воскресенье, 15 июля 2012 г.

Занятия с ребёнком от 20-25 дней и старше, первый месяц жизни (по Э.Г. Пилюгиной)


«Не отрекайся от этих (бессонных) ночей. Они дают то, чего не даст книжка, чего не даст никакой совет. Потому что ценность их не только в знаниях, но и в глубоком духовном перевороте, который не дает вернуться к бесплодным размышлениям: что могло бы быть, что должно быть, что было бы хорошо, если бы... но учит действовать в тех условиях, которые есть.
Во время этих ночей может родиться чудесный союзник, ангел-хранитель ребенка - интуиция материнского сердца, предвидение, которое складывается из воли исследователя, мысли наблюдателя, незамутненности чувства.

 Случалось: вызывает меня мать.

- Малыш, в общем-то здоров, ничего у него не болит. Я просто хотела, чтобы вы его осмотрели.
Осматриваю, даю несколько советов, отвечаю на вопросы. Ребенок здоров, мил, весел.
- До свиданья.
И в тот же вечер или назавтра:
- Доктор, у него жар.
!!!Мать заметила то, чего я, врач, не смог вывести из поверхностного осмотра во время короткого визита!!!
Часами склоненная над ребенком, не владея методикой наблюдения, не зная, что именно она заметила, не веря себе, она не осмеливается признаться в своих неясных подозрениях.
А ведь она заметила, что у ребенка, у которого нет хрипоты, голос какой-то приглушенный, что он лепечет  меньше или тише. Разок вздрогнул во сне сильней, чем обычно. Проснувшись, рассмеялся, но не так звонко, как всегда. Сосал чуть медленнее, может, с более длительными паузами, словно был раздражен чем-то. Вроде бы скривился, когда смеялся, а может, только показалось? Любимую игрушку со злостью отшвырнул, почему?
Сотней признаков, которые заметил ее глаз, ухо, сосок, сотней микрожалоб он ей сказал:
- Мне не по себе. Нездоровится мне сегодня». Януш Корчак «Как любить ребёнка»

Различение предметов по цвету (от 20 дней и старше)
Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»
Автор обозначает, что основная Задача – это обогащать ребёнка цветовыми впечатлениями, продолжать формировать его зрительную и двигательную активность. Занятие поможет выявить, различает ли ребёнок цвета.
Пилюгина рекомендует приготовить две игрушки: красного и зелёного цвета, автор отмечает, что они должны быть равными по величине, важно, чтобы красный и зелёный были одинаково яркими.
Игра-занятие может проводиться вами в течение нескольких дней, поэтапно. На первом занятии над ребёнком помещается зелёная игрушка. Для этого высоко над постоянным местом бодрствования протягивается белая ленточка или тонкий шнурочек. К ним привязывается на нитке игрушка и спускается вниз таким образом, чтобы она находилась на расстоянии 60-70 см от груди ребёнка. Чтобы привлечь внимание малыша, взрослый приводит игрушку в движение, вращает и т.д. После того как ребёнок заметил игрушку, можно зафиксировать продолжительность её рассматривания. Если малыш рассматривает игрушку более 5 минут, лучше отвлечь его, чтобы не переутомился.
С каждым последующим занятием интерес ребёнка к игрушке ослабевает. Взрослый проводит занятие два раза в день, но игрушка постоянно находится над ребёнком, поэтому, бодрствуя, малыш может рассматривать её.
На втором этапе игры (примерно через 3-4 дня, после того, как малыш перестал активно интересоваться зелёной игрушкой), она заменяется одинаковой по форме и величине красной игрушкой.
Взрослый, обращая внимание малыша на игрушку нового цвета, фиксирует продолжительность её рассматривания ребёнком. Разница продолжительности изучения зелёной игрушки на 4 день и красной при её первом появлении свидетельствует о том, что малыш различает два предложенных цвета. Красная игрушка висит над ребёнком 3 дня. Занятия проводятся также (дважды в день). Примерно через три дня, когда ребёнок перестаёт обращать внимание на красную игрушку, можно заменить её на точно такую же, но нового цвета. Данная игра-занятие проводится с детьми, прошедшими обучение на предыдущих двух занятиях.

Отыскивание колокольчика по звуку (от 25 дней и старше)
Проводя это занятие с ребёнком, взрослый формирует у него слуховую, зрительную и двигательную активность. Вам потребуется небольшой колокольчик высотой примерно 5-7 см.
Занятие это начинается у Э. Пилюгиной так: положите ребёнка на спину и отойдите в сторону, чтобы он вас не видел. Теперь можно позвенеть колокольчиком, но только не долго и не громко. Сделайте 2-3 колебательных движения рукой и дайте звуку затихнуть. Посмотрите на малыша - прислушивается ли он к звуку колокольчика, затормозив свои движения? Еще раз позвените колокольчиком и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите его ребёнку, позванивая. Каждый раз звук колокольчика должен угаснуть, прежде чем будет воспроизведен снова. Нельзя подносить колокольчик слишком близко к глазам малыша. Следует держать его над грудью на расстоянии 60-70см.
Затем взрослый привязывает колокольчик к веревочке (леске) на указанной ранее высоте и перемещает его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на 80-100см от центра лески, взрослый слегка позванивает им, вызывая у ребёнка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны.
Таким же образом беззвучно колокольчик перемещается влево. Взрослый стимулирует поисковые действия ребёнка. Цель считается достигнутой, если малыш, услышав звук колокольчика, затихает, ищет его взглядом. Колокольчик должен звучать мелодично.
А втор предлагает проводить Занятие только 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем Пилюгина рекомендует сделать перерыв на 5-7 дней и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделюJ


    « Юра  с  гордостью  думал,  что  у  него  самая  толстая  няня. Вдруг на
прогулке в парке он встретил еще более толстую.
     - Эта тетя заднее тебя, - укоризненно сказал он своей няне.


     Замечательное  детское  слово  услышал я когда-то на даче под Питером в
один  пасмурный  майский  день.  Я  зажег  для  детей костер. Издали солидно
подползла двухлетняя соседская девочка:
     - Это всехный огонь?
     - Всехный, всехный! Подходи, не бойся!
     Слово  показалось  мне  таким  выразительным,  что  в  первую минуту я,
помнится,  был  готов  пожалеть, почему оно не сделалось "всехным", не вошло
во "всехный" обиход и не вытеснило нашего "взрослого" слова "всеобщий".
     Я как вижу уличный плакат:

                      ВСЕХНАЯ РАБОТА НА ВСЕХНОЙ ЗЕМЛЕ
                          ВО ИМЯ ВСЕХНОГО СЧАСТЬЯ!


     Так  же  велика  выразительность  детского  слова  сердитки. Трехлетняя
Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:
     - Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!


     И  что  может  быть  экспрессивнее  отличного  детского  слова смеяние,
означающего многократный и длительный смех.
     - Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.


     Трехлетняя Ната:
     - Спой мне, мама, баюльную песню!
     "Баюльная  песня" (от глагола "баюкать") - превосходное, звучное слово,
более  понятное  детям,  чем "колыбельная песня", так как в современном быту
колыбели давно уже сделались редкостью.


     Повторяю:  вначале  эти речения детей казались мне просто забавными, но
мало-помалу  для  меня,  благодаря  им,  уяснились  многие  высокие качества
детского разума».  Корней Чуковский «от 2 до 5»

3 комментария:

  1. Вася, 4,5 года
    Обращаясь к беременной маме:
    — Мама, проглоти, пожалуйста, фонарик, а то ляльке в животике темно.

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, больше не какается, наверно у попки батарейки сели

    ОтветитьУдалить