понедельник, 6 августа 2012 г.

Занятия с ребёнком от одного месяца жизни и старше (по Э.Г. Пилюгиной)


«Науку о здоровье следует отличать от торговли здоровьем.
Жидкость для роста волос, зубной эликсир, пудра, омолаживающая кожу, мука, облегчающая появление зубов, - все это большей частью позор для науки, никогда вещи такого рода не бывают ее гордостью, ее целями или задачами.
Да, но ведь ученые тоже люди: среди них есть более и менее проницательные, осторожные и легкомысленные, люди порядочные и обманщики. Сколько из них пробилось в генералы науки и не талантом своим, а ловкостью или с помощью богатства и высокого положения. Наука требует дорогостоящих мастерских, и их можно получить не только за истинные открытия, но и ценой угодливости, лицемерия, махинаций, интриг.
Однажды мне довелось присутствовать на заседании, где бессовестный тупица гробил результаты двадцатилетних добросовестных исследований. Я знаю ценное открытие, уничтоженное на шумном международном съезде, и лечебный препарат, пропагандируемый десятками "звезд", который оказался фальшивкой. Началось судебное расследование, скандал быстро замяли. Миллионные предприятия обладают немалым влиянием, это сила, которой не каждый сумеет противостоять.
…Многое в этих разделах - отзвук моего бракоразводного процесса с медициной. Я видел непоследовательность опеки, халтурную помощь. На бедности и запущенности начало нагло наживаться заграничное производство препаратов…

У ребенка температура.

Насморк.
Это очень опасно? А когда он выздоровеет?
Наш ответ итог размышлений, основанных на знаниях и на наблюдении.
Итак: сильный ребенок справится с болезнью за день-два. Если болезнь серьезная, а ребенок слабенький, недомогание может затянуться на неделю. Видно будет.
Или, скажем, болезнь пустяковая, но ребенок очень мал. У грудных детей насморк со слизистой носа часто переходит на горло, трахею, бронхи. В этом вы сможете убедиться сами.
Наконец: из ста аналогичных случаев девяносто кончается скорым выздоровлением. В семи - недомогание затягивается, в трех – развивается серьезная болезнь и даже возможна смерть.
Правда, может, за легким насморком скрывалась другая болезнь?
Но мать требует точного ответа, а не предположения.
Диагноз можно дополнить исследованием выделений из носа, мочи, крови, спинномозговой жидкости, можно сделать рентгеновский снимок, вызвать специалистов. Тогда процент достоверности в диагнозе и анамнезе, даже влечении возрастет. Но не будет ли этот плюс сведен к нулю вредом многократных осмотров, присутствием множества врачей, из которых каждый может занести куда более страшную инфекцию в волосах, складках одежды, дыхании?
Где он мог простудиться?
Этого можно было избежать.
Но эта легкая болезнь, не даст ли она ребенку силы противостоять более серьезной, с которой он столкнется через неделю, через месяц, не улучшит ли она защитный механизм термического центра мозга, желез, составных частиц крови. Разве мы можем изолировать ребенка от воздуха, которым он дышит и в кубическом сантиметре которого содержатся тысячи бактерий?
И не будет ли это новое столкновение между тем, чего мы хотели, и тем, чему вынуждены уступить, еще одной попыткой вооружить мать не знанием, а разумом, без которого не вырастить хорошего ребенка?»
Януш Корчак «Как любить ребёнка»

Рассматривание погремушек (от 1 месяца и старше). По Э.Г. Пилюгиной
Итак обращаемся вновь к книге Э. Пилюгиной "Сенсорные способности малыша". Автор предлагает продолжить формировать зрительную, двигательную и слуховую активность ребёнка, приучая его рассматривать высоко подвешенные игрушки. Для этого занятия потребуется одна новая, разноцветная погремушка и одна хорошо знакомая малышу, уже не привлекающая внимания.
Над ребёнком, лежащим на спине, подвешивается новая погремушка-гирлянда (расстояние от груди малыша до игрушки – 60-70 см).  К ней прикрепляется с помощью лент (ширина 2-3см) старая погремушка, до которой ребёнок может дотянуться, так как она находится на расстоянии 7-10см от груди малыша.
Взрослый покачивает новую погремушку, привлекая к ней внимание ребёнка. Заметив её , ребёнок широко открывает глаза, на несколько секунд затихает, а затем радостно поднимает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку.
Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая её. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на низко подвешенную погремушку, приводя в движение верхнюю.
Таким образом ребёнок может заниматься 5 минут. Затем взрослый поднимает вверх нижнюю погремушку, забрасывая её на леску рядом с высоко подвешенной погремушкой. Занятие можно считать успешным, если малыш несколько раз натолкнулся на низко подвешенную погремушку, с интересом рассматривал новую.
Заниматься с ребёнком автор предлагает  2-3 раза в день в течение 1-2х недель, меняя верхнюю погремушку каждые 2-3 дня. При этом Пилюгина отмечает, что вы обязательно заметите, что ребёнок радуется знакомой игрушке, которую он не видел несколько дней.

Рассматривание лиц взрослых (от одного месяца и старше). По Э.Г. Пилюгиной
Это занятие, как отмечает автор, обычно доставляет взрослому и ребёнку радость. Способствует дальнейшему развитию зрительной активности малыша. Заниматься с ребёнком могут один или двое взрослых. Ребёнок лежит на вытянутых руках у взрослого лицом к нему. Взрослый, разговаривая с малышом, улыбаясь ему, пытается привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку.
Через 3-5 дней, если взрослых двое, то один из них держит ребёнка в вертикальном положении у себя на руках, чтобы малыш смотрел за плечо. Второй взрослый, ласково разговаривая с ребёнком, приближает своё лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. Следует учитывать, что расстояние, с которого ребёнок может увидеть лицо взрослого, равно 80-100см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.
Занятие Пилюгина предлагает считать успешным, если ребёнок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается ему в ответ, агукает. Занятие может проводиться 2-3 раза в день.

Ощупывание и захватывание низко подвешенных погремушек (от одного месяца 10 дней и старше). По Э.Г. Пилюгиной
Цель занятия, как отмечает автор, та же, при этом у ребёнка формируется и осязательная активность. В игре используются разные подвески. На расстоянии 60-70 см от груди ребёнка подвешиваются яркая многоцветная погремушка и колокольчик. Ниже (7-10 см от груди малыша) с помощью лент подвешивается другая погремушка. Концы лент, соединяющих верхнюю и нижнюю подвески, свободно свисают. Теперь можно начинать занятие. Поговорите с ребёнком, ласково поглаживая его руки с тыльной стороны, чтобы они раскрылись, затем подведите концы лент к рукам малыша. Закрывая ладони, ребёнок захватывает концы лент, радостно двигает руками, приводя в движение высоко подвешенные погремушки и колокольчик, висящий с ними.
Выпустив концы лент из рук, малыш радуется, глядя на раскачивающиеся над ним игрушки, двигает руками, снова наталкивается на низко подвешенную погремушку и концы лент, ощупывает их, приводя в движение все игрушки.
В ходе занятия взрослый 2-4 раза приближает концы лент к пальцам ребенка, стимулируя ощупывание и захватывание предмета.
Общая продолжительность занятия 5-6 минут. Важно чередовать всплески активности малыша со спокойными паузами.
Занятие можно считать успешным, если малыш2-3 раза захватил ленты, натолкнулся руками на погремушку, пытался её ощупать, рассматривал высоко подвешенную погремушку.
В течение дня занятие может проводиться 2-3 раза в первой половине каждого промежутка бодрствования. Если менять игрушки, занятие остаётся интересным и полезным для ребёнка до 3х месяцев, как отмечает Пилюгина. Интересное занятие, друзья!

«В  большинстве  случаев  дети только к тому и стремятся, чтобы возможно
точнее  скопировать старших. Но, пытаясь воспроизвести во всей точности нашу
"взрослую"   речь,  они  бессознательно  исправляют  ее,  причем,  повторяю,
изумительна  та  виртуозность,  с которой, переменяя в услышанном слове один
только  звук,  они  заставляют  это слово подчиниться их логике, их ощущению
вещей.
- У мамы сердечко болело, и она пила болерьянку.
     Словом,  если  ребенку  незаметно  прямое  соответствие  между функцией
предмета  и  его названием, он исправляет название, подчеркивая в этом слове
ту  единственную  функцию  предмета,  которую  до  поры  до времени он успел
разглядеть.  Таким  образом,  мы убеждаемся снова и снова, что развитие речи
ребенка являет собою единство подражания и творчества.
Едва  только  двухлетний  Тараска  узнал  слово "молоток", он сделал из
него  колоток.  Тронул  в нем одну только "литеру", и в результате все слово
оторвалось  от своего прежнего корня и как ни в чем не бывало стало расти на
другом. А что такое для ребенка молоток? Случайное сочетание звуков.
     Ребенок  бессознательно требует, чтобы в звуке был смысл, чтобы в слове
был   живой,  осязаемый  образ;  а  если  этого  нет,  ребенок  сам  придаст
непонятному слову желательные образ и смысл.
     Вентилятор у него - вертилятор.
     Паутина - паукина.
     Пружинка - кружинка.
     Милиционер - улиционер.
     Буравчик - дырявчик.
     Экскаватор - песковатор (потому что выгребает песок).
     Рецепт - прицепт (потому что прицепляется к аптечной бутылке).
     Всюду   один   и   тот   же  метод  осмысления  услышанных  слов  путем
непреднамеренной  подмены минимального количества звуков.
Услышав два стишка
из "Мойдодыра":

                И сейчас же щетки, щетки
                Затрещали, как трещотки... -

моя  трехлетняя дочь, никогда  не  слыхавшая  слова  "трещотка",  попыталась
осмыслить его при помощи такой трансформации:

                И сейчас же щетки, щетки
                Затрещали, как три тетки.

     Еще  забавнее  поступила  в  подобном  же  случае четырехлетняя Наташа.
Услышала она песню соседки:

                Хоть ты сватай, хоть не сватай,
                Все равно тебя люблю... -

и спела ее на следующий день своей кукле:

                Хоть ты с ватой, хоть без ваты,
                Все равно тебя люблю».
Корней Чуковский «от 2 до 5»


Фёдор (год и 10 месяцев) любит сбрасывать колонки от музыкального центра так, чтобы одна из них падала на крышку, закрывающую диск, которая от удара открывается… В очередной раз делая это, кричит: «Мама Марина, приходи! Посмотри на свои коробки!!!»

Оказывается, музыкальный центр с колонками для ребёнка – это всего лишь коробкиJ
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий