понедельник, 20 августа 2012 г.

Занятия с ребёнком от 2х месяцев и старше по Э.Г. Пилюгиной

 

«Зрение

Свет и темнота, ночь и день. Сон происходит нечто очень невнятное, бодрствование - происходит нечто более отчетливое, что-то хорошее (грудь) или дурное (боль). Новорожденный смотрит на лампу. А на самом деле не смотрит: зрачки расходятся и сходятся вновь. Позже, водя глазами замедленно передвигаемым предметом, то и дело фиксирует его и теряет.
Контуры пятен, все без перспективы. Мать на расстоянии в метр уже другое пятно, чем когда она наклоняется над тобой. Лицо и профиль как лунный серп, при взгляде снизу - только подбородок и губы, а когда лежишь на коленях - лицо то же, но с глазами, когда склонится ниже - новое изменение: появляются волосы.
А слух и обоняние утверждают, что все это одно и то же.
Грудь - светлая туча, вкус, запах, тепло, блаженство. Новорожденный выпускает грудь и смотрит, изучает глазами это нечто неведомое, которое постоянно появляется над грудью, откуда плывут звуки и дует теплый ветерок дыхания. Новорожденный еще не знает, что грудь, лицо, руки составляют одно целое - мать.
Кто-то чужой протягивает к нему руки. Обманутый знакомым движением, образом, охотно идет к нему. И лишь тогда замечает ошибку. На этот раз руки отдаляют его от знакомого пятна, приближают к незнакомому, возбуждающему страх. Резким движением поворачивается к матери, смотрит либо хватается за шею матери, чтобы спастись от опасности.
Наконец лицо матери, изученное руками, перестает быть тенью. Младенец множество раз хватался за нос, дотрагивался до странного глаза, который то блестит, то снова темнеет под завесой ресниц, изучал волосы. А кто не видел, как он оттягивает губы, разглядывает зубы, заглядывает в рот, внимательный, серьезный, с морщинкой на лбу. Правда, ему мешает в этом пустая болтовня, поцелуи, шутки-то, что мы называем "развлекать" ребенка. Но развлекаемся мы, а он - изучает. В ходе исследований для него уже появились вещи установленные, сомнительные и загадочные».     Януш Корчак «Как любить ребёнка»

Занятия с ребёнком от 2х месяцев и старше по Э. Пилюгиной
Вашему малышу  уже 2 месяца :). Вот, что предлагает автор:
1 Показ двух одинаковых игрушек, находящихся на различном расстоянии одна от другой
Попробуйте организовать наблюдение ребёнка за перемещаемыми в разных направлениях двумя игрушками. Такое занятие будет развивать у малыша зрительную и двигательную активность. Вам понадобятся две одинаковые игрушки, высотой 12-15 см на подставках.
Перед лежащим на животе ребёнком по центру на расстоянии одного метра взрослый ставит рядом две игрушки – мишки (например). Привлекая внимание малыша, ласково разговаривая с ним, взрослый начинает перемещать игрушки вправо и влево от центра. Сконцентрировав внимание малыша на двух игрушках, взрослый медленно отодвигает одну игрушку от другой, приговаривая: «Идёт мишка, топ-топ». Следя за перемещающейся игрушкой, ребёнок поворачивает голову, а затем и весь корпус в направлении её движения. Отведя медвежонка на расстояние до 80 - 100 см от центра, взрослый переключает внимание малыша на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинает отодвигать её таким же образом, но в другую сторону. Ребёнок поворачивает голову, а затем и весь корпус вслед за перемещающимися игрушками то в одну, то в другую сторону. Далее взрослый перемещает игрушки поочередно к центру. И так повторяет 2-3 раза. Занятие заканчивается разведением игрушек в разные стороны. С малышом можно так заниматься по 2-3 раза в день. При замене игрушек такое занятие будет интересно  для детей долгое время, по мнению Пилюгиной.
Предложенные занятия-игры – это первые шаги ребёнка в познании окружающего мира, отмечает автор. Малыш рассматривает разнообразные предметы, прислушивается к звукам, испытывает новые ощущения от прикосновения к вещам. Все это развивает у него активность, стремление к новым впечатлениям бесконечно разнообразной действительности. Малыш уже сам начинает подолгу рассматривать рисунок ковра, висящего на стене, красивую посуду, различные интересные ему предметы. Он следит за входящей и выходящей из комнаты мамой, прислушивается к голосам взрослых, к мелодиям. Малыш начинает улыбаться, услышав знакомые голоса или увидев кого-то из близких ему людей.
Ребёнок первых месяцев жизни гораздо способнее к восприятию окружающей действительности, чем вы можете предположить. Поэтому чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем лучше будет результат. Если кто-то не успел начать проводить развивающие занятия в рекомендуемые сроки, вы можете заниматься с ребёнком и более старшего возраста, только необходимо соблюдать при этом предложенную последовательность, предлагает Пилюгина. Старшие дети будут усваивать предлагаемые игры-занятия в более сжатые сроки.

Игры-занятия с детьми от 2,5 месяцев до 5-6 по Э.Пилюгиной
К 2,5-3 месяцам ребёнок бодрствует гораздо дольше, чем в предшествующий период. Длительность бодрствования достигает полутора часов, а к 5-6 месяцем и 2х часов. У вас появляется чудесная возможность больше времени уделять общению с ребёнком, формированию важнейших умений и навыков, позволяющих малышу в период бодрствования быть спокойным, играть самостоятельно.
Предлагаемые игры-занятия являются прежде всего обучающими. Этим они и отличаются от бытующих в практике семейного воспитания  игр-забав развлекательного характера, подчеркивает Пилюгина!
Автор обращает наше внимание на то, что для данного возраста важной особенностью является развитие движений рук. Малыш пытается дотронуться до привлекающего его внимания предмета, а затем и захватить его. Поэтому цель занятий в этом возрастном периоде должно быть направлено именно на формирование  движений ручек вашего ребёночка. Дело в том, что если в семье не ведётся целенаправленная работа с ребёнком в этом плане, то руки у него остаются пассивными, что заметно и в более старшем возрасте.  Большое значение в развитии движений рук имеет обстановка, окружающая малыша. Если она бедна и однообразна, то даже при достаточном внимании к ребёнку со стороны взрослых должного развивающего эффекта достигнуть невозможно. Ребёнок, привыкший к частому общению со взрослыми, постоянно требует внимания к себе, просится на руки, так как не может найти интересного занятия самостоятельно.
Предлагаемые игры-занятия способствуют формированию общих движений. Научившись брать игрушки, ребёнок стремится взять их не только тогда, когда они находятся близко от него, но и в том случае, если до привлекательной игрушки невозможно дотянуться рукой. Так малыш, увидев интересную игрушку справа или слева от себя, поворачивается к ней всем корпусом, а позже старается к ней приблизиться, подползти.
Очень рано, уже в возрасте от 20 дней и старше, дети, с которыми занимаются, начинают различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы, пишет автор, основываясь на своих многолетних наблюдениях. Теперь же, в возрасте от 2,5 до 6 месяцев, они начинают действовать с предметами разной формы и величины, и если раньше ребёнок различал эти свойства предметов только зрительно, то теперь, действуя практически, он путём осязания, двигательной активности постигает разные свойства предметов – величину, фактуру, форму, вес и многое другое!

Накопление чувственного опыта при знакомстве детой с цветом, формой, величиной предметов становится накоплением сенсорных впечатлений, резюмирует автор.
Подбор дидактического материала для проведения игр-занятий интересен и разнообразен! Это деревянные ложки с хохломской росписью, жостовские  подносы, ленты или тесьма с декоративными народными узорами, валдайские колокольчики. И хотя предметы прикладного искусства не относятся к разряду игрушек, именно они обладают той живописной гаммой, тем глубоким звучанием, которые и вызывают эмоциональный отклик у малышей.

«Так,  Адик  Павлов  называл  Серафиму Михайловну Сахарина Михайловна, а
маленькая    Ира,    подметив,    что    запонки   являются   исключительной
принадлежностью папы, переименовала их в папонки:
     - Папочка, покажи твои папонки!
     Слюнка, например, у детей превращается в плюнку:
     - Потому что мы не слюем, а плюем.
     Язык  они  называют  лизык,  и  мне  сообщают  о Нине Гуляевой, которая
достигла  семилетнего  возраста,  а  все  еще  не  могла примириться с нашим
взрослым "искажением" формы лизык:
     - Как же так! Лизать - и вдруг не лизык, а язык!
     По-украински язык у волов и коров так и называется лизень.
     Ребенок  и  представить  себе не может, чтобы взрослые создали слово, в
звуке   которого   нет  характеристики  функций  обозначенного  этим  словом
предмета. Тополь должен топать, орел - орать, а радуга - радовать:
     - Почему это - радуга? Потому что она радуется, да?
     До  сих  пор,  насколько  мне  известно,  эти  языковые  процессы  были
замечены  исследователями  только  у взрослых. Но вот, оказывается, и в речи
детей  они занимают не последнее место, ибо нет никакой существенной разницы
между вертилятором и мелкоскопом, между вертутией и сфинкой…
И  заметьте,  как  действенны  эти ребячьи слова. В большинстве случаев
они изображают предметы исключительно со стороны их действия.
     Строганок - это то, чем строгают,
     Копатка - это то, чем копают.
     Колоток - это то, чем колотят.
     Цепля - это то, чем цепляют.
     Вертутия - это то, что вертится.
     Лизык - это то, что лижет.
     Мазелин - это то, чем мажут.
     Кусарик - это то, что кусают.
     Здесь  нет  ни единого слова, которое не было бы связано с движением, с
динамикой.
     Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета.
     Трехлетний  ребенок  уверен,  что почти каждая вещь существует для того
или  иного  точно  определенного действия и вне этого действия не может быть
понята.
     В существительном ребенок ощущает скрытую энергию глагола.
     Вы  только  всмотритесь, с каким напряженным вниманием глядит годовалый
младенец   на  автомобили,  мотоциклы,  трамваи,  следя  за  их  непрерывным
движением».      Корней Чуковский «от 2 до 5»



Комментариев нет:

Отправить комментарий