  отрицание  не  чаще  всего  прирастает к корням. Я впервые
подумал об этом, когда услышал такой разговор малышей:
     - Не плачь, он ударил нечаянно.
     - Нет, чаянно, чаянно, я знаю, что чаянно!
     Есть  целая  категория  слов,  не  существующих во "взрослом" языке без
отрицания.   Таково,  например,  слово  ожиданный.  Без  приросшего  к  нему
отрицания  оно  в новейшей литературе уже не встречается. Стандартной формой
стало: "неожиданный", но в прежнее время мы то и дело читали:
     "Ожиданное скоро сбылось..." (Щедрин).
     "Вместо ожиданной знакомой равнины..." (Тургенев).
     Некрасов в 1870 году ввел это слово в поэму "Дедушка":

                Вот наконец приезжает
                Долго ожиданный дед, -

но  в  первом  же  издании  той книги,  где  была  вторично  напечатана  эта
поэма, счел необходимым изменить всю строку:

                Вот наконец приезжает
                Этот таинственный дед*.
     ______________
     *  Н.А.Некрасов,  Полн.  собр.  соч. и писем, т. III, М. 1949, стр. 8 и
422.

     Дети  не  одобрили бы этой поправки. Ибо слово "ожиданный" живо для них
и сейчас.
     Лет двадцать назад я подслушал такой диалог:
     - Отстань, я тебя ненавижу.
     - Я тебя тоже не очень навижу.
     И то же самое довелось мне услышать недавно:
     - Мама, я не могу навидеть пенки». Корней Чуковский «от 2 до 5»

Комментариев нет:

Отправить комментарий