понедельник, 30 июля 2012 г.

Развитие речи ребёнка с первых дней жизни (продолжение)




«Кормить может каждая мать. У каждой - достаточно молока. Только незнание техники кормления лишает мать природной ее способности…

Что ж, возможно, и я написал бы нечто вроде египетского сонника гигиены для матерей.
"Вес три с половиной кило при рождении - к здоровью, благополучию".
"Зеленый, слизистый стул - к хлопотам, неприятным известиям".
Может, и я бы составил "письмовник" советов и указаний.
Но я не раз убеждался, что нет совета, которого нельзя довести до абсурда, некритически следуя ему в любых ситуациях.
Старая система: грудь тридцать раз в сутки, вперемежку с касторкой. Младенец переходит с рук на руки, все члены семьи качают и баюкают его, все насморочные тетки - целуют. Его подносят к окну, к зеркалу, хлопают, тарахтят погремушками, поют - балаган, да и только.
Система новая: грудь каждые три часа. Не беда, что ребенок, завидя приготовления к кормлению, теряет терпение, злится, кричит, - мать следит за часовой стрелкой: еще четыре минуты. Подошло время кормления, а ребенок спит, - мать решительно будит его; истекли положенные минуты - отрывает от груди голодного. Ребенок в кроватке - нельзя трогать. Нельзя приучать к рукам! Выкупанный, сухой, сытый, он должен спать, а не спит. Замереть, ходить на цыпочках, зашторить окна. Больничная палата, да и только.
Зачем думать, когда существуют предписания…

Не "как часто кормить", а "сколько раз в сутки".

Вопрос, сформулированный так, предоставляет матери свободу: пусть она сама составит расписание, удобное и ей и ребенку!!!
Итак, сколько раз в сутки ребенок должен получать грудь?
От четырех до пятнадцати.
А сколько времени следует его держать у груди?
От четырех до 45 минут и больше.
Грудь бывает легкая и трудная, с большим и меньшим количеством молока, с соском удобным и плоским, выносливым и болезненным. Дети могут сосать охотно, с капризами, лениво. Значит, одного рецепта для всех быть не может!!!
Примеры.
Сосок развит плохо, но выносливый; новорожденный сосет охотно. Пусть сосет часто и подолгу, чтобы "разработать" грудь.
Молока много, младенец слабый. Попробуем перед кормлением сцедить часть молока и заставить его потрудиться. Не справляется? Тогда сначала дать грудь, а остаток молока сцедить.
Трудная грудь, ребенок вялый, начинает сосать только через десять минут.
Одно глотательное движение может приходиться на одно, два, пять сосательных. Количество молока в глотке может быть разным.
Ребенок лижет грудь; сосет, но не глотает; глотает редко; глотает часто...
"У него все течет по подбородку". Это может происходить оттого, что молока много, а может быть и потому, что его мало, а проголодавшийся ребенок сосет с силой и тут же захлебывается несколькими первыми глотками.
Как можно давать рецепты, не видя матери и ребенка? !!!
"Пять кормлений в сутки по десять минут"- это мертвая схема».    Януш Корчак « Как любить ребёнка»

Дорогие друзья, здравствуйте. На этой неделе было много работы, поэтому пишу, как и заявляла, раз в неделю. Продолжая предыдущую тему, добавлю еще несколько стишков, которые понравились мне. Предлагается много вариантов в интернете, книгах, но достойных, на мой взгляд, мало. Привожу еще несколько, взяты мной с каких-то детских сайтов, авторы там указаны, к сожалению, не были. Если кто-то сможет указать автора – буду очень благодарна!
***
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Ну а этот пальчик – Я,
Вот и вся семья моя!
Методические рекомендации: трогаем каждый пальчик, слегка надавливая на верхнюю фалангу, а в конце стишка – сжимаем ладошку в кулачок.
***
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Ну а этот – толстячок,
А все вместе – кулачок!
Методические рекомендации: пальчики загибаем по очереди, а потом -  кулачок ладошку.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять!
Методические рекомендации: каждый пальчик крутим по часовой стрелке, слегка надавливая на верхнюю часть, потом делаем кулачокJ.
***
Паучок ходил по ветке,                                                  Солнце стало пригревать,
А за ним ходили детки.                                                  Паучок ползёт опять!
Дождик с неба вдруг полил,                                          А за ним ползут все детки,
Паучков на землю смыл.                                                Чтобы погулять на ветке!
 
Методические рекомендации:  щекотим ладошку и каждый пальчик, изображая, как ползут паучки, потом побарабаним по ладошке, изображая капельки дождя. Можно похлопать в ладошки в конце стишка.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистит стол,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел…
Методические рекомендации:  растираем каждый пальчик от кончика к основанию, слегка надавливаем.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона прилетает,
Головой она кивает.
Каркает: «Вот и обед!»
Глядь – а червячков уж нет!
Методические рекомендации:  растираем каждый пальчик от кончика к основанию, слегка надавливаем, потом крутим каждый пальчик по часовой стрелке.
***
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать –                                      
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

На другой руке пять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.

Пальчики дружные,
Все такие нужные! (прислала постоянная читательница блога Наталья Лазарева)
J

***
 Стишки для малышаJ
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт! (Ю. Яковлев)
***
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает он,
Он слонихе шлёт поклон.  (Агния Барто)
***
Сын зовёт: - Агу, агу! –                                               Но опять: - Агу, агу! –
Мол, побудь со мною.                                                 Слышно с новой силой.
А в ответ: - Я не могу,                                                 И в ответ: - Бегу, бегу!
Я посуду мою.                                                              Потерпи мой милый! (Агния Барто)
***
Потешки для малыша
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять-                                 
Мы промочим ножки.
***
- Мы проснулись, мы проснулись!                                          
- Сладко-сладко потянулись.
- Маме с папой улыбнулись!
***
Водичка, водичка!
Умой наше (или вставить имя) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок!
***
Ротик мой умеет кушать,
Нос – дышать, а ушки – слушать,
Глазоньки – смотреть- моргать,
А ладошки – всё хватать!






Иванушка
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород.

Кисонька

- Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
-Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела?
- Одна.
 - Не ешь одна! Не ешь одна!


Баю-баю, баиньки

Баю-баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.


Конь
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк!


Дедушка Егор

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.






На улице

На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девушки-красавицы
Смотрят и смеются:
- Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!


Солнышко

Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Котенька-коток

Котя, котенька-коток,
Котя – серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Коза
Идёт коза рогатая,
Идёт коза-бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто каши не есть,
Молока не пьёт,
Забодает, забодает, забодает.

Петушок

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?

Совушка

Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела –
Во траву свалилася,
В яму покатилася!








Ниже стихотворения Нины Пикулевой, которые можно рассказывать даже лялечкеJ. Поверьте, малыш будет слушать с необыкновенным интересом! Чем чаще вашу речь слышит ребёнок, тем раньше он заговорит!
Просыпайся глазок!
Просыпайся другой!
Поздороваться Солнышко вышло с тобой!
Посмотри, как оно улыбается,
Новый день, новый день начинается!


Ой, да проснулись!
Где были? В сказке!
Выспались щечки,
Выспались глазки,
Выспались ручки,
Выспались ножки,
Доброе утро
Нашему крошке!

Выспался носик,
Выспалась шейка...
ай, потягунюшки,
Ты не болей-ка!
Выспались бровки,
Выспались ушки!
Ай, потягушки,
Ай, порастушки!

Умывалочка
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
по-нем-нож-ку!
Нет, не понемножку,
Посмелей!
Будет умываться веселей!
Это кто у нас сегодня
Разговорчивый такой?
Разговорчивый такой
И родной-родной-родной?!!

Кто купаться пришел?
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Кто тут голенький такой?
Кто тут голенький
Да веселенький?
Кто купаться пришел?
Кто водичку нашел?
Эх, водичка, хороша,
Хороша водичка!
Накупай-ка малыша, (вставляйте имя малыша)
Чтоб сияло личико!



Нина Пикулева



Ф Е Д Ю Ш К А  (будилочка)


Утром к нашему Федюшке
Приходили Потягушки -
Не худышки, не толстушки,
Потягушки-порастушки!

А Федюшка – спи-и-ит,
И подушка – спи-и-ит,
И перинка – спи-и-ит,
И простынка – спи-и-ит!

Ох и сладко Феде спится!
Ничего ему не снится?

Снятся, снятся Потягушки,
Что уселись на подушке,
Одеялко – хвать за край:
Ну вставай,
вставай,
вставай!

А Федюшка – спит,
И подушка – спит,
И перинка – спит,
И простынка – спит!

Потягушки не сдаются,
Не сдаются, с Дрёмой бьются:
Просыпайся, глазок,
Просыпайся, другой,
А не то поиграть
Не успеем с тобой!

Нет, Федюшка – не спит!
И подушка – не спит!
И перинка – не спит!
И простынка – не спит!
Поиграть пришли? Ура!
Начинается ИГРА!

Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растём,
растем,
растем!



Нина Никитина
«Баю-баю, птенчик мой»
Воробьишке снится сон:
Вместо гнёздышка - батон,
Мягкий, как пуховичок,
И вкусней, чем червячок!

Под крылом любимой мамы
Сладко спится пеликану...
Перестал шуршать камыш -
Подрастает пусть малыш.

Снегирёк уснул на ветке
Под рябиновым зонтом.
В тёплой шубке спиться крепко -
Снится мама, снится дом...

Кто так сладенько храпит?
То цыплёнок крепко спит.
И колышет ветерок
Колыбелечку-листок.

Дятел выдолбил дупло -
В доме птенчикам тепло.
Пока детки будут спать,
Надо шишек натаскать.

Лебедь песенку поёт,
Сын под песенку заснёт.
Сладко спит сынок в гнезде -
Соску выронил во сне.

Вдаль уносит лодочка
Спящего утёночка.
Видит он себя во сне
Штурманом на корабле.

Цапля песню сочиняет,
Колыбелечку качает...
Спать малышка не спешит -
Рыбки-куклы хороши!
Мама убаюкает
Дочку вместе с куклами.

Вечерами соловей
Распевает для друзей...
Днём, чтоб отдыхали ушки,
Прикрывает их подушкой.

Спят зверята, рыбы, птицы...
Только совушке не спится:
По ночам мышат гоняет
Или с шариком играет.

Стихотворение Марины Юриной («от 7 до 12» )
«Зайка»
Мои пальчики танцуют,
Брату зайчика рисуют:
Вот и ушки, вот и нос,
Маленький пушистый хвост.
Брат рисунок оценил –
Сразу ручками схватил
И засунул прямо в рот…
Ушки, нос, пушистый хвост.
Ничего, пускай жует,
У него ведь зуб растет.

Нина Пикулева
«Где ты, дедушка Молчок?» (прибаутка)
 Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим,
Помолчим…

Слышишь, добрый старичок?
Ти-ши-на… пришел Молчок!
Не спугни его, смотри,
Ни-че-го
Не говори, тсс…
«Колыбельная для вечера с капризами»
Чики-воки, чики-воки,
Жили-были Ничевоки.
Ничего не говорили,
И не ели, и не пили.
Ничего не говорили.

Только  дулись, дулись, дулись!
А потом вдруг улыбнулись ,
И на маму поглядели,
И попили, и поели!
Над собой похохотали,

Да и спать легли. Устали. 


Чики-воки, чики-воки,
Засыпают Ничевоки…
Тише, тише, не шумите,
Ничевок не разбудите.


«Тропинка ко сну. Паучок»
Пау-пау-паучок,
Паутиновый жучок,
Семь ночей не спал,
Для тебя соткал
Сон про солнышко –
Колоколнышко,
И про дождь грибной,
И про нас с тобой…
Хочешь по лесу во сне  побродить? Глазки попробуй закрыть.

«Ходит сказка по домам» (колыбельная)
 Ходит сказка по домам,

По высоким теремам.

Жди её, глаза закрой.

Спи, глазок,

Спи, другой.



Сказка добрая придёт,

Сердце доброе найдёт.

Жди её, глаза закрой.

Спи, глазок,

Спи другой.

 

«- Ах ты, стрекоза! - сказала мать своей трехлетней Ирине.
     - Я не стрекоза, а я людь!
***
Или,  например,  слово  нырьба.  Ребенок создал его лишь потому, что не знал  нашего  взрослого  слова  "ныряние".  Купаясь в ванне, он так и сказал своей матери:
     - Мама, скомандуй: "К нырьбе приготовиться!"
***
Мне сообщили о мальчике, который сказал своей матери.
     - Дай мне нитку, я буду нанитывать бусы.
     Так осмыслил он слова "нанизывать на нитку".
    
Услыхав  от  какого-то  мальчика,  будто  лошада  копытнула  его, я при первом  удобном  случае  ввернул  эти  слова  в  разговор  с  моей маленькой дочерью.  Девочка  не  только сразу поняла их, но даже не догадалась, что их нет в языке. Эти слова показались ей совершенно нормальными.
***
Почему, в самом деле,  ребенку  говорят о лошади - лошадка? Ведь лошадь для ребенка огромна.
Может  ли  он  звать  ее  уменьшительным  именем?  Чувствуя всю фальшь этого уменьшительного,   он  делает  из  лошадки  -  лошаду,  подчеркивая  тем  ее громадность.
     И  это  у  него  происходит  не  только  с  лошадкой:  подушка для него зачастую - подуха, чашка - чаха, одуванчик - одуван, гребешок - гребёх.
     - Мама, смотри, петух без гребеха.
     - Уй, какую мы нашли сыроегу!
     - В окне на Литейном вот такая игруха!
     Сын  профессора А.Н.Гвоздева называл большую ложку - лога, большую мышь
- мыха:
     - Дай другую логу!
     - Вот какая мыха!
     Пушку называл он - пуха, балалайку - балалая.
***
     Наташа Шурчилова мамины босоножки зовет: босоноги.
     Во  всех  этих  случаях  ребенок  поступает  точно так же, как поступил Маяковский, образуя от слова щенок форму щен:
 Изо всех щенячьих сил
 Нищий щен заголосил».                                        Корней Чуковский «от 2 до 5».

Папа держит Фёдора пописить на прогулке. Подъезжает новый Range Rover, начинает парковаться. Коменнтарий Фёдора (1год и 10 месяцев): "Смотри, папа, неплохая машинка!" :)

2 комментария: