среда, 14 ноября 2012 г.

Занятия с ребёнком 2х лет. 12-16 ноября

 

«Так что же, разрешать ему все?

Ни за что - из скучающего раба мы вырастим скучающего тирана. Запрещая, мы, как бы то ни было, закаляем его волю, пусть единственно в направлении ограничения и отказа, развиваем его находчивость при действиях в тесном пространстве, умение выскользнуть из-под контроля, пробуждаем критическое отношение к жизни. И это имеет ценность как подготовка - пусть и односторонняя - к жизни. Разрешая "все", надо следить затем, чтобы, потакая капризам, не притупить тем самым желания. Там мы ослабляем волю, здесь - отравляем ее.
Это не "делай, что хочешь", а я сделаю. Я куплю, я тебе дам все, что хочешь, только проси то, что я могу тебе дать, купить, сделать. Я тебе плачу за то, чтобы ты сам ничего не делал, чтобы ты был послушным.
"Съешь котлетку - мама тебе книжечку за это купит. Не пойдешь гулять, я тебе за это конфетку дам".
Детское "дай", даже безмолвно протянутая рука должны натолкнуться на наше "нет", и от этих первых "не дам", "нельзя", "не разрешаю" зависит огромная область воспитания.
Мать еще не хочет видеть своей задачи, она предпочитает лениво, трусливо отсрочить, отложить на после, на потом. Она не желает знать, что из воспитания нельзя изъять трагическую коллизию неумного, неправильного, недопустимого желания с мудрым запретом, нельзя исключить еще более трагического столкновения двух желаний, двух прав на общей территории. Он хочет взять в рот горящую свечу - я не могу ему это разрешить, он хочет нож – я боюсь дать ему его, он протягивает руку к вазе - а мне ее жаль, он хочет, чтобы я играла с ним в мяч - мне хочется почитать... Нам необходимо определить границы его и моего существования.
Новорожденный тянется к стакану, мать целует его ручку - не помогает, дает погремушку - не помогает, велит убрать соблазн с глаз долой. Если младенец вырывает руку, швыряет погремушку оземь, ищет взглядом спрятанный предмет, сердито смотрит на мать, я спрашиваю себя: кто из них прав - мать-обманщица или младенец, который презирает ее?
Тот, кто не продумает, как следует систему запретов и приказов, когда их мало, тот растеряется и не сможет ориентироваться, когда их станет много».  Януш Корчак «Как любить ребёнка»

  Приветствую вас, мои драгоценные друзья и читатели. Спасибо вам за внимание к моему скромному блогу. Только мне пока непонятно ваше мнение по поводу того, писать ли мне еще вам вставки про лялек или все – уходим к двухлетнему возрасту?
Как прошли наши выходныеJ
Было столько впечатление после прошлых выходных, Фёдор не насмотрелся  на самолёты вдоволь, поэтому в субботу дедушка снова повёз внука в Калачёво.  Признаться честно, я сама не знала про это место ничего, вот ссылка).
J Калаче́воJ — спортивный аэродром гражданской авиации в Челябинске. Структурно входит в состав Челябинского аэроузла. Предназначен для производства полетов, парашютных прыжков, спортивных мероприятий по авиационным видам спорта, а также авиационно-спасательных и специальных авиационных работ. Является запасным аэродромом Челябинского аэроузла.
Принимаемые воздушные суда:
  • самолеты всех типов с максимальной взлетной массой не более 7000кг
  • вертолеты всех типов с максимальной взлетной массой не более 12000кг
В этот раз дедушка Олег попросил, чтобы их пустили в ангары к самолётам. Фёдор стоял на крыле военного самолёта, сидел в кабине. Первым вопросом было: «А где же тут руль?». У самолётов ведь обычно штурвал, а в котором сын сидел, был рычаг какой-то (как ручка-палочка). Простите мне моё невежествоJ. Видел военный вертолёт и вертолет губернатора. Ходил вокруг них и прыгал от радости. Как мало малышу для счастья надо, правда!
В воскресенье у нас в Челябинске была премерзкая погодка: ветер, мокрый снег, дождь. Поэтому в перерывах между осадками, погуляли лишь до парка на коляске, чтобы ноги не промочить. Зато дома придумали новое занятие: забивать гвоздиJ. Фёдор раздобыл дедушкин чемоданчик с инструментами, больше всего приглянулся, конечно же, молоток. Взяли квадратную поверхность от старой табуретки, кнопки на длинных ножках с разноцветными шляпками как у гвоздей и забивали минут 40 с дедом эти гвоздочкиJ. Такая разноцветная красота получилась. А сколько эмоций от работы с настоящим маленьким молоточком!!! Естественно, под строгим присмотром и с помощью взрослых! Кому непонятно, бабуля и дедуля внука забирают на выходныеJ!
Понедельник, 12 ноября
Слоги: ла-ле-лё-ли-ло-лу (для тех, кто впервые читает, про слоги – см. пост от 5 ноября)
Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Математика. Различия и называния предметов ближайшего окружения (счёт, цвет, элементы конструирования).
Сегодня к нам заниматься пришёл Зайчик.
- Как его зовут? (Пушистик)
- Какого же цвета наш Пушистик? (оранжевый как морковка). А почему он оранжевый, ведь зайки обычно серые или белые? Ребёнок быстро сориентировалсяJ: «Он, мама, наверное, много морковки у Мишки в мультике (про Машу и Мишу) стащил и всю съел»!:).
- Покажи Зайчику, где наши игрушки?
- Вот у нас  посудка, вот мячик, вот вертолёт, вот трактор. А всё вместе это можно назвать одним словом – «игрушки».
- Понимаешь, Зайчик? А какие у тебя, Фёдор, ещё игрушки есть? (ребёнок показывает, называет или приносит)
- Вот у нас на твоём столике чайник, тарелки, кружки, кувшин. Всё это тоже можно назвать одним общим словом – «посуда».
- А какого цвета эта чашка? А эта тарелочка? Феденька, дай, пожалуйста, Пушистику две тарелочки: зелёную и белую.
Зайка, а хочешь, мы для тебя пирамидку из кубиков построим? Давай ставить кубики друг на друга, чтобы получилась пирамидка высокая? (конструирование)
Занятие № 2. Развитие речи
- У нас что-то жирафик расплакался, давай ему стихотворение (Нина Пикулева) прочитаем:
Го-ро-шинки,
Не-про-шенки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Насти добрались?

Не-е-ет,
Портить настроение
Никто вас не просил!

А может мы не плакали,
А дождик моросил?
- А теперь прочитаем сказку про Капризную девочку Катю, которая плачет и не хочет кушать. Пусть и наш Жирафик послушает!   (сказкотерапия)

Прогулка. Наблюдение.
Отличительные свойства песка (сухой-мокрый). Когда песок сухой, он хорошо сыпется. Мокрый песок сыпется плохо.
- Почему сегодня песок мокрый (после дождя). А летом песок был сухой и сыпучий, ребятки играли  с ним в песочницах.
Игра «Кто вперёд найдёт ель и берёзу»?
Во время прогулки вечером наблюдали, как вела себя кошка рядом с привязанной за поводок собакой, которую хозяин оставил у магазина на несколько минут. Ребёнок заметил, что киса такая смелая, пока собака привязанаJ.
Занятие № 3. Музыка. Слушали спокойные хоровые песни.
Сказка вечерняя «Зайкина избушка».
Коврик массажный (ходим по нему ножками).

Вторник, 13 ноября
Слоги:  ма-ме-мё-ми-мо-му
Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Аппликация отрывная: «Приклеим пятнышки жирафику».
Нарвали вместе маленькие бумажки цветные – пятнышки. Я всё показала, Фёдор приклеил парочку и отказался – руки липкие становятся от клея… Так и остался наш жираф: только правая лапа с пятнышкамиL
Занятие № 2. Речевое развитие.
Стихотворение Нины Пикулевой «Приглашение к обеду» (можно прочитать прямо перед обедом):
Утка - утёнка,
Кошка - котёнка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты? Еще нет?
Где твоя ложка?
Ешь на здоровье!
Сказкотерапия:  сказка про то, как один стеснительный мальчик встречал гостей (чтобы дети не стеснялись).
Прогулка. Наблюдение
Найдём рябину, сорвём ягоды. Определяем их цвет и форму (красные маленькие). Давай-ка вспомним, а голуби любят рябину? Почему?
Наблюдали, как 8 голубей сидели прямо на яблоне (каждый на своей веточке) и клевали оставшиеся маленькие яблочки-ранетки.
А покажешь мне сам теперь куст и дерево?
Шли по льду, определяли его качестваJ. Лёд скользкий, упали пару раз, ребёнок сделал вывод, что лучше идти по снегу – так безопаснееJ!
Занятие № 3. Социальный мир.
Игра: «Наша кукла проснулась, её надо одеть и умыть». С удовольствием умывал, а одевать сложно было, меня на помощь звалJ. Вечером накупал эту куклу в тазу по-настоящему, с пенойJ.
Игра: «Научим куклу играть с пальчиками» (делать пальчиковую гимнастику).
 А теперь поиграем с куклой в прятки (ребёнок сказал: «Мама, ты что, она же ляля, не умеет даже ходить, как же она играть будет?» Пришлось сказать, что я ей помогать буду).
Далее сын сам предложил показать этой ляле пеликана. Мы взяли наши картинки про удивительных животных, нашли пеликана и многих других зверей. Всё показали кукле, научили её тому, как выглядят и называются животные.
Занятие должно было уже закончиться, но, увидев тигра на картинке, Фёдор сказал: «Мама, а хочешь, я тебе кошку принесу, у нее полоски как у тигра!» Принёс кошку, у неё, правда, полоски на тигриные похожиJ.
Так включился в игру с обучением куклы, что решил сам взять картинки про то, что в саду растёт. Принёс свой набор пластмассовый «Фрукты-овощи», которые можно разрезать пополам. Учил куклу так: берёт картинку-баклажан, находит игрушку-баклажан. Кладёт их вместе. То же самое проделывает с ягодами, лимонами и тд. Минут 30 еще играл самJ.
Сказка вечерняя: «Бобовое зёрнышко».
Коврик массажный (ходим по нему ножками).


14 ноября, среда

Слоги: на-не-нё-ни-но-ну
Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Математическое развитие (счёт и фигуры).
Размещение фигур разных форм и цветов в соответствующие данным фигурам отверстия.
Машина грузовая (в кузове отверстия для фигур: треугольник, круг, квадрат, трапеция и тд). Находим то отверстие, куда можно протолкнуть  выбранную фигуру. Уже быстро справляемся – меньше минуты заняло. Называем цвет фигуры.
Пазл «Игрушки». Принцип тот же: разобрали пазл, затем ребёнок самостоятельно вставлял игрушки-картинки в пазл, называя их. Тоже неожиданно быстро справился, хотя пазл новый (детали крупные, 6 штук).
Занятие № 2. Рисование. «Нарисуем утям лапки». Техника примакивания кисточкой. Уточкам помогают плавать лапки с перепонками. Утки уже нарисованы, остаётся лишь дорисовать им лапки (по контуру), чтобы птицы смогли поплавать в озере. Сначала выполняете задание сами красной гуашью, комментируя для малыша все свои действия. Потом предлагаете ребёнку выполнить то же самое на его листе-заготовке. При необходимости направляете при рисовании его руку с кисточкой, объясняя, как нужно попадать в контур лапки.
Прогулка. Наблюдение. Труд старших: наблюдаем за работой дворника. Когда я писала планы, я предполагала, что мы можем не увидеть дворника именно сегодня. Однако нам неожиданно повезло втройнеJ!
1 Выпало много снега, поэтому ранним утром (мы как раз рано уехали по делам) мы увидели настоящего дворника с огромнейшей пластмассовой лопатой, убирающего снег с дорожек! Понаблюдали. Порассуждали, для чего же нужно убирать снег (чтобы мамы, папы и ребятки могли ходить по дорожкам, не проваливаясь в снег и не утопая в нём).
2 Увидели маленький погрузчик bobcat, который тоже убирал снег с тротуара. Сравнили его работу и работу дяди-дворника.
3 На проезжей части наблюдали работу большого трактора с ковшом и щеткой, который убирал снег с дороги, а щеткой расчищал остановку. Тоже было море положительных эмоций. Потом ребёнок до вечера вспоминал. Теперь перед сном я пою песню про маленького погрузчика, который снег убирал, еще и про этот трактор… Выдумываю на ходу, ребёнок требуетJ
Занятие № 3. Физическое развитие. Ручками похлопали, ножками потопали и достали два мяча: большой и маленький. Сделали гимнастику на большом мяче, покатались на нём, попрыгали на нём сидя и прочееJ. А маленький мяч катали друг другу и бросали.
Вечером мы еще погуляли, погода была чудесная: спокойно и снег валил. Взяли лопату и ведро, делали пасочки ведром и собирали снег лопатойJ. Покатались на санках.
Сказка вечерняя. «Маша и медведь»
Коврик массажный (ходим по нему ножками).

15 ноября, четверг
Слоги: па-пе-пё-пи-по-пу;
Пальчиковая гимнастика (смотрите 5 ноября и пост про развитие речи малыша)
Занятие № 1. Лепка. «Куст пионов». Отщипывание и выкладывание пластилина по кругу. Сначала вы сами отщипываете, катаете колбаски розового цвета, выкладываете и придавливаете пальцами. Теперь предложите ребёнку проделать то же самое на его листе-заготовке. При необходимости помогите ему. Фёдор еще и сам отличился: кроме колбасок еще шарики прилеплял какие-то наподобие лепестков. Сказал, что как я предлагаю, пчёлам не нравится (возле цветов на заготовке пчёлки нарисованы были)J
Занятие № 2. Развитие речи. Чтение сказки Сутеева «Палочка-выручалочка», рассматривание картинок. Прослушивание радиопостановки «Палочка-выручалочка». Параллельно искали соответствующие рассказыванию иллюстрации. Интересно было слушать ребёнку по ролям и музыкальным аккомпанементом. Посмеивался над забавными голосами, которыми дикторы изображали Ёжика и Зайца.
Нина Пикулева («Приглашение к обеду):
Тары – бары – тарарёшки!
Суп хвалили поварешки,
Разливали по тарелкам,
По глубоким и по мелким.
Разливали, остужали,
Нас обедать приглашали!
(Можно прочитать прямо перед обедомJ)

Прогулка. Наблюдение.
Свойства снега: белый, холодный, может «сыпаться», а можно и лепить из него. Видели большого снеговика. Опять увидели дворника (уже возле дома), тут ребёнок сам выдал, что это дворник, который чистит дорожки от снега. Наблюдали за машиной, которая посыпала дороги чем-то, чтобы автомобилям было лучше ездитьJ. Катались на санках. Лопаткой чистили лавочку от снега, граблями убирали снег со столика и тд.
Занятие № 3. Музыка (будем слушать классику)
Сказка вечерняя о том, как одна девочка в садик не любила ходить. Мы в садик не ходим, изредка только заходим в гости к ребяткам на участок садика. Собираемся только через годJ.
Коврик массажный (ходим по нему ножками).
 


16 Ноября, пятница
Слоги: ра-ре-ри-ри-ро-ру
Пальчиковая гимнастика
Занятие № 1. Рисование. «Звёзды на ночном небе». Техника: примакивание кисточкой, гуашь.
Занятие № 2. Развитие речи с элементами театрализации.
Игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба». Я читаю сказку, а ребёнок расставляет сам (по сюжету) приготовленные заранее игрушки-героев сказки (курочку, яйцо, мышку; бабки с дедом у нас не оказалось, пришлось импровизировать). Ребёнку очень нравятся такие импровизации, участвует с удовольствием.
Прогулка. Наблюдение
Найдём деревья: яблоню и рябину. Что на них растёт? А что больше: яблочко или рябинка? У нас возле дома несколько яблонь с засохшими яблочками еще стоят. Часто птицы слетаются на ветки этих деревьев и доклёвывают оставшиеся ранетки.
Удалось понаблюдать за кошкойJ немножко (в программе же как раз наблюдение за повадками кошки).
1 Кошка кралась возле тёплой трубы к подвалу, потом юркнула туда. Фёдор сделал вывод, что у Кисы там домик, что она там греется.
2 Кошка сидела у дверей магазина, увидела таксу на поводке и молниеносно пропала. Сын сказал: «Вот как бросилась бежать, даже про сметанку забыла»…
Занятие № 3. Физическое развитие. «Пляшут малыши».
Под ритмичные детские песенки поплясать. Попробовать поприседать, повторяя за вами.

Сказка вечерняя: Сказкотерапия. Сказка про одного смелого мальчика, который перестал бояться темноты.
Забавно было наблюдать за ребёнком, слушающим эту сказку, тк он у нас темноты не боится. Заходит в ванную комнату, выключает свет и приговаривает, закрывая еще и дверь: «Поживу в темноте тут» J
Коврик массажный (ходим по нему ножками).
 

«То   же  и  в  неизданном  дневнике  Ф.Вигдоровой:  "Мама,  ты  нас
ненавидишь, а мне надо, чтобы ты нас навидела". Там же есть слово "чаянно".
  Словом,  дети и знать не желают этого нерасторжимого сращения приставки
и  корня;  и попробуйте скажите трехлетнему Юре, что он говорит нелепости, -
он запальчиво ответит: "Нет, лепости!"
     Вообще всякое "не" обижает детей:
     - Ненаглядная ты моя!
     - Нет, наглядная!
     Я сказал на Кавказе двухлетнему загорелому малышу:
     - Ух, какой ты стал негритенок.
     - Нет, я гритенок, гритенок.
     Неустанно  вникая  в  структуру  всякого  сложного  слова,  дети  часто
воскрешают  в  своих  речах  то  далекое  прошлое,  когда еще не наблюдалось
такого  сращения служебных частиц и корней. От слова "лепости" так и пахнуло
стариной, когда лепым называлось ладное, гармоничное, стройное.
     Вспомним:  "Не  лепо ли ны бяшеть, братие" в "Слове о полку Игореве", а
также: "У людей-то в дому чистота, лепота" - в "Песнях" Некрасова (1866).
     Другое  старинное  слово  я слышал от детей много раз, когда говорил им
"нельзя". Они отвечали: "Нет, льзя". И это льзя напоминало Державина:

                Льзя ли розой не назвать?

     Льзя,  лепый,  вежа, чаянно - эти старинные слова умерли лет полтораста
назад,  и ребенок, не подозревая об этом, воскрешает их лишь потому, что ему
неизвестна  их  неразрывная  спайка с частицей "не", установившаяся в давней
традиции.  Он  вообще  не знает никаких исключений из общего правила, и если
эти  исключения относятся к позднейшей эпохе, то, игнорируя их, он тем самым
возвращает  словам  их  забытый  смысл.  Помню возглас одного четырехлетнего
воина:
     - Я пленил Гаврюшку, а он убежал!
     Пленил, то есть взял в плен.
     Это  архаическое  слово  почти  совсем  забыто  в нашей речи, и если мы
употребляем  его,  то  чаще  всего  в  переносном  смысле ("она пленила меня
красотой"),   а   ребенок   вернул   ему   его  прямое  значение,  оглаголив
существительное "плен".
     Таким  же  архаистом  поневоле оказался малыш, закричавший своему брату
во время игры:
     - Я тебе приказываю, - значит, я твой приказчик!
     В  старину приказчиком был действительно тот, кто приказывал, а не тот,
кто  подчинялся  приказам.  Ребенок  -  по  аналогии  со  словами "указчик",
"заказчик" - возвратил "приказчику" его утраченную руководящую роль». Корней Чуковский «от 2 до 5»

4 комментария:

  1. Дорогая Марина, мне отрадно, что Вы включаете в общение с ребёнком мои стихи, спасибо. Я лишь хочу подсказать, что в моей фамилии нет буквы ё, она пишется так: Нина Пикулева (ударение на первый слог), а происходит от "пикулей" - маленьких маринованных огурчиков :)
    Всего Вам и Вашему дому хорошего! Растите здоровыми, вырастайте счастливыми!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Как же мне совестно. Сейчас исправлю!!!Благодарю Вас за добрую подсказку! Я случайно выбрала книгу Ваших стихов в библиотеке им. Аси Горской и теперь мы с Фёдором очень полюбили их! В книге нет буквы "ё", это я почему-то сама так прочла Вашу фамилию и запомнила. Простите великодушно!

    ОтветитьУдалить
  3. Действительно, очень удачно подобраны стихи Нины Пикулевой, они одновременно и речь развивают, и интерес к занятиям. А еще мне понравилось в этой твоей статье упоминание жирафиков))) Это, наверное, ты про Юрашика писала)))). Я давно не читала твой блог - реально не было возможности, я вышла на новую работу, думаю подобрать у нас Фёдору пару развивающих игр)))).
    Накануне дня мамы (не знаю, получится ли у меня завтра зайти на твой блог) хочу вспомнить мое любимое стихотворение о маме.
    Мама спит, она устала…
    Ну и я играть не стала!
    Я волчка не завожу,
    А уселась и сижу.
    Не шумят мои игрушки,
    Тихо в комнате пустой.
    А по маминой подушке
    Луч крадется золотой.
    И сказала я лучу:
    – Я тоже двигаться хочу!
    Я бы многого хотела:
    Вслух читать и мяч катать,
    Я бы песенку пропела,
    Я б могла похохотать,
    Да мало ль я чего хочу!
    Но мама спит, и я молчу.
    Луч метнулся по стене,
    А потом скользнул ко мне.
    – Ничего, – шепнул он будто, –
    Посидим и в тишине!..

    Елена Благинина.

    С днем мамы тебя и всех читательниц твоего блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Викочка, спасибо!!! Я так заработалась, что забыла про день матери. Сейчас мамочке позвоню. У Нины Пикулевой есть замечательный сайт, она проводит встречи с ребятками в библиотеках даже. Смотри мою страничку в контакте обязательно.

      Удалить