понедельник, 5 ноября 2012 г.

Ежедневные занятия с ребёнком 2х лет:)


 «Ошибки должны быть, и не надо их бояться: сам ребенок с поразительной проницательностью исправит их, только бы нам не ослабить в нем этой ценной способности, мощной защитной силы.
Если мы дали ему слишком много еды или что-то неподходящее – скисшее молоко, несвежее яйцо - его вырвет. Если мы дали ему неудобоваримую информацию - он не поймет ее, глупый совет - он не примет его, не послушается.
То, что я скажу сейчас, не пустая фраза: счастье для человечества, что мы не можем принудить детей поддаваться воспитательским влияниям и дидактическим покушениям на их здравый ум и здоровую человеческую волю.
Во мне еще не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребенка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, - меньше станет и загадок, и ошибок…

"Ку-ку, бедная лапочка, где у тебя бобо?"

Ребенок с трудом отыскивает еле заметные следы бывших царапин, показывает место, где был бы синяк, если бы он ударился сильней, достигает подлинного мастерства в отыскивании прыщиков, пятнышек и шрамов.
Если каждое "больно" сопровождается соответствующим тоном, жестом и мимикой бессильной покорности, безнадежного смирения, то "фу, как некрасиво!" сочетается с проявлениями отвращения и ненависти. Нужно видеть, как держит грудной малыш ручки, вымазанные шоколадом, видеть все его отвращение и беспомощность, пока мама не вытрет батистовым платочком, чтобы задать вопрос: "А не лучше ли было, когда ребенок, ударившись лбом о стул, награждал стул затрещиной, а во время мытья, с глазами, полными мыла, плевался и толкал няньку?"
Дверь - прищемит палец, окно - высунется и вывалится, косточка- подавится, стул - опрокинет на себя, нож - порежется, палочка-глаз выколет, коробочку с земли поднял - заразится, спички - сгорит.
"Руку сломаешь, машина задавит, собака укусит. Не ешь слив, не пей воды, не ходи босой, не бегай по солнцу, застегни пальто, завяжи шарф. Вот видишь, не послушался меня... Погляди: хромой, а вон слепой. Господи, кровь ! Кто тебе дал ножницы?" Ушиб оборачивается не синяком, а страхом перед менингитом, рвота - не диспепсией, а призраком скарлатины. Везде расставлены ловушки, повсюду таятся опасности, все зловеще и враждебно.
И если ребенок поверит, не съест потихоньку фунта неспелых слив и, обманув родительскую бдительность, не зажжет где-нибудь в укромном уголке с бьющимся сердцем спичку, если он послушен, пассивен, доверчиво поддается требованиям избегать всяческих опытов, отказаться от каких бы то ни было попыток, усилий, от любого проявления воли, то что сделает он, когда в себе, в глубине своей духовной сущности, почувствует, как что-то ранит его, жжет, язвит?
Есть ли у вас план, как провести ребенка от младенчества через детство в период созревания, когда как гром среди ясного неба падет на нее неожиданность крови, а на него - ужас эрекции и ночных пятен на простынях?
Да, она еще грудь сосет, а я уже спрашиваю вас, как она будет рожать. Потому что над этим вопросом и двадцать лет поразмышлять недолго».  Януш Корчак «Как любить ребёнка»

Приветствую всех, Друзья и читатели. Позвольте вам предложить новый вариант ведения моего блогаJ. Присылайте свои отзывы, будем выяснять, кому и что более по душе, от чего больше пользы. Полагаю, что первые три месяца после рождения малыша самые наполненные заботами, в это время мама привыкает к своему новому распорядку к привычкам и потребностям ребёночка. Мы с вами дошли уже в блоге до 4-х полных месяцев. Основа заложенаJ, принцип вам понятен. Хочу порекомендовать книгу по массажу: О. Ю. Ботякова «Мамин массаж с потешками». Довольно приличное издание, картинки понятные, только потешки мне не все понравились. Но это мне. Можно и самим подобрать при желании.
Итак, попытаюсь предложить вам планы наших занятий с Фёдором. Внимание, каждый малыш уникален! Кто-то любит и выдерживает несколько занятий в день, а кому-то много и одного. Смотрите на своего ребёнка и делайте выводы. Кто-то может решить, что в нашем расписании много занятий, но, повторю еще раз: всё очень индивидуально!
План занятий составлен мной с опорой на программу для детского сада  «Детство» (1-я младшая группа, третий год жизни) под общей редакцией профессора кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена З. А. Михайловой. Выбор обоснован тем, что мой ребёнок через год пойдет в садик, занятия в котором проходят именно по такой программе. Сама  работала по этой программе с 2009 года. 
Естественно, расписание составила сама, из программы взяла приоритетные задачи на первый квартал (сентябрь-ноябрь; 1-я младшая группа, третий год жизни); сокращено мной:
Ребёнок и природа
1 Свойства объектов неживой природы (вода, песок, земля, камень);
2 Отличия растений друг от друга (дерево от куста и тд);
3 Особенности  жизни голубя и воробья (отличия птиц друг от друга);
4 Особенности жизни рыбок (плавает, двигает плавниками и тд).
Математическое развитие
1 Называние предметов окружения (игрушки, одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты), их свойства: цвет, форма, размер;
2 Много-один (понимание);
3 Круг-квадрат (отличия);
4 Группировка предметов по 1-му признаку: форма, цвет, размер;

Художественная деятельность. Творчество
1 Цвета;
2 Формы предмета: большой-маленький; длинный-короткий; пушистый-гладкий;
3 Кисть, краски, фломастеры;
4 Основные объёмные свойства крупных геометрических фигур: устойчивость-неустойчивость; прозразность и тд;

Развитие речи
1 Побуждение ребёнка к диалогу со взрослым;
2 Увеличение активного словарного запаса ребёнка;
3 Освоение простого предложения;

Социальное воспитание
1 Общение со взрослыми;
2 Обращение с просьбой;
3 Проявление интереса к себе (имя своё, имя мамы, папы, бабушки и тд);
4 Увеличение игрового опыта;
5 Первые представления о происхождении вещей (как пекут хлеб и тд).

Физическое развитие
1 Подвижные игры;
2 Согласованные движения руками и ногами;

5ноября, понедельник
Слоги: Га-ге-гё-ги-го-гу;
Слогами мы "занимаемс" еще с младенчества. Тогда я пела их на мелодии любые либо просто чётко проговаривала, а малыш слушал, теперь сын же прекрасно повторяет за мной, временами хохочет (дело в том, что он уже давно разговаривает сложными предложениями и спрашивает: «Мама, а что это ты говоришь?»).
 Такие игры-занятия посоветовала логопед-психолог на месячной комиссии лялек в поликлинике. Об этом же написано в книге Кирилловой, Кудашова и Хоркуновой). В самом начале блога есть такая глава, кому интересно, там же и пальчиковая гимнастика. Слоги, произнесённые чётко – запоминаются ребёнком, он слышит, как правильно проговариваются звуки, как изменяются движения маминых губ и прочее. Пальчиковая гимнастика очень помогает развитию речи. Непосредственное влияние на развитие психических процессов оказывает развитие мелкой моторики. Из нейрофизиологии человека известно, что центр управления рукой находится рядом с центром речи. Поэтому нужно делатьмассаж ребёнку с первых дней его жизни по принципу "чем больше, тем лучше"! 

Пальчиковая гимнастика
Тексты для неё в полной мере представлены мной в начальных разделах блога.

Занятие №1. Математическое развитие (счёт, цвет; конструирование)
«Что же нам принёс Мишутка?» Подробно писать не буду, цели и задачи, полагаю, вам итак понятны.
Объёмные кубики, треугольники, прямоугольники (всех по 3):
- давай посмотрим, что это нам в коробочке принёс МишуткаJ?
- теперь посчитаем (сколько кубиков?, сколько треугольников, сколько прямоугольников);
- какого они цвета (проговариваем). Если ребёнок затрудняется, мама задаёт наводящие вопросы: кубик такого же цвета как травка, а какого цвета травка? и т.д.);
- у нас есть кубики и треугольники, давай-ка попробуем построить домик мишке, а теперь зайке. Сколько у нас получилось домиков? Это как раз элементы консруирования (один, два);
- к нам пришёл поросёнок и просит дать ему один прямоугольник, а теперь один треугольник, еще – два кубика. Подай ему, пожалуйстаJ;
- а теперь подай Мишке кубик один, а зайке треугольник, пусть они тоже домик построят);


Занятие № 2. Развитие речи
Чтение сказки (сказкотерапия) про то, как один мальчик не хотел засыпать, и что из этого получилось. Сказкотерапия – интересное направлении, но найти нормальные тексты для двухлетнего ребёнка оказалось довольно сложно. Может быть, у меня просто большие запросыJ. Я нашла то, что нам подходит и купила готовые книги. К сожалению, в данном конкретном случае не могу предложить вам текст сказки, потому как получится реклама. А сама я, когда читаю что-нибудь и вижу рекламу, испытываю желание перестать читать этот источник. Порекомендовать могу, конечно, пишите мне – отвечу в личные сообщения. Вы можете заменить сказку и читать, например, русскую народную либо найти подобную нашей в интернете.

Стихотворение Елены Благигиной «Научу обуваться братца»:
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они – сапожки,
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!
- А ты умеешь обуваться сам? Давай попробуемJ
Почему я включила стихи в занятия? Очень хочется прививать любовь к чтению поэзии, чтобы потом ребёнок с интересом слушал стихи.

Прогулка. Наблюдение.
Ездили в конный клуб, наблюдали за лошадями. Кормили лошадок, смотрели, как ребятки катаются верхом. Получили массу положительных эмоций.

Занятие №3. Музыка
Произведения Моцарта и Чайковского. Детские песенки. Определяли весёлую и грустную мелодии.

Массажный коврик
Это чрезвычайно важно для правильного формирования стопы. Мы наблюдаемся у главного ортопеда города. Она обратила наше внимание на то, что ортопедическая обувь не даёт такого положительного результата, как хождение ежедневно по неровной поверхности! Вот! Делюсь и с вами! У нас специальный массажный коврик ортопедический. Сама наша ортопед рекомендует еще вот что: (у нее дома именно так, сама видела): продаются такие коврики (квадратиками или цельные), которые для коридора предназначены. Похожи на травку пластмассовую. У ортопеда весь коридор в таких ковриках, её внук постоянно наступает на них, когда из комнаты в комнату через коридор проходит. Мы купили, но с мягкостью ошиблись – слишком жесткий взяли. Сын по нему не может ходит босиком, но ступни щекотит с удовольствием или в носочках по нему скачет. А наш ортопедический коврик (мягкий и удобный, только дорогой:) в виде бабочки, малыш сам его берёт и наступает. Нет коврика – насыпайте фасоль, горох и тд в тазик или мешочек – эффект тот же будет!!! Кто-то пуговицы к одеяльцу пришивает, делитесь идеями, очень интересно же:)

Вечером сказка «Кот и лиса» (можно перед сном или перед купанием).

Как мы провели выходные этиJ
Обычно на выходные занятия не планирую, отдых ребёнку нужен. Это важно. Выходные стараемся заполнять интересными событиями.
Суббота
Наблюдали за рыбками, мышками, крысами, попугаями, хорьком и морской свинкой в огромном зоомагазине, похожем на зоопаркJ. В нашем большом зоопарке мы тоже были не так давно, но там не было рыбок. А по программе ноября – наблюдение за жизнью рыбJ. Сколько же было впечатлений у ребёнка. Рыбки были большие и маленькие, золотые, красные и серые. Мыши делали зарядку – бегали по колёсикам. Не могла увести сына потом из этого магазина. Понравилось очень. Пустяк, а сколько впечатлений, эмоций!
Ездил в бор, наблюдал за первым снегом и лепил из него снежки для снежной бабы маленькой.
Воскресенье
Ездил с дедушкой куда-то в Калачёво наблюдать за военными самолётами, как они взлетают, приземляются. Даже парашютистов видел, вроде. И ребёнок, и дедушка в восторге:)

Вы можете посмотреть на наше расписание и манеру заниматься и составить свой индивидуальный план занятий для своего малыша. Рады помочьJ!
Режим дня:
8.30  Завтрак
9.15-10.00   Занятие № 1 (занятие проводится в этом промежутке времени и длится 10-15 минут)
10.30  Занятие № 2 (10-15 минут)
11.30-12.30 Прогулка. Наблюдение на прогулке
13.00 Обед
13.30-16.30  Дневной сон
17.00  Полдник
17.15  Занятие № 3 (10-15 минут)
18.30 – 19.30  Прогулка (по погоде, разумеется)
20.00 Ужин (либо ужин перед прогулкой, всё зависит от плотности полдникаJ)
20.15 Массажный коврик, спокойные самостоятельные игры и чтение сказки с папой).
Дальше – купание и сон в 22.00

Расписание занятий на неделю

Понедельник
Слоги. Пальчиковая гимнастика.
Занятие 1. Математическое развитие (счет, цвет; я включила в это занятие еще конструирование, нам так  удобнее).
Занятие 2. Развитие речи (сказка, стихотворение)
Прогулка. Наблюдение.
Занятие 3. Музыкальное развитие.
Массажный коврик.
Чтение сказки.

Вторник
Слоги. Пальчиковая гимнастика.
Занятие 1. Аппликация.
Занятие 2. Развитие речи (сказка, стихотворение).
Прогулка. Наблюдение.
Занятие 3. Социальный мир.
Массажный коврик.
Чтение сказки.

Среда
Слоги. Пальчиковая гимнастика.
Занятие 1. Математическое развитие (счёт, геометрические фигуры).
Занятие 2. Рисование.
Прогулка. Наблюдение.
Занятие 3. Физическое развитие.
Массажный коврик.
Чтение сказки.

Четверг
Слоги. Пальчиковая гимнастика.
Занятие 1. Лепка
Занятие 2. Развитие речи.
Прогулка. Наблюдение.
Занятие 3. Музыкальное развитие.
Массажный коврик.
Чтение сказки.

Пятница
Слоги. Пальчиковая гимнастика.
Занятие 1. Рисование.
Занятие 2. Развитие речи с элементами театрализации.
Прогулка. Наблюдение.
Занятие 3. Физическое развитие.
Массажный коврик.
Чтение сказки.
Друзья и драгоценные читатели, жду ваши отзывы и пожелания, конечно же. Для меня это важно!

«ЛЬЗЯ И НЕЛЬЗЯ

     Любопытная  особенность  детских приставок: они никогда не срастаются с
корнем.  Ребенок  отрывает  их  от  корня  и легче и чаще, чем взрослые. Он,
например, говорит:
     - Я сперва боялся трамвая, а потом вык, вык и привык.
     Он  не  сомневается  в  том,  что  если есть "привык", то должно быть и
"вык".
     То же и с частицами отрицания.
     Скажешь,  например,  малышу:  "Ах,  какой  ты  невежа!",  а  он:  "Нет,
папочка,  я  вежа,  я  вежа!"  Или:  "Ты такой неряха", а он: "Ладно, я буду
ряха!"» Корней Чуковский «от 2 до 5»



Комментариев нет:

Отправить комментарий