воскресенье, 26 августа 2012 г.

Занятия с малышом от 2,5 месяцев и старше по Э.Г. Пилюгиной

 

«Слух.

Шум улицы за оконными рамами, далекие отголоски, тиканье часов, разговоры и стуки, шепот и слова, обращенные прямо к ребёнку, создают хаос раздражения, который ребенок должен классифицировать и понять.
Сюда следует добавить звуки, которые издает сам новорожденный, - крик, лепет, бормотанье. Прежде чем он поймет, что это он сам, а не кто-то иной, невидимый лепечет и кричит, пройдет немало времени. Когда он лежит и говорит сам себе: абб, аба, ада, - он слушает и испытывает ощущения, которые познает, двигая губами, языком, гортанью. Не зная себя, он констатирует лишь произвольность создания таких звуков.
Когда я обращаюсь к младенцу на его собственном языке: аба, абб, ада, - он удивленно приглядывается ко мне, непонятному существу, издающему хорошо знакомые ему звуки.
Если бы мы вникли в суть сознания новорожденного, то нашли бы в нем гораздо больше, чем думаем, только не то и не так, как нам представляется. Бедный малыш, бедная голодненькая кроха, хочет пи-пи, хочет ням-ням. Младенец мыслит ожиданием приятных впечатлений и страхом перед неприятными. О том, что он мыслит не только образами, но и звуками, можно судить хотя бы по выразительности его крика: крик предвещает несчастье, или: крик автоматически приводит в действие аппарат, выражающий недовольство. Присмотритесь внимательно к младенцу, когда он слушает чужой плач».   Януш Корчак «Как любить ребёнка»

Занятия с малышом от 2,5 месяцев и старше по Э. Пилюгиной
2 Наталкивание на низко подвешенные ленты и их захватывание
В процессе этого занятия у ребёнка формируется зрительная, осязательная активность, совершенствуются движения рук, происходит накопление сенсорных впечатлений, пишет автор.
В качестве материала используются высоко подвешенные игрушки, соединённые лентами шириной 5 см, мягкого, спокойного цвета.
Над ребёнком, лежащим на спине, размещается знакомая подвеска, погремушка-гирлянда, концы которой соединены с двумя лентами, спускающимися к рукам ребёнка. Взрослый привлекает внимание малыша к погремушке. Оживлённо двигая руками и ногами, малыш наталкивается на концы лент. Соприкосновение с ними вызывает затормаживание, а потом новый всплеск двигательной активности. Малыш, непроизвольно сжимая и разжимая кулачки, случайно захватывает ленту. Не умея сразу выпустить её из рук, он размахивает руками, дёргает ленту и приводит в движение высоко подвешенную игрушку.
Если ребёнок не захватывает ленту сам, прикоснитесь к его руке, вызовите раскрытие ладони и поднесите ленту к ней в тот момент, когда малыш разожмёт кулачок. Закрывая ладонь, ребёнок захватит ленту, предлагает Пилюгина.
Выпустив ленту из рук и чувствуя её прикосновение, ребёнок сжимает и разжимает кулачки, снова захватывает ленту пальчиками, дёргает её и опять приводит в движение высоко подвешенную игрушку.
В начале занятия ребёнок активно двигает руками и ногами, радостно гукает. После 3-5 минут активного действия с лентами он немного успокаивается. При попытке взять ленты в рот следует отвести руку малыша вместе с лентами в сторону, натянуть их, привести в движение все игрушки.
Продолжительность игры составляет от 5 до 10 минут. Если малыш активен, сжимает и разжимает кулачки, захватывает ленты, приводит в движение игрушки, разглядывает их и ленты, можно считать, что занятие прошло успешно.
Старшие дети не нуждаются в том, чтобы им подводили ленту к раскрытой ладони и стимулировали её захватывание. Дети в возрасте от 3х месяцев сразу начинают ощупывать, захватывать, дёргать ленты и рассматривать их.

3 Ощупывание и захватывание низко подвешенных узких лент (от 2,5 месяцев и старше)
Продолжаем формировать у ребёнка зрительную, слуховую и осязательную активность и движения рук.
Подвешиваем колокольчик на расстоянии 60-70 см от груди ребёнка, он соединен с узкими яркими лентами разных цветов шириной 1,5 см. Концы этих ленточек опускаются над грудью ребёнка. Выглядит это примерно так: на верёвочке висит колокольчик, а по бокам от него еще ленточке завязаны на этой же верёвочке таким образом, что их длинные концы свисают над малышомJ.
Вначале взрослый, позванивая колокольчиком, привлекает внимание ребёночка, лежащего на спине, к игрушке и лентам. Дальше, предоставив малышу возможность бодрствовать самостоятельно, взрослый следит, чтобы он не брал ленты в рот. Нужно всякий раз высвобождать ленты из рук малыша, стараясь при этом не попадать в поле его зрения, чтобы не отвлекать от ленточек, обращает наше внимание Пилюгина. 
Увидев яркие ленты, услышав звук колокольчика, малыш радостно двигает ручками и ножками, наталкивается на ленточки сам. Приводя их в движение, он получает новые осязательные и зрительные впечатления. Наталкиваясь на ленты руками, ребёнок начинает их ощупывать, захватывать, размахивать руками. Он дёргает за ленточки, приводит в движение колокольчик. Малыш прислушивается к звукам колокольчика и снова радостно двигает руками, захватывая и дёргая ленты, вновь вызывая движение колокольчика.
Если у ребёнка слабый размах руки, то есть он не может, дёрнув ленту, привести в движение колокольчик, то взрослый берёт руку малыша в свою и осторожно отводит её в сторону вместе с захваченной лентой, передавая ребёнку мышечное усилие, необходимое для того, чтобы колокольчик был приведён в движение – звучание.
Занятие считается успешным, по мнению авторв, если малыш с любопытством рассматривает новые ленты, прислушивается к звуку колокольчика, активно действует руками.
Вы заметите, как во время занятия у детей улучшается настроение, они улыбаются, издают радостные звуки, пишет Пилюгина.
При таком занятии-игре у малыша, бесспорно, идёт процесс накопления разнообразных впечатлений, являющихся предпосылкой мышления. А это чрезвычайно важно.
Занимаясь с лентами, ребёнок может перекладывать их из руки в руку, одновременно захватывать двумя ручками, производить разнообразные движения, располагая ленту для лучшего рассматривания, приближая ее к глазам или удаляя, перемещая справа налево и наоборот.
Если малыш раньше захватывал ленту только в кулак, то теперь можно наблюдать своеобразные движения пальчиками, ощупывающих ленточки и пытающихся захватить их. Это уже новый важный этап в развитии движения руки.
Занятие продолжается 5-7 минут. В самом начале наиболее активно малыш двигает руками, ногами, всем корпусом, но постепенно главное место начинают занимать движения рук, пальцев, рассматривание лент, прислушивание к звучанию колокольчика.

4 Слушание грустной и весёлой мелодий (от 2,5 месяцев и старше)
В процессе этого занятия- игры ребёнок приучается прислушиваться к звучанию различных по эмоциональной окраске мелодий, обогащается сенсорными впечатлениями.
Взрослый садится на скамейку у ног ребёнка, лежащего на спине, чтобы малыш его не видел. Сам же взрослый должен хорошо видеть лицо малыша. Заранее из поля зрения ребёнка убираются все предметы, которые смогут отвлекать его от занятия.
Взрослый напевает грустную мелодию (можно использовать и классическую музыку, и народные песни без слов) и наблюдает за малышом.
Ребёнок, как правило, прекращает движения, затихает, прислушивается к мелодии. Затем выражение его лица становится грустным, обиженным, уголки губ опускаются вниз, малыш готов расплакаться. Не следует доводить ребёнка до слёз, надо сразу же менять грустную мелодию на весёлую. При этом важно, чтобы мелодия исполнялась с одинаковой силой звучания, не громко, но и не очень тихо, отмечает Пилюгина.
При смене мелодии у ребёнка исчезает грустное выражение лица, оно становится сосредоточенным. Прислушавшись к новой мелодии, малыш начинает оживлённо двигать руками и ногами, смотреть по сторонам, улыбаться.
Игра-занятие проводится 2 раза подряд. Но при повторном слушании грустной мелодии картина может измениться: ребёнок затормаживает движения, его лицо становится сосредоточенным, но гримас недовольства может не наблюдаться. Ребёнок как будто чего-то ждёт. При исполнении весёлой мелодии малыш улыбается, начинает сразу оживлённо двигать ручками и ножками.
Занятие считается успешным, если ребёнок затихал, вслушиваясь в звуки мелодии, и по-разному реагировал на грустную и весёлую мелодии. Продолжительность игры-занятия 2-3минуты.

«Почти  все  исправления,  вносимые  ребенком  в  нашу  "взрослую" речь,
заключаются именно в том, что он выдвигает на первое место динамику.
Но,  конечно,  и детям порою случается выдвигать в названии предмета не
глагол, а имя существительное или - очень редко - прилагательное…
     Мне  сообщают  о пятилетнем Гаврюше, который ботанику называл цветаника
(его  отец  был  директором  ботанического  сада), а ватрушку - творушка (от
слова  "творог");  и  я знаю Мусю, которая называла нафталин муфталином, так
как была уверена, что нафталин существует специально для маминой муфты.
     Впрочем,  таких  словообразований  не  много. Большинство детских слов,
входящих в область "народной этимологии", связано с глагольными формами.
Так  велико  у  детей  тяготение к глаголу, что им буквально не хватает
глаголов,  существующих  во  "взрослом"  языке.  Приходится  создавать  свои
собственные.
     Нет,  кажется, такого существительного, которое ребенок не превратил бы
в глагол:
     - Часы часикают.
     - Вся елка обсвечкана! Вся елка обсвечкана!
     Брат трехлетней Нины играет на балалайке. Нина страдальчески морщится:
     - Не балалай, пожалуйста!
     Ребенок создает такие глаголы десятками - гораздо чаще, чем мы.
     Прищемив себе руку дверью, ребенок кричит:
     - Ай, я задверил руку!
     И  пусть  родителей  коробит  это  смелое производство глагола, ребенок
считает его совершенно нормальным.
     - Отскорлупай мне яйцо.
     - Замолоточь этот гвоздик.
     - Бумага откнопкалась.
     - Я защёкала свою карамельку!
     - Ого-го, как ладошкаются!
     - Ой, меня крапива накрапивила!
     - Я намакаронился.
     - Я уже начаёпился.
     И даже:
     - Мы почайпили кофе»   Корней Чуковский « от 2 до 5»


Комментариев нет:

Отправить комментарий